Туве Янссон придумывала муми-троллей в холодной башне в центре Хельсинки
В домашнее ателье Туве Янссон (Tove Jansson, 1914-2001) могут заглянуть лишь немногие. В свое время коридор на чердаке, который соединял дом Туве и дом ее спутницы жизни Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietilä), был тайной этой частной квартиры. София Янссон (Sophia Jansson), племянница Туве Янссон, приехала на велосипеде. Она одета в темный костюм, и на уровне сердца видны разноцветные буквы Moomin. Янссон обещала показать нам домашнее ателье своей тети, в которое можно попасть только по разрешению фирмы Moomin Characters Ltd. Ежегодно сюда попадает лишь 10-15 групп. Количество человек в группе ограничено. Дом Туве легко найти. Он находится на улице Улланлиннанкату 1, рядом с улицей Касармикату. Это центральный столичный район Каартинкаупунки. На верхнем этаже дома в стиле ампир, своей окраской напоминающего цвет финской каши с ягодами, находится башня, в которой создательница муми-троллей прожила 60 лет. На стене дома установлена мемориальная доска с барельефом молодой Туве. Нос художницы блестит: говорят, что погладить его — к удаче. Башня пострадала от бомбардировки На лестнице София Янссон просит гостей не шуметь. Говорят, жители дома не любят, когда на верхний этаж кто-то ходит. Так было и в те времена, когда Туве Янссон, наконец, начала жить в башне, о чем она так сильно мечтала. «На нее жаловались. Сейчас в это тяжело поверить, ведь Туве была маленькой и стройной женщиной, которая придумала муми-троллей, милых и дружелюбных», — усмехается София Янссон. Этот дом и башню Туве приметила для себя во время войны. Изначально башня совершенно не отапливалась, в ней не было никаких удобств. Раньше здесь находилось ателье художника Хьяльмара Хагельстама (Hjalmar Hagelstam). В конце лета 1944 года Туве повезло, и она смогла снять это помещение. После бомбардировки Хельсинки дом был в ужасном состоянии. «После бомбардировки башня выглядит ужасно. Здесь нет окон, повсюду трещины, от стен откололись большие куски, от камина и батарей ничего не осталось. Но все же это — моя большая мечта. Просторная столовая, рядом — небольшая комната, в которой можно жить», — писала Туве Янссон в своем дневнике. В ателье чисто. Сразу, как заходишь, видишь маленькую металлическую печку фирмы Porin Matti. Справа от чулана — небольшая комната, которую Туве называла «lilla rummet» («маленькая комната» по-шведски — прим. пер.). Слева — миниатюрная ванная комната с сауной. Туристам в ателье делать фотографии запрещено В военные годы все было иначе. Туве жила в lilla rummet. Зимним утром здесь могло быть шесть градусов тепла, а в самом ателье — около нуля. Вот что Туве писала о своем рабочем месте: «Массивный нарядный камин в стиле югенд, комичная дверь с зеленым и красным стеклом. Рядом с ним — несимметричная побеленная комната, в которой я могу хранить все свои женские безделушки. Под потолком есть два окна». София Янссон — дочь Ларса, брата Туве. Ларс продолжил иллюстрировать комиксы о муми-троллях, когда Туве больше не могла это делать. Сейчас София Янссон — главный акционер и художественный руководитель фирмы Moomin Characters Ltd. Кроме этого, именно она чаще всего водит гостей в ателье художницы. «Это частная квартира, которая является собственностью фирмы. Члены семьи Туве также могут пользоваться ею. Иногда здесь бывают исследователи творчества Туве и ее муми-троллей», — рассказывает Янссон. Она говорит, что в ателье нельзя делать фотографии — из-за частного характера квартиры. Гости со смущением убирают телефоны обратно в карманы. Женские танцы вызывали недовольство В ателье высотой почти шесть метров и длиной восемь метров есть два окна арочной формы, из которых открывается вид на восток и на запад. Над ними — маленькие прямоугольные окна. Туве переехала сюда в возрасте 29 лет. В конце 40-х — начале 50-х у молодых людей было мало мест для встреч. Поэтому Туве приглашала друзей к себе в башню. Ходили слухи, что на чердаке девушки танцевали даже друг с другом. «Здесь устраивали торжества и театральные представления. Жильцы дома жаловались, поскольку, по их мнению, здесь вели аморальный образ жизни», — смеется София Янссон. Туве рассказывает в своем дневнике, как она была поражена реакцией жильцов: «Мне пришла записка, в которой говорилось, что первого сентября мне лучше подобру-поздорову отсюда убраться». На протяжении многих лет художница часто получала угрозы, но они не приводились в исполнение. Прожив в башне десять лет, Туве, наконец, смогла купить эту квартиру в 1952 году. Для этого пришлось взять большую сумму в банке. «Туве очень любила это место. Для нее это было нечто большее, чем рабочая мастерская. Ателье было демонстрацией ее свободы и творческой натуры», — говорит София Янссон. В башне появились книги о муми-троллях В башне на Улланлиннанкату Туве Янссон создала свои самые главные рисунки и истории. Уже в 1945 году здесь появилась книга «Маленькие тролли и большое наводнение». В ней читатели познакомились с Муми-троллем и Муми-долом. Серия книг о муми-троллях — самое известное творение Туве Янссон. София Янссон рассказывает о поразившем ее воображение коридоре на чердаке, который соединял дом, где была расположена квартира Туве Янссон, с другим домом, на верхнем этаже которого была квартира художницы Тууликки Пиетиля. Тууликки стала спутницей жизни Туве Янссон, и женщины ходили по коридору друг к другу. Этот коридор не сохранился, но, когда София Янссон была еще маленькой, она успела походить по чердаку к Туути, то есть к Тууликки Пиетиля. «Мы брали с собой корзинку, в которой было все необходимое, и шли через чердак к Тууликки. В этой паре приготовлением пищи занималась Тууликки. Чердак был очень интересным местом для ребенка. Там было темно, пыльно и увлекательно». Постепенно коридор на чердаке превратился в неофициальную художественную выставку. Туве и Туути прикрепляли в коридоре красивые картинки, которые они вырезали из разных плакатов и журналов. «Позже другие жители дома тоже захотели узнать, как эти женщины украсили коридор», — вспоминает София Янссон. В ателье провели ремонт в 1960-х. Ремонт планировал архитектор Рейма Пиетиля (Reima Pietilä), брат Тууликки Пиетиля. Вместе с женой Райли Пиетиля (Raili Pietilä) он сделал проект, в соответствии с которым в большой комнате появилась антресоль, а стены утеплили. Ванную установили по особой просьбе Туве. Следы от сигарет и характерный запах исчезли после ремонта Туве Янссон умерла в 2001 году, и комната на чердаке перешла во владение Moomin Characters Ltd. София Янссон рассказывает, что позже квартире снова потребовался ремонт. «Нам пришлось делать ремонт, частично — по необходимости. По потолку пошли трещины, окна протекали, провода, по мнению страховой компании, могли представлять опасность для жизни». Так исчезли брызги краски на полу, пожелтевшие от табака стены, и запах, присущий этому месту, пропал. Сегодня в ателье находится несколько больших исторических фотографий, которые рассказывают о том времени, когда здесь жила Туве. В зале стоят две гипсовые скульптуры, моделью для которых послужила мать Туве, Сигне Хаммарштен-Янссон (Signe Hammarsten-Jansson). Ее супруг Виктор Янссон часто использовал свою красивую жену как модель для создания скульптур обнаженных женщин. Лицо художник придумывал сам. Полки Туве заставлены книгами, здесь есть почти все классики-сказочники. То там, то здесь — модели парусных кораблей, а также отполированные водой камни и ракушки. Туве любила море. Мольберт пустует, но под антресолью установлена полка для картин, на которой стоят неоконченные работы Туве. На стене висят две копии французских картин. Взгляд останавливается и на старом черпаке из дерева. Еще здесь стоят пила и балалайка. В углу осталось углубление от печи, которая находилась здесь раньше. Туве сделала в этом углублении маленькую кухоньку и там же хранила дрова. Плиту больше не решаются использовать. Сверху положили электрическую панель. Судя по всему, Туве не любила готовить. Скоро в ателье опять будут толпы людей Всего через две недели в Хельсинки будет проходить Книжная выставка-ярмарка. Телефон Софии опять будет звонить. «Во время проведения выставки здесь будут иностранные гости. Просьбы поступают от разных издателей, а также от Fili — Общества финской литературы». Однако наследники не хотят, чтобы башня превратилась в официальный музей. «Это потребовало бы серьезной организации и может обойтись довольно дорого. Это помещение сильно изменится, потому что вещи нужно сохранить». Наша экскурсия подходит к концу. София Янссон просит гостей покинуть квартиру так же тихо, как они в нее вошли. Янссон еще раз обходит помещение и проверяет, что все на своем месте. «Мне важно сохранить в своем сердце образ Туве. Моя бабушка, Туве и Туути — основа моей семьи», — говорит София Янссон, которая потеряла мать, когда ей было шесть лет, и закрывает дверь.