В плену у Вертхаймеров или Русский след «Шанель № 5»

Фото: Creative Commons После Первой мировой войны американцы буквально наводнили Париж. Они скупали всё, что видели. Казалось, что их средства бесконечны, словно они выращивали зелёные доллары на задворках собственных жилищ. Коко Шанель занималась обустройством своей новой квартиры, как к ней поднялась Адриена и сказала, что пришли американцы и спрашивают, почему в магазине нет духов. Коко поморщилась и попросила Адриену отправить янки в ближайший сувенирный киоск, коих в Париже было сотни, где продавались тысячи вариантов самых ужасных духов. И всё же, чтобы Коко не думала про манеры американцев, она никак не могла избавиться от этой мысли: «Parfum от Шанель. А что, может быть, в этом что-то есть?» Через несколько недель мысль о создании собственных духов под своим именем вернулась к ней, хотя Коко понимала, что чистой прибыли подобные проекты дают мало, да и конкуренция была слишком велика. Фото: Creative Commons (Коко Шанель и Дмитрий Павлович Романов) На одной из вечеринок в Биаррице Шанель познакомилась с русским князем Романовым Дмитрием Павловичем, сыном великого князя Павла Александровича и двоюродным братом Николая Второго. Это был высокий, статный красавец, с которым у мадемуазель случился роман. Коко рассказала Дмитрию о своей задумке создать авторские духи. Она сделала это намеренно, так как знала, что все Романовы обожают хорошие духи. А он в свою очередь поведал ей о любимых духах царицы Александры, которые были созданы французской парфюмерной компанией «Ралле», основанной в Москве. Фото: Creative Commons (Ernest Beaux) Формулу этого изысканного аромата изобрёл Эрнест Бо, парфюмер из Граса. Коко захотела немедленно отправиться в Грас – самое известное место на юге Франции, где прославленные дома, как «Коти» и «Герлен» выращивали особые гибриды трав для своих духов – и отыскать этого таинственно Бо. Но прежде, чем это произошло, Дмитрий познакомил Коко со своей сестрой Марией Павловной, у которой сохранился образец духов «Ралле № 1» в крошечном флаконе в форме бриллианта. Аромат очаровал Коко, буквально пронизал нервные окончания и распространился по всему телу. Нанеся его на запястье, немного подождав, она снова вдохнула запах и поняла, что это имена та эссенция, которую она искала: «Скрытый аромат, столь же тревожный, сколь и неожиданный, содержащий и выражающий собой тайное обаяние женской страсти, пролившейся на хрустящие, белоснежные простыни». Мария Павловна подарила Коко свой образец «Ралле № 1» и написала рекомендательное письмо Эрнесту Бо, главному парфюмеру Дома Ралле. Взамен Шанель пообещала великой княгине, у которой в Париже было небольшое ателье, специализировавшееся на вышивке бисером, помочь расширить бизнес заказами из своего ателье. Теперь Шанель была твёрдо уверена в том, что выпустит собственную марку духов, и создаст новую коллекцию моделей в особом русском стиле, пробуждающим воспоминания о былом блеске и величии, которые будут гармонировать с её ароматом. Фото: pixabay Летом 1922 года вместе с Дмитрием Павловичем Коко отправилась в Грас, в сердце французской парфюмерной индустрии, где встретилась с Эрнестом Бо. Присутствие живого Романова и крохотный пузырёк «Ралле № 1» сделали своё дело, и, несмотря на явный скептицизм, Бо охотно вступил в диалог. Коко хотела получить максимально стойки аромат, усилить некоторые его оттенки, чтобы они сохранялись дольше, когда первоначальный букет начнёт ослабевать. Её духи должны быть дорогими и делать женщину незабываемой. После некоторого раздумья, Бо ответил, что не имеет права воспроизводить «Ралле № 1. Но Коко были не нужны духи Александры, она хотела, чтобы самый искусный парфюмер лишь адаптировал некоторые составляющие первоначальной формулы и получил совершенно новый аромат. Как этого будет добиваться Бо, Шанель не интересовало, она была готова заплатить столько, сколько потребуется и даже больше. Выписав чек, она передала его парфюмеру и заявила, что нанимает лично его для этой работы. Фото: Creative Commons Эрнест Бо подготовил одиннадцать образов, выставил их в ряд в одинаковых стеклянных бутылочках, на белоснежных этикетках которых стоял только номер. Чтобы обоняние было максимально чувствительным, Коко весь день ничего не ела и не выкурила ни одной сигареты. Ей не хотелось ошибиться и сделать неправильный выбор. Знакомство с ароматами началось с последней цифры. Если аромат нравился, Коко брызгала духи на листочек бумаги, выходила с образцом к Дмитрию Павловичу, который ждал за дверью. Каждый раз он отрицательно махал головой. Шанель понимала, что он искал аромат детства. Возвращаясь обратно, Коко отвергала один образец за другим. Наконец Бо передал ей образец номер пять. Это было любимое и счастливое число мадемуазель. Едва прикоснувшись к аромату, Коко поняла, пронизывающий насквозь, пробуждающий воспоминания, это он, тот самый запах, который она искала. Встревоженный Бо попытался обратить внимание на оставшиеся четыре образца, утверждая, что пятый был ошибочным, так как он переборщил с жасмином, и его производство было бы самым дорогостоящим из всей серии. Но Шанель остановила его, она уже сделала выбор, и ей было неважно, что духи будут стоить целое состояние. Она выписала Бо ещё один солидный чек и заказала первые сто флакончиков. Нанесла эти прекрасные духи на запястье и шею и вышла к Дмитрию: «Ну вот, теперь от тебя пахнет, как от Романовых». Фото: pixabay В Париж Коко вернулась с сотней квадратных флакончиков собственных духов, которые были такой же формы, как и образцы, только большего размера и с крышечкой в форме бриллианта. Фото: pixabay Упаковка – белая коробочка с чёрной окантовкой и логотипом из двух перекрещивающихся, обращенных друг к другу обратной стороной букв «С». Ей нравилась эта внешняя простота. Шанель подарила по флакончику духов самым верным и преданным клиенткам, каждый день распыляла их в салоне, её манекенщицы носили эти духи даже за пределами ателье – это была лучшая реклама. Духи «Шанель № 5» мгновенно покорили своим ароматом буквально всех. Следующая партия духов для магазинов в Париже, Довиле и Биарицце разошлась за несколько недель. Нужно было ещё больше, чтобы удовлетворить невероятный спрос. Но Эрнест Бо не мог обеспечить производство в желаемых объемах. В Монте-Карло Шанель познакомили с братьями Вертхаймерами, Пьером и Полем, которые были совладельцами самой большой во Франции компании по производству духов и косметики. Они были предпринимателями агрессивного типа и сразу предложили Коко заключить контракт. Несмотря на предостережения, мадемуазель не стала обращаться к специалистам и всё решила сама. Она сказала Вертхаймерам, что ей будет достаточно всего 10% от продаж, она не будет ни перед кем нести ответственности, и Бо будет производить её духи до тех пор, пока она этого хочет. И только спустя годы Коко поймёт, какую совершила ошибку. Фото: Creative Commons В 1931 году Шанель приехала в Америку. Прогуливаясь по Пятой авеню, Коко обнаружила, что её знаменитые духи продаются в универмагах немыслимо дёшево и раскупаются с невероятной скоростью. Мизерный процент с продаж и имя Шанель помогли Вертхаймерам заработать целое состояние на продаже «Шанель № 5». Вернувшись в Париж Коко встретилась с адвокатом. Но это не принесло никаких результатов, договор был безупречен. А Вертхаймеры не желали пересматривать условия контракта, который она подписала столь бездумно. Коко тратила баснословные суммы на гонорары адвокатам. Это была настоящая война, в которой она каждый раз проигрывала. Чтобы избежать судебного разбирательства, Вертхаймеры предложили увеличить долю Коко на 5%. Конечно, для неё это было неприемлемо. Но ей нечего было предъявить братьям, они безукоризненно выполняли условия договора и были непреклонны. Адвокаты Коко предъявили иск Вертхаймерам о расторжении контракта. Результатом этого решения стало исключение Коко Шанель из совета директоров. Во время Второй мировой войны Коко Шанель даже хотела воспользоваться знакомством с высокопоставленным немецким офицером, чтобы урегулировать проблему восемнадцатилетнего партнерства с братьями Вертхаймерами, но тщетно. Они уехали в Америку, а все дела передали своему кузену. Никакие судебные тяжбы и судебные запреты не помогали. Фото: Creative Commons (Коко Шанель) По иронии судьбы отношения Коко с Пьером Вертхаймером продолжались до самой её смерти. После войны он приехал во Францию и вернул себе контроль над парфюмерной компанией Шанель, что стало следствием новых судебных разбирательств. И только в 1947 году Коко Шанель и Пьер Вертхаймер наконец достигли соглашения, которое позволило мадемуазель разбогатеть. И, в конце концов, Пьер стал одним из самых надежных её менеджеров и финансистов. Фото: Creative Commons Пройдя такой интересный, сложный и длинный путь, «Шанель № 5» и по сей день остаются самым культовым ароматом в истории парфюмерной индустрии. У них есть свои поклонники и те, кто их не понимает. Но те, чьё сердце уже однажды покорили эти духи, остаются верными этому парфюму навсегда. Материал подготовила: Юлия Деканова В статье использованы цитаты из книги К.У.Гортнер «Мадемуазель Шанель»

В плену у Вертхаймеров или Русский след «Шанель № 5»
© BurdaStyle.ru