"Цифровые портные", зеркала-примерочные и другие реформы шоппинга

"Десять лет назад, когда я закончил университет, даже не думал о том, что магазины будут внедрять виртуальные примерочные. А если бы мне сказали, что я займусь таким бизнесом, стану гендиректором стартапа, буду продавать продукт в Китай, я бы ответил: "Вы меня с кем-то перепутали", — рассказывает Максим Федюков, соучредитель стартапа Texel. Его офис (он же цех) находится в технополисе "Москва", где работают и десятки других стартапов, занятых в науке и технологиях. "И здесь, и в "Сколково", да и, кажется, вообще в стартапном мире больше всего тех, кто делает коптеры. Виртуальных примерочных тоже много, это популярная тема. Но точно не больше коптеров", — объясняет он положение своего бизнеса. Максим стоит у стены, на которой закреплена большая магнитная карта мира. С этой карты, по его выражению, начиналась "стартапная жизнь" и "стартапная мечта". "Решили помечать магнитами страны, куда продали продукт, — показывает он. — Продали в Германию — шлепнули магнит, продали в США — еще магнит. Такая наглядная мотивация. Теперь десятки стран, куда были поставки, забываем помечать — потерялись Новая Зеландия, Австрия". Рядом расставлены дипломы и статуэтки за победы в разных конкурсах, пряник-сувенир с портретом Путина ("Подарили на одной выставке"). А в центре комнаты — собственно продукт стартапа, про который Федюков много раз говорит "наукоемкий". Хай-тек-ансамбль состоит из круглого метрового подиума, колонны со встроенными фотокамерами и компьютерного экрана. Все это 3D-сканер, он же виртуальная примерочная, он же тренд, который через два-три года, как считает предприниматель, драматично изменит схему покупок в торговых центрах в больших городах. Клонировали геймеров и покупателей "Раньше мы с Андреем, еще одним учредителем, создавали 3D-клонов для компьютерных игр. Допустим, геймер хочет играть не типовым персонажем, а собой. Мы создаем клона на основе его фотографий и загружаем, например, в World of Warcraft", — Федюков показывает на телефоне игру "Ведьмак", где он в главной роли. Максим-стартапер, который стоит передо мной, носит строгую рубашку и очки и рассуждает о цифровом будущем. Максим-воин на экране смартфона сражается на мечах с монстрами и лихо скачет на боевой лошади. "Не самая сложная работа. Мы понимали, что можем делать более наукоемкий продукт. Познакомились с Сергеем — это третий соучредитель. И сложилась идеальная команда: я отвечаю за разработки, Андрей — за технологический процесс. А Сергей, скорее, бизнесмен, он умеет презентовать, вести переговоры с клиентами". Тогда партнеры придумали 3D-сканер — похожие технологии, только более простые, в торговле уже были. Например, зеркала-помощники. Это сенсорные экраны, которые "видят" покупателя, подбирают ему одежду и показывают, как он будет выглядеть в обновке. Или онлайн-примерочные. Покупатель загружает свои параметры в интернет-магазин, на их основе строится его манекен, и сайт подбирает нужные вещи. Соучредители поняли, что лучше сделать ставку на 3D-сканеры — более сложный и наукоемкий продукт, который трудно повторить. Федюков предполагает, что крупные бренды самостоятельно будут делать 3D-зеркала вместо того, чтобы заказывать их у компаний. Стартапы с онлайн-сервисами тоже на каждом шагу, и они, по его мнению, пока не могут построить точную копию. 30 секунд и 4000 фотографий Менеджер Анна уже не помнит, сколько десятков раз ее "клонировали" на 3D-сканере. Появляются обновления — она становится моделью-испытателем. "Модель неподвижно стоит на подиуме, который медленно вращается, — комментирует Федюков. — В это время фотокамеры, встроенные в колонну, непрерывно снимают. Время сканирования — 30 секунд, всего выходит 4 тыс. фотографий". Сканироваться лучше в облегающей одежде, хотя программа "умная": видит складки на свободном наряде и все равно выдает нужные параметры. Еще нельзя шевелиться, но мелкие телодвижения прощаются. Человеку сложно удержаться, чтобы не подглядывать на экран, где строится его 3D-копия: сначала черно-белая, потом будто бронзовая статуя, а в итоге — в цвете, с прорисованными чертами лица и линиями фигуры. Анна привыкла к наноподиуму и спокойно позирует перед восемью фотокамерами в колонне и одной камерой нашего фотографа. Но для большинства людей получить 3D-копию — это еще и развлечение, как аттракцион. "Бывает, не один раз приходят сканироваться, — улыбается Максим. — Первая наша 3D-примерочная появилась в ТРЦ "Мега Белая Дача". Это устроено так: любой посетитель может пройти сканер и получить 3D-фотографию, в которой записаны его параметры — рост и все размеры (длина ног, ширина плеч и так далее). Фотография автоматически отправляется на его почту. Он скачивает бесплатное приложение, загружает фото. Магазины, совмещенные с нашей системой, предлагают подходящую одежду". Федюков показывает приложение: он выбирает стиль одежды — кэжуал, и ценовой сегмент — премиум. На экране его манекен примеряет комплекты вещей разных брендов, которые есть в ТРЦ. Сервис работает еще и как цифровой стилист: показывает вещи, которые подходят под цвет волос, глаз и по типу внешности. Только предлагаются всего два этих параметра, нельзя выбрать, скажем, свитер или пуховик, тип материала. "Пока все в зачаточном состоянии, — признает предприниматель, — и далеко не все магазины интегрированы в систему. Даже на сайтах брендов нет сервиса "загрузи свой 3D-манекен и выбери одежду". Даже если у вас есть 3D-копия, где вы можете ее использовать? Широко — нигде". Но скоро все изменится, уверен Федюков. Несколько крупных брендов уже обсуждают со стартапом возможности внедрения 3D-манекенов. "С "Декатлоном" проговариваем такие идеи. Первая: покупатель сканирует понравившуюся одежду в магазине через приложение. Сервис показывает, есть ли вещь его размера, а примерка происходит на экране смартфона. Вторая идея в том, чтобы освободить магазин от забитых полок и вешалок. Каждая вещь в зале представлена только в одном экземпляре. Покупатель складывает вещи в виртуальную корзину, а в примерочную ему приносят выбранные вещи нужного размера. И конечно, в интернет-магазинах появятся онлайн-примерочные для 3D-копий". Как продать российскую технику в Китай Первая 3D-примерочная стартапа в "Меге" была большой. Она занимала 9 квадратных метров. Время сканирования — больше минуты. С тех пор 3D-сканер уменьшился в размерах — теперь он занимает пару метров — и считается, по словам Федюкова, самым быстрым в мире. Поэтому продукт покупают даже в тех странах, которые считаются продвинутыми по технологиям. "Мы не встречали другой сканер, который умеет выдавать результат за полминуты. Многие спрашивают: "Как вы смогли продать в Китай? Разве там нет своих технологий?" Здесь вся фишка в софте, который позволяет ему работать с такой скоростью. — говорит он. — Быстрота важна: трудно долго стоять без движения, и клиент не будет долго ждать в очереди. Один китайский партнер хочет купить у нас лицензию, чтобы выпускать по нашим лекалам". Всего стартап продал около 50 сканеров. Переговоры с новыми клиентами идут постоянно. Примерно 90% из них — это торговые центры, которые внедряют у себя 3D-примерочные, 10% — посредники, схватившиеся за новый рынок. "Недавно один европеец спрашивал: сколько времени уйдет на поставку 150 сканеров. Сейчас у нас не массовое производство. Мы не закупаем комплектующие для десятков сканеров. А детали долго идут, потому что большая часть начинки — не российское железо. Так, на заказ уходит два месяца. Если масштабировать бизнес, сможем собирать 50 штук в месяц". Этот стартап уже прибыльный. "Мы не работаем в убыток или в ноль, но всю прибыль вкладываем в развитие, — объясняет Максим. — Есть над чем работать: сканер должен стать еще меньше, и цена — ниже". Сейчас самая последняя модель стоит $25 тыс., предыдущая — $30 тыс. Цены в долларах, потому что изначально ориентировались на зарубежного покупателя. "Потому что предыдущая больше по размеру. А функции одни и те же", — добавляет стартапер. Зачем нужен 3D-сканер инструктору по йоге Идей по использованию 3D-сканера много, они не ограничиваются примерочными. "На форуме "Открытые инновации" в "Сколково" посетители могли отсканироваться и получить видеоролик на тему "Я живу в "умном городе". Их 3D-клоны передвигались на летающих автомобилях по Москве будущего. А в парке развлечений в Гонконге 3D-копии могут побывать на всех аттракционах", — рассказывает Федюков о применении его разработки в сфере развлечений. Что сперва удивило предпринимателей — это интерес спортсменов к 3D-сканеру. "Позвонил человек и сказал, что ему нужно отсканироваться, чтобы "показать технику удара" ученикам. Мы согласились помочь, гадали, кто придет: боксер, каратист? А он — гольфист". В другой раз пришел мастер йоги. "Сканировал асаны, чтобы показать ученикам, как их правильно выполнять. Мы не взяли с него деньги — помочь несложно, а идея интересная". Но это просто необычные истории. Стартаперы больше воодушевлены тем, что 3D-манекены смогут перевернуть индустрию производства одежды. "Мы входим в международный комитет 3D Вody Processing, где состоят IT-компании и крупные производители одежды. Обсуждаем, как сделать, чтобы весь процесс производства и продажи был выстроен с помощью 3D-технологий. Для чего это нужно? Например, фабрика в Индонезии шьет одежду для европейского рынка. Чтобы избежать несоответствия размеров, они получают цифровой манекен среднестатистического жителя, скажем, Франции или Германии, куда планируются поставки. И отшивают вещи для масс-маркета уже с учетом этих параметров". "Стартапная жизнь" Федюкову нравится. "Мы с другими предпринимателями открыто обсуждаем идеи, возможности. Помогаем друг другу нащупать рынок, — говорит Федюков. — Чем хороши новые направления? Жесткой конкуренции за клиента еще нет, разве что небольшая осторожность, а так все добрые". Развлекают и собирают информацию "Виртуальные примерочные, виртуальные зеркала — это сегодня скорее развлечение, чем реальный инструмент, — считает президент Национальной палаты моды Александр Шумский. — Когда такие сканеры ставят в торговом зале, их задача — улучшить shopping experience, сделать его занимательнее. Все онлайн-примерочные можно рассматривать в том же ключе. Виртуальные примерочные могут стать инструментом продаж только в рамках отдельного бренда или сети магазинов. Как, например, 3D-сканеры в рамках сети мужских магазинов Brooks Brothers в США. Клиенты могут сделать свой 3D-аватар и потом сшить или подобрать одежду в магазине". Шумский говорит, что есть подводные камни в сотрудничестве брендов и стартапов. Цифровые лекала — это интеллектуальная собственность бренда, никто не согласится выкладывать их на всеобщее обозрение. "Это интеллектуальная собственность, хоть и не очень защищенная, — подчеркивает он. — Поэтому опыт стартапа в "Меге" (собеседник говорит о Texel — прим. ТАСС) ни к чему не привел. Чтобы реально продавать одежду через 3D-мерки, надо иметь всю эту одежду в базе данных в цифровом виде. И я говорю не о фото, а именно о цифровых лекалах, которые и могут помочь сделать виртуальный выбор". Виртуальные примерочные помогут собирать информацию о посетителях, добавляет Александр Скурихин, инвестиционный аналитик ФРИИ: "Магазину будет доступна информация о покупателях, на основе этих данных можно создавать рекомендации. Сейчас интернет-магазины хорошо знают портрет клиентов: возраст и пол, их предпочтения. У офлайн-ретейла данных об этом нет. Результаты опросов быстро теряют свою актуальность, на складе скапливаются невостребованные остатки коллекций". Прорыв в этой отрасли произойдет через полтора-два года, считает техдиректор Machine.Kitchen (лаборатория машинного обучения) и представитель стартапа по онлайн-примерке очков ideofit.me Денис Тимонин: "Сканирование и онлайн-примерка одежды — уже реально выполнимый процесс. Основная задача — приучить пользователя. Скорее всего, крупнейший онлайн-магазин Amazon так уже и делает. Недавно они купили компанию, которая занималась 3D Body Labs — построением модели тела человека. Битва за покупателя одежды перенесется из торговых центров в квартиры". Анастасия Степанова

"Цифровые портные", зеркала-примерочные и другие реформы шоппинга
© ТАСС