Дизайнер рассказал, почему эффектный российский трамвай не смог пойти в производство

«Инновационный трамвай R1 красив, но непрактичен, дорог в обслуживании», – сообщил газете ВЗГЛЯД директор арт-студии «Ippiart» Дмитрий Назаров. Так он прокомментировал сообщения о том, что получивший международные премии в области дизайна российский трамвай так и не нашел покупателей. «Проект нового трамвая можно расценивать как Show Car – некое заявление о намерениях производителя, что он может создать такое новое, интересное и выдающееся, за что участники и получили международную премию в области дизайна. Но продукт R1 непрактичен», – рассказал газете ВЗГЛЯД Дмитрий Назаров, директор арт-студии «Ippiart», кандидат искусствоведения. Специалист подчеркнул, что у трамвая очень острые кромки у лобового стекла, нет бампера: «В случае столкновения с крупным препятствием R1 пришлось бы отправлять на сложный и долгий ремонт. В профиль трамвай напоминает ледокол, любой объект в случае ДТП попадет под трамвай. В железнодорожной технике, у магистральных грузовиков принят стандарт, подразумевающий установку так называемого противоподкатного бруса – низко расположенной балки, не позволяющей объектам оказаться раздавленным под кабиной». Дизайнер указал на еще один технический недочет трамвая: «У него передняя дверь расположена на оси кузова. Если трамвай подъезжает к остановке, находящейся на возвышенности, то дверная площадка не параллельна платформе, а с отверстием, которое расширяется от кузова к носу. Туда может провалиться нога, потому что пассажир может не обратить на это внимания». По словам Назарова, дизайнеры сделали яркий продукт, но, к сожалению, у них не было руководителя, имеющего большой опыт в транспортном секторе. При этом в России есть несколько реализованных проектов, за которые не стыдно, – считает Дмитрий Назаров. «Это трамвай «Витязь», который сделала российская компания, а дизайн проекта обеспечила испанская компания. Есть последняя разработка метро – поезд «Москва». Но главная проблема российского общественного транспорта состоит в том, что между российской промышленностью и дизайн-студиями не налажена связь. Последних мало, они получают недостаточное финансирование, поэтому проекты получаются сырыми, скучными или очень жестко заточенными под производство, подразумевающие новаторство. Это не проблема дизайнеров или промышленности, это проблема системная, и, возможно, экономическая». Ранее стало известно, что трамвай R1, презентованный «Уралвагонзаводом» на международной промышленной выставке «Иннопром» в 2014 году не будет выпущен в серийное производство. Директор по особым поручениям госкорпорации Ростех Василий Бровко подчеркивал, что что трамвай «очень красивый», «но у нас есть серьезная проблема разрыва между дизайнерами и производителями. Так же получилось и с этим проектом».

Дизайнер рассказал, почему эффектный российский трамвай не смог пойти в производство
© Деловая газета "Взгляд"