Войти в почту

Нудисты и коллективные браки: как шла сексуальная революция в БССР

ГРОДНО, 7 ноя – Sputnik, Инна Гришук. Был ли секс в Советской Беларуси и к чему привели революционные идеи о том, что брак и семья – главные враги на пути строительства коммунизма, выяснил профессор БГУ Александр Гужаловский. В канун 100-летия Октябрьской революции он рассказал Sputnik о самом большом сексуальном эксперименте, который развернулся после 1917 года. Свою новую книгу под названием "Сексуальная революция в Советской Беларуси" профессор презентовал в Гродно. Эксперимент по уничтожению семьи "Эта книжка не про секс в том смысле, в котором многие ожидали ее увидеть. Я не рассказываю о сексуальных техниках, которые были в 20-е годы прошлого века. Я историк. Меня интересовало то, как власть попробовала использовать самый сильный человеческий инстинкт, и что из этого получилось", – пояснил в начале разговора доктор исторических наук. По словам Гужаловского, 1917 год стал не только годом политического переворота. Практически сразу же в СССР началась так называемая сексуальная революция. Уже в декабре 1917 года Владимир Ленин подписал два декрета, которые декларировали право женщин на сексуальную реализацию, а мужчин лишили права руководить семьей. Год спустя появился Кодекс о браке. С одной стороны, церковное венчание потеряло юридическую силу, а с другой – максимально упростилась процедура развода: чтобы разойтись, достаточно было написать заявление одному из супругов. Новая советская власть поддерживала идеи марксизма о том, что семья – это одно из важнейших препятствий на пути строительства коммунизма проекта. И они целенаправленно начали бороться с ней. "Все соглашались, что семью нужно уничтожать. Потому что это было буржуазным, враждебным. Но мало кто знал, что будет вместо нее", – уточнил Гужаловский. Коллективные браки и свободная любовь На страницах молодежных газет и журналов обсуждалось такое понятие, как "коллективный брак". По мнению лидеров белорусского комсомола, он создаст новую женщину, которая станет "свободной любовницей, гражданкой и матерью". Кроме того, общие жены и мужья помогут сформировать безразличное отношение интимным вопросам. Внедрить в жизнь новую форму сожительства предложили в так называемых домах-коммунах. Под одной крышей они могли собирать от четырех до нескольких сотен человек. Например, первая молодежная коммуна в БССР была создана под Минском в 1919 году, она насчитывала около 500 человек. Идеи коллективизации здесь довели до крайности – ели из одной посуды, по очереди носили одежду. Зачастую у них общим были не только заработанные деньги и еда, но интимные развлечения и дети. В 1928 году белорусское радио озвучило модель сексуальных отношений: "Мужчины и женщины могут свободно сходиться и расходиться. Это дело их чувств". Со временем появилась новая половая мораль, а любовь и ревность признавались буржуазными чувствами, которых не должно быть у коммунистов. В 1925 году прошел суд над комсомольцем, который ревновал любимую женщину к другим членам ячейки. Любовь по дружбе В лексикон вошло понятие "любовь по дружбе". А на комсомольских собраниях в серьез обсуждалось, могут ли комсомольцы пользоваться услугами проституток. Гужаловский описал вечера в Могилевском медицинском техникуме, главной целью проведения которых были именно любовные утехи. Свободные отношения и легкомысленное понимание брака привели к тому, что комсомолец мог через два дня после регистрации брака требовать развод, потому что молодая жена пудриться и делает макияж, а значит, оказалась мещанкой. В те времена активно насаждались идеи о том, что женщина должна наравне с мужчинами участвовать в строительстве коммунизма, поэтому ее нужно освобождать от домашних работ и воспитания детей. Рожденных в коммунах малышей планировалось воспитывать коллективно в яслях и детских домах. Обсуждались вопросы, может ли женщина забрать собственного ребенка из коллективных яслей, если покидает коммуну. Советские нудисты и "Прочь стыд" Разрушение традиционной модели семейных отношений привело к появлению самых разных сексуальных экспериментов. На страницах газет столетней давности можно прочесть заметки о многоженстве, когда мужчина считал нормальным иметь жену и любовницу. Еще один герой того времени успел жениться 13 раз. Но больше всего шокировали светское общество акции общества радикальных нудистов "Прочь стыд". Они считали, что появляться на публике обнаженными – это проявления демократии и равенства. Как рассказал Гужаловский, свободу нравов показывают воспоминания Якуба Коласа, который летом 1924 года побывал в Москве. Он написал своей жене следующее: "Брюки покупать не буду, можно и без них. Я видел много таких, кто ходит голышом, только самая середина немного прикрыта". Минские борцы со стыдом не отставали от московских, они сделали вызов обществу еще в 1921 году. В самой людной части городского сада в Минске они устроили нудистский пляж. Раздевались на аллее и плавали в Свислочи. В одной из газет утверждалось, что на этот факт никто не обращал внимания. Более шокирующие картины наблюдали жители Витебска. Четыре комсомолки и комсомольца после антирелигиозного собрания отправились голышом гулять по улицам города Расцвет проституции На фоне распущенных нравов в новом советском общество процветала проституция, а количество жриц любви с каждым годом увеличивалось. "На панели появилась новая категория проституток – разведенные женщины. Парадоксально, но этому способствовал новый Кодекс законов РСФСР, который юридически позволял мужчине после развода забрать все имущество. Женщины оставались без работы и с детьми на руках", – отметил Гужаловский. В 20-е годы существовало три группы проституток. Самую массовую представляли уличные женщины, которых продавали сутенеры, забирая большую часть денег. На втором месте были сотрудницы подпольных борделей. А в элитную группу входили эстрадные артистки, молодые секретарши, которые могли не только удовлетворить физиологические потребности мужчин, но и скрасить их досуг. Только в 1927 году было раскрыто 446 борделей. А средний заработок проститутки в Минске составлял 100 рублей в месяц, в среднем одна услуга стоила 40-50 копеек. Для сравнения: рабочий завода зарабатывал от 70 до 120 рублей. На аборты идут как на паломничество Как пояснил Гужаловский, новые идеи свободных отношений вскоре начали давать свои негативные результаты. Ведь они продвигались в практически необразованном обществе. И главными жертвами сексуальной революции стали женщины. 1917-1929 годы стали временем всплеска насилия, абортов и появления внебрачных детей. Ученый отметил, что Советский Союз стал первой в мире страной, которая официально разрешила делать женщинам аборты без ограничений. Искусственное прерывание беременности в медучреждениях официально разрешили в 1920 году. Решение было вынужденное, так как в стране не было контрацептивов. "На аборты идут как на паломничество в Киево-Печерскую лавру", – описывала работу активистка одной из медицинских комиссий. Медицинская статистика БССР показывала, что количество абортов постоянно растет. В 1925 году на 100 рожденных в городах детей приходилось 42,6 аборта. Они делались в государственных больницах без анестезии, но бесплатно. Широко практиковалось и подпольное прерывание беременности и самоаборты. К ответственности частенько привлекались горе-специалисты, которые делали неудачные операции с помощью веретена, гвоздя и других предметов и причиняли вред здоровью женщин. Многие мужчины и женщины шли на убийство новорожденных. Первые – чтобы не платить алименты, вторые – чтобы не воспитывать нежеланного малыша. Появлялось все больше матерей, которые умышленно оставляли детей. В 1923 году в БССР было найдено 400 подкидышей. Как завершилась революция После 1929 года сексуальная революция завершилась. По решению Иосифа Сталина общество начали возвращать к стабильной семье и браку, а половая распущенность была включена в списки преступлений. Вскоре фривольные темы полностью исчезли со страниц газет, журналов и книг.

Нудисты и коллективные браки: как шла сексуальная революция в БССР
© Sputnik Беларусь