Войти в почту

Запахи: средство борьбы с болезнями или рычаг для манипуляции?

Нас постоянно окружают запахи. Какие-то из них приятные: аромат свежесваренного кофе по утрам, запах любимых духов, цветущих кустов сирени и чубушника перед домом или роз на клумбе. Другие – например, запах от мусорных баков во дворе или выхлопные газы машин в пробке по дороге на работу – нет. И хотя человек уже давно утратил тонкое обоняние, свойственное животным, запахи, хотим мы того или нет, очень сильно влияют на нашу жизнь. Человек живет среди запахов: все в этом мире имеет свой собственный аромат «В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли», – так писал в своём романе «Парфюмер. История одного убийцы» Патрик Зюскинд. События, описанные в романе и красочно показанные в одноимённом фильме, – не такой уж и вымысел. Запах – это рычагЧаще всего мы довольно поверхностно относимся к ароматам, не задумываясь о том, что они для нас значат и как влияют на наше поведение, настроение и даже самочувствие. Конечно, большинство старается избегать неприятных запахов и окружать себя приятными – на этом всё и заканчивается. Тем не менее, обоняние – главный источник информации, поставляемой шестью органами чувств. Импульс, получаемый мозгом от органов обоняния, доходит в несколько раз быстрее, чем болевой. Память запахов сохраняется годами, а то и десятилетиями, в то время как звуковые и зрительные образы тускнеют и пропадают из нашей памяти уже через несколько месяцев. Запахи навевают воспоминания Рецепторы, находящиеся в нашем носу, посредством обонятельных нервов связаны с наиболее древним участком мозга – лимбической системой, ответственной за формирование эмоций, мотиваций, поведенческих реакций. А ещё лимбическая система мозга отвечает за процессы, связанные с организацией памяти, за способность к обучению и регулирует деятельность внутренних органов. Именно поэтому, почуяв знакомый аромат, мы тут же вспоминаем событие или явление, которое произошло с нами в тот момент, когда впервые ощутили этот запах – даже если это было в самом раннем детстве. Это воспоминание приходит в виде эмоционального образа: запах маминых духов или сухих трав из бабушкиного дома создают у нас ощущение комфорта и защищённости. Нами можно управлять с помощью запахов Именно потому, что обоняние непосредственно связано с лимбической системой, окружая человека определёнными запахами, можно влиять на его психическое и физическое самочувствие, провоцировать различные эмоции и манипулировать его поведенческими факторами, добиваясь различных реакций. И этим уже давно широко пользуются маркетологи – существует целая отрасль проектирования запахов, направленная на продвижение тех или иных товаров и услуг. Ароматы используют в своей работе дизайнеры, создавая интерьеры, а производители выпускают композиции натуральных или синтетических запахов и оборудование для их распыления. И метод этот весьма эффективен: с помощью аромамаркетинга можно увеличить продажи процентов на 15-30. Компания Nike, создав собственный фирменный аромат на основе запахов цветов и активно используя его в своих магазинах и даже в технологии производства обуви, увеличила продажи кроссовок аж на 80%: купленная пара обуви притягательно пахла, однако, запах улетучивался через определённое время, и кроссовки начинали пахнуть неприятно – пользователи отправлялись за новой покупкой. Запах стимулирует покупки Так, аромат свежей выпечки стимулирует чувство голода и провоцирует совершить в магазине больше покупок, чем мы планировали изначально. И не только круассанов и булочек. Поэтому в супермаркетах устраивают мини-пекарни или просто распыляют аромат «свежая выпечка». Разработаны специальные ароматы для баров, ночных клубов и казино, для бизнес-переговоров и офисного персонала, для магазинов разного профиля. Эти научно выверенные наборы запахов провоцируют больше заказывать спиртного и «зажигать» на танц-поле, делать более рискованные ставки и быть сговорчивее в бизнес-переговорах, увеличивают работоспособность подчинённых и понуждают посетителей магазинов покупать, покупать и покупать. Аромат розы способствует сговорчивости Ароматы, подталкивающие человека на покупки или совершение каких-либо иных действий, не относятся к каким-то суперсекретным разработкам. Так, например, аромат розы в комнате для переговоров добавит вашим визави сговорчивости, а запах апельсина стимулирует принятие решения. Запахи воздействуют на наши эмоции, создавая чувство комфорта и расслабленности. Поэтому поступки, стимулированные запахами, неосознанны – мы просто делаем то, от чего нам приятно. Используя грамотно подобранную композицию, можно снизить негативные ощущения человека от пребывания в каком-либо месте – ожидания в очереди или посещения кабинета стоматолога. Или заставить бессознательно возвращаться в место, в котором комфортно: в отделение банка, торговый центр, или ещё куда-нибудь, где распыляется приятный аромат. Женщины лучше распознают запахи, чем мужчины Кстати, у женщин висцеральный мозг (лимбическая система) имеет больший объём, нежели у мужчин. Поэтому представительницы слабого пола более эмоциональны, склонны к принятию спонтанных решений, общительны, но, к сожалению, и более подвержены депрессиям и суицидальным мыслям. А ещё женщины лучше распознают запахи, поэтому на них проще воздействовать приёмами аромамаркетинга: шопоголики – тоже чаще всего женщины. Манипуляция или здоровье?С одной стороны, мысль о том, что тебя кто-то подталкивает к принятию решения с помощью ароматов, настораживает. С другой стороны, доказано, что ароматы благотворно влияют на организм человека. Так, например, бергамот восстанавливает силы, а розмарин способствует улучшению памяти и стимулирует умственную деятельность. Розмарин стимулирует умственную деятельность На этом построили свою теорию учёные из британского города Ньюкасл-апон-Тайн. Они провели эксперимент, изучая две группы людей, страдающих болезнью Альцгеймера в тяжёлой форме. Одни пациенты получали ароматерапию запахами эфирных масел розмарина и мелиссы, а другие – нет. Состояние тех, кто вдыхал ароматы, улучшилось: на 60 % снизилось состояние перевозбуждения (тревоги и страха), характерное для больных деменцией. Решение для тех, кто против манипуляции эмоциями Защититься от манипуляции нашими эмоциями посредством запахов мы не в состоянии – аромамаркетинг существует и набирает обороты. Поэтому, наверное, стоит расслабиться и получать удовольствие – от благоухания лаванды и ландыша, дразнящего запаха кофе и мягких французских булочек. А заодно – стимулировать мозговую деятельность при помощи эфирных масел розмарина, избавляться от депрессии и тревожных состояний посредством запаха бергамота, снижать артериальное давление ароматом иланг-иланг. Наша жизнь наполнена запахами, и это прекрасно!

Запахи: средство борьбы с болезнями или рычаг для манипуляции?
© 7dach.ru