Волонтёров Ноябрьска и Салехарда научили разгонять детские страхи
Сюзанна Салиндер, выпускница Ямальского многопрофильного колледжа, за три года полностью освоилась в «Мире без границ». И не собирается покидать эту вселенную, где стала другом для малыша с диагнозом аутизм и его проводником в особый – музейный мир. – Нам очень помогли! Например, подсказали, что аутистов не нужно заставлять, им нужно подсказывать, потихоньку намекать, – рассказывает будущий соцработник после занятий, которые несколько дней проводили в Салехарде ученые из государственного педагогического университета имени Герцена. Аналогичные курсы прошли в Ноябрьске. То, о чем рассказывали эксперты в области коррекционной педагогики из Питера, Сюзанна собирается применять в работе с шестилетним Матвеем Губским. Дважды в неделю они встречаются в детском центре МВК, чтобы вместе узнавать что-то новое и главное – учиться не боятся новых людей, помещений, ощущений. Ведь для многих воспитанников проекта музей – единственное место, где они бывают, кроме дома. Такой выход в свет для них имеет не только просветительский характер. Здесь особенные дети учатся контактировать с другими людьми. – Мы идем маленькими шажочками. Не всё получается, но центр посещаем с удовольствием. Матвей очень подвижный, и нам нужно вырабатывать усидчивость, – отмечает Татьяна, мама Матвея. – Да, ему трудно долго сидеть на одном месте и, к примеру, клеить аппликации. Но он старается, а Сюзанна во всем ему помогает. В садике уже отмечают прогресс. Стал разговаривать, читает стихи. АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАЖИГАЕТ ОБРАЗЫ И ЧУВСТВА Впервые в «Мир без границ» Сюзанна Салиндер попала три года назад. – Поначалу, когда только предложили поучаствовать, мне было непонятно, что делать, было страшно, – признаётся девушка. – Сейчас чувствую ответственность перед ребенком. Я ведь знаю, что в музей он идет именно ко мне. Такие дети тяжело идут на контакт, и если получается найти общий язык, то они прикипают к наставникам. Да и мы к ним. Он доверяет мне, не могу его подвести. Подготовка к новому сезону у волонтеров заняла чуть больше времени, чем обычно. Раньше они учились, наблюдая за опытными наставниками и слушая их подсказки. В этот раз их усадили за парты, чтобы прослушать экспресс-лекции и закрепить знания с помощью арт-терапии. – Нам прочитали стихотворение и предложили зарисовать его. Нужно было на бумагу перенести чувства, которые испытали в момент его прочтения. Еще мы зарисовывали музыку. Это было очень интересно, – рассказывает Сюзанна Салиндер. – Если честно, я не сразу поняла, что рисовать. Но когда мелодия завершилась, нахлынули эмоции и образ. Я прямо кожей ощутила пламя огня. Решила, что с его помощью я освещу межнациональные отношения. Люди разных народов танцуют вокруг костра. Они объединены общей идеей, целью, ловят один ритм. «МИР БЕЗ ГРАНИЦ» ОПИШУТ ПО-НАУЧНОМУ Уникальность музейного проекта «Мир без границ» еще и в том, что наставников не навязывают детям, позволяют самим «сканировать» и делать выбор. Так нашел свою «половинку» среди волонтеров и Матвей Губский. Его мама подтверждает: у мальчика с Сюзанной взаимные чувства. Каждый раз он ищет ее глазами в детском центре МВК, где проходят занятия, а когда находит, расплывается в улыбке. Вместе они – команда, которой самые сложные задания по плечу. О заболеваниях ямальских ребят, которые участвуют в музейном проекте, питерские специалисты узнали заранее. Поэтому в командировке работали точечно, как снайперы. – Люди всегда боятся неизвестного. И ребенок страшится темноты, потому что он не знает, что там. Как только включен свет, всё становится понятно, и он успокаивается, – комментирует Светлана Беляева, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Института психологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». – Когда волонтер находится в темноте незнания, он тоже боится. Знания в этом случае – свет, который успокаивает. Мы учим тому, что принятие идет только через понимание. Ученые пообещали оставаться на связи. Естественно, что у добровольных помощников будут возникать вопросы. Ответить на них ученые обещают в режиме видеоконференции. А еще по результатам поездки на Ямал они подготовят научную статью, в которой опишут наш опыт реабилитации особенных детей, в котором волонтеры участвуют не разово, а на постоянной основе.