Город для людей: как заново найти современную таджикскую архитектуру

ДУШАНБЕ, 3 окт — Sputnik. Первое крупное поселение на месте нынешнего Душанбе появилось уже в конце III века до н. э, если верить археологам. Первое упоминание о кишлаке на берегу Душанбинки относится к 1676 году, а первая его карта была составлена в 1875-м. Однако с точки зрения истории архитектуры и целенаправленного развития жилого пространства столица Таджикистана — еще очень молодой город. Фактически, его градостроительная история начинается в 1926 году, когда председатель Абдукарим Розыков решил превратить селение в образцовый коммунистический город, привлекая к участию в проекте лучших строителей и архитекторов Союза. И пишется она до сих пор. Столица прирастает новыми зданиями, красивыми и не очень. И сталкивается с типичной проблемой любого крупного города: как сделать его одновременно красивым и удобным для самих жителей. Об этом корреспондент Sputnik Таджикистан поговорил с Оятом Шукуровым, архитектором и преподавателем Британской высшей школы дизайна, внуком известного таджикского ученого Мухаммаджона Шакури. - Оят, если бы у Вас была возможность перестроить Душанбе и полная свобода творчества, с чего бы Вы начали? — Самое важное, что можно сделать для города, это сохранить возможность строить новое и при этом комфортно жить в нем. Здесь больше вопрос развития инфраструктуры. Но это, к сожалению, уже не столько работа архитекторов, сколько социологов и городских планировщиков, тех, кто продумывает повседневную сторону жизни города. - Но все-таки, если бы Вы могли подарить жителям что-то красивое и функциональное — не только отдельное строение, а может целый жилой район, — чем бы Вы руководились? — Мне было бы интересно переосмыслить архетип традиционного таджикского жилища, хавли, дома и двора. В во времена СССР такой работы почти не велось. Было четкое разделение на советскую, многоэтажную и народную архитектуру. Это связано с идейной концепцией о том, как должен выглядеть город и где люди должны расселяться. И переосмысление такого культурного наследия — это самое интересное, с чем можно работать. - А как подобные задачи реализуются на практике? - Ситуация в современной архитектуре сейчас хороша своей плодотворностью, множеством типологий, которые можно переосмыслить. Есть очень интересные элементы народной архитектуры, которые можно использовать — это и дом, и чайхана, и базар. Можно, например, взглянуть на опыт архитектора Константина Терлецкого с чайханой "Рохат" в 1958 году, опираться на такой образ. - Это касается только общественных пространств и масштабных строений? — Нет, это не зависит от функций и типа зданий, это просто подход. Важнее попытаться заново нащупать таджикскую архитектуру. Вообще есть определенный тип городов, который поясом простирается по всему земному шару — это и Средиземноморье, и Новый Свет, и Кавказ, и Иран. Конечно, это и Таджикистан. Речь идет о таких интровертных домах, домах, обращенных внутрь. Их структура, по сути, неизменна: снаружи это просто стена с воротами, а внутри — целый мир с садом посередине. Но любопытно воспринимать этот мир, не просто как дом, который возводится на протяжении десятков лет разными поколениями семей, а как законченный современный объект, который строится за один раз. - Да, меня впечатлили дома жителей горных районов Таджикистана — ровные светлые строения, часто с резными рамами, забором, садом. Вы имеете в виду такой пример? — Памирский тип жилища по факту несколько отличается от жилища равнинных таджиков. Но речь идет скорее о выборе материала. В городах мы видим дома, сделанные или декорированные металлом, стеклом, с гипсовыми панелями. Но большинство простых зданий сделаны из кирпича, сырого или обожжённого. Это глинобитная архитектура. То есть можно подойти не с точки зрения функций, а с точки зрения материальности: каков их цвет, какие они на ощупь. И выбор материала влечет за собой определенные решения: будут ли дома узкими или широкими, с высокими проемами или нет? При этом дом может быть даже точно такой же по общим формальным признакам. - То есть развитие жилых пространств Таджикистана может опираться на своего рода деревенский стиль? — Речь идет именно об осмысленном, цивилизованном подходе, с учетом потребностей жителей. Это не разделение на город и деревню. Это разделение на город и его отсутствие. И культивирование такого человеческого подхода в архитектуре, наверное, именно то, что нужно сегодня не только Таджикистану, но и всему региону.

Город для людей: как заново найти современную таджикскую архитектуру
© Sputnik Таджикистан