Камни Ики: мистификация или искусство древних людей

Камни Ики – это коллекция валунов из андезита, на поверхности которых выгравированы сюжеты с древними обитателями Анд. Свое название коллекция получила из-за происхождения в перуанском городе Ика, где сейчас и находится большая часть коллекции камней. Рисунки преимущественно изображают людей в индейской одежде, а также вымерших и современных животных. Среди сюжетов встречаются и вымышленные существа, особенно популярна сцена верховой езды и хирургических операций над животными. Как все начиналось Самые первые упоминания о находках в районе острова Ика приписывают индейскому летописцу Хуану де Санта Крус Пачакути, который в 16 веке написал о находке камней с гравированными рисунками в местности Чинчаюнга, но точных описаний и представлений об этих камнях мы до сих пор не имеем. Что касается самих камней Ики, то они получили свою известность в 60-х годах прошлого века, когда начали продаваться на черном рынке. Причиной тому стала заинтересованность находками камней в погребениях до-испанских культур, раскопками которых занимался архитектор Сантьяго Агурто Калво в 1966 в окрестностях Окукахе. Первыми камнями, которые обнаружил исследователь были валуны с рисунками рыб и абстракций. Сантьяго Агурто Калво и братья Карлос и Пабло Сольте впоследствии стали первыми официальными коллекционерами камней Ики. Но настоящую известность камни Ики приобрели именно благодаря деятельности профессора медицины доктора Хавьера Кабреры, потомка испанского конкистадора, который в 1563 году основал город Ика. Доктор посвятил валунам всю свою жизнь, потратив почти все состояния на приобретение «древностей», которые по свидетельству продавцов, находили при сельскохозяйственных работах. Дело всей жизни Кабрера начал свои исследования в 1966 году, о чем свидетельствует его книга «Послание гравированных камней Ики», в которой сказано, что первые камни были обнаружены в Окукахе в 1961 году. В своих исследованиях Доктор Кабрера выявил целый ряд закономерностей в системе изображений. Он пришел к выводу, что все основные мотивы образуют отдельные серии. Каждая тема развертывается в серию, которая может содержать от 8 до 200 камней. По мере развития сюжета в теме меняется размер камней (в сторону увеличения) и даже техника нанесения изображения. Простые сюжеты выполняются методом гравировки, а более сложные (в рамках той же темы) - в технике низкого рельефа. Так же Хавьер Кабрера считал, что камни Ики были «каменными посланиями», в которых кроются данные о неизбежности глобальной катастрофы. Но все поддерживали идеи доктора, многие современники считали его чудаком и выдумщиком, о чем пишут и многие исследователи проблемы камней Ики, на пример Андрей Жуков в своей книги «Камни Ики. Послание невозможной цивилизации». Доктор Хавьер Кабрера сделал камни Ики делом всей свой жизни и до последнего верил, что камни являются настоящим искусством древних народов. В городе Ика до сих пор действует музей, в котором насчитывается около 15 000 экземпляров. Еще один миф Как только камни получили свою популярность, ученые заинтересовались их проихождением и стали проводить исследования, в ходе которых выяснилось, что камни Ики – мистификация, которая не имеет никакой аутентичности. Определить реальный возраст камней также невозможно, поскольку на них отсутствует органика, а никаких задокументированных свидетельств находок камней нет, так как люди сами приносили находки доктору, рассказывая, что откопали их в огороде или нашли в пещере. А в 1975 году в перуанской печати появилась статья о ремесленной мастерской близ города Ики, где и изготавливались данные камни. По признанию местных жителей они сами изготавливали валуны, так как знали заинтересованность Кабреры в покупке камней, и образовали такой «народный промысел», чтобы продавать доктору якобы найденные камни. Кстати, современные мастера до сих пор изготавливают камни Ики, сохраняя стилистическую особенность коллекции Кабреры. Похожие случаи мистификации случались и ранее, на пример всем известные Окаменелости Беренгера – гравированные камни 18 века.

Камни Ики: мистификация или искусство древних людей
© Ридус