Войти в почту

Детская сказка и взрослая притча: "Гензель и Гретель" в Новой опере

Через год опера была представлена в Гамбурге – там уже дирижировал Густав Малер, вскоре последовали постановки по всему миру. “Гензель и Гретель” стала самой популярной оперой в Германии, а за пять сезонов с 2011 по 2016 год во всём мире она заняла 13-е место в списке самых исполняемых оперных сочинений. Рождественская история предполагает христианскую составляющую. Она и присутствует у Хумпердинка – дабы обрести гармонию с родными, обрести друг друга, нужно пройти через испытания и искупление грехов – за себя и за других. У немецкого композитора не мачеха, но мать отправляет детей в лес – те попались под горячую руку, не вовремя попробовали специально приготовленный к Рождеству пирог, который, ох, каких трудов стоил! И дети отправляются к Чёрному камню – месту, где для пирога мама бруснику рвала. Фото: Даниил Кочетков Но тут с полной корзиной съестного возвращается домой Петер, отец Гензеля и Гретель. Узнав, что жена отправила детей к Чёрному камню, рассказывает ей, не ведавшей местных поверий, об этом месте – обиталище ведьмы, похищающей маленьких детей, чтобы превратить их в пряники. Гертруда тут же устремляется за детьми, а вслед за ней бежит Петер. В это время у подножия зловещих гор брат и сестра собирают ягоды, бродя по лесу. А лес – магический и чудный, полный загадочных видений, зверей и птиц. От страха дети бросаются друг к другу в объятия, но их успокаивает появившийся Песочный человечек, навевающий сон детской молитвой, обращенной к четырнадцати ангелам – самым пронзительным музыкальным фрагментом: Душу сонную свою Богу в руки отдаю. Господи, помилуй, Дай, как прежде, силы, Не покинь меня во тьме, Новый день дай встретить мне, И от зла спаси нас, И за всё прости нас, И когда пора придёт, На небо отведи нас! Бог и вправду всех простит. После злоключений у ведьмы в Пряничном домике спасены будут и родители, и дети, а злоба наказана: В дни святого Рождества Скажем важные слова: Пусть порой тяжело, Но с добром не сладит зло! Фото: Даниил Кочетков Не отошла от главной мысли создателей оперы режиссёр постановки Екатерина Одегова. “Гензель и Гретель” получилась точной, отобразив дух немецкого мрачного романтизма и старинные поверья, но соединив их с глубоким христианским подтекстом. Брат с сестрой похожи на близнецов – оба рыжие, цвета одежды – костюмчик и платье одинаковые – голубые. И сон им один и тот же снится…Одна душа на двоих. Та душа, к которой даже в зловещей местности Чёрного камня (в либретто – горно-лесной массив Ильзенштайн – знаменитое логово ведьм Гарца, знакомое по трагедии Гёте и стихотворному циклу Гейне) придут ангелы – знак и символ спасения. В воплощении идеи режиссёру помогли художники – лауреат премии “Золотая маска” Этель Иошпа и Анна Кострикова. Все цвета немецкого Рождества присутствуют в оформлении оперы – красный, зелёный, белый. Брусничные ягоды-шары, причудливые, магические звери-призраки – Ворон, Козёл, Олень, Лыжник-гном, Старый ангел, Тревожная мать, Русалка… Это блуждающие тени страшного леса, будоражащие души детей. Фото: Даниил Кочетков Это и яркий Пряничный домик, похожий на рождественскую карусель с элементами готического собора, где изваянных скульптур олицетворяют “пряничные дети”, съеденные ведьмой раньше. Это и сама ведьма – комическое воплощение зла, но всё же исчезающее со всеми своими чарами. Путешествие души во времени и пространстве в поиске гармонии, прощения и любви.

Детская сказка и взрослая притча: "Гензель и Гретель" в Новой опере
© Ревизор.ru