Офисный эксперимент: есть ли разница в рабочем поведении мужчин и женщин

Как правило, за основу в подобных исследованиях берутся опросы, но в данном случае методология отличалась: в течение четырех месяцев авторы собирали данные о коммуникациях по электронной почте и офисных коммуникациях для сотен сотрудников в одной транснациональной компании. По их словам, на позициях начального уровня женщины составляли 35-40% сотрудников, а по мере продвижения по карьерной лестнице их становилось все меньше: исследователи разделили все позиции по старшинству на пять уровней, и на четвертом женщин было уже всего 20%. Кроме того, сотне сотрудников выдали социометрические датчики, которые позволяли отслеживать поведение: передвижения по офису, близость к датчикам других работников и параметры голосов, такие как громкость и тон – не улавливая при этом содержание разговоров. Так можно было фиксировать как сам по себе факт разговора людей и место, где он происходит, так и то, кто из участников в нем доминирует. Данные собирались анонимно, то есть определить конкретного человека авторы не могли, однако у них были сведения о половой принадлежности, позиции сотрудника и продолжительности его работы в компании. Что касается электронной почты, им были доступны только метаданные, то есть они видели, кто с кем общался, во сколько это происходило и как долго продолжалось – но содержание писем увидеть не могли. Результаты исследования Humanyze опубликовала в Harvard Business Review. Гипотезы авторов были такими: женщины реже получают повышения, потому что либо у них меньше менторов в офисе, либо они меньше времени общаются с менеджментом, либо менее активно, чем мужчины, взаимодействуют с руководителями топового уровня. Однако проанализировав данные, эксперты Humanyze не обнаружили никаких значимых расхождений в поведении женщин и мужчин на работе: занимая одинаковые позиции, они аналогичным образом распределяли свое рабочее время –проводили одинаковое его количество онлайн, в общении с коллегами и в состоянии сосредоточенной работы. На всех пяти уровнях старшинства они получали статистически одинаковые оценки своей работы. При этом и мужчины, и женщины в среднем были удалены от старшего менеджмента на два звена социального графа. «То есть если Джон знает Кейт, а Кейт знает менеджера, Джона от менеджера отделяют две социальные связи», — объясняют исследователи (цитата по HBR). С точки зрения центральности в офисной социальной сети разницы между представителями двух полов аналитики также не обнаружили. Они использовали метрику под названием взвешенная центральность, которая учитывает как число социальных связей человека в офисе, так и время, которое он затрачивает на общение с этими людьми. Таким образом, авторы приходят к выводу, что разницу в продвижении по службе нельзя объяснить поведенческими особенностями, и в качестве альтернативного объяснения предлагают предвзятость (bias) – то, что роль играет не поведение представителя какого-то пола, а то, как оно воспринимается другими. Кроме того, подчеркивают они, гендерный дисбаланс на более высоких позициях может быть связан с тем, что они предполагают большую нагрузку – притом что общественные ожидания устроены таким образом, что женщины вынуждены балансировать профессиональную и семейную жизнь и «диспропорциональный объем домашней работы».