Как два отца создавали приложение для мам, а столкнулись с троллями
Меня зовут Андрей Максутов и мы вместе с партнером Андреем Самойловым в свои 33 года решили податься в стартаперы после 10 лет руководства собственными компаниями в области событийного менеджмента и digital-разработки. Бэкграунд ведения таких клиентов, как MEGA, IKEA, Philip Morris, Jagermeister, Amway, безусловно, дал огромную экспертизу и опыт как в B2B, так и В2С, но к созданию стартапов этот опыт может быть применим лишь отчасти. А начиналось все так В апреле 2016 года два друга, бизнес-партнера и молодых отца решили поехать США, так сказать, для вдохновения. Каждый из нас ранее уже был там неоднократно, но исключительно в туристических целях. Без конкретного понимания того, что и кому мы хотим продать — себя или свои идеи, а, может, и вовсе ничего, но с четкой идеей «проинспирироваться». Было забавно получить фидбек о встрече с нами одного из серьезных менторов в Кремниевой долине: «Ребята интересные, перспективные, но еще не определившиеся». Да, именно такими мы были полтора года назад. Сейчас мы понимаем, что на самом деле именно та поездка послужила катализатором поиска идей своего первого самостоятельного продукта. Мы вернулись в Россию вдохновленные, заряженные и готовые меняться Конечно, текучка вновь поглотила, но мысли о создании чего-то своего все чаще всплывали в голове и часто получали воплощение в жарких дискуссиях, спорах и поисках идеи своего продукта. Когда у тебя параллельно развивается собственный агентский бизнес, большие клиенты с тактическими задачами «челленджат» тебя на все новые и новые нестандартные идеи, ты постоянно находишься в тонусе. А когда какие-то из этих идей не принимаются клиентом без объективных на то аргументов с формулировкой «сорри, это не в рамках текущей коммуникационной платформы бренда», неволей начинаешь задумываться об их реализации собственными силами и ресурсами. Не просто кормилец семьи и гвоздезабиватель Твое собственное окружение и образ жизни как некая форма социально-бытовой деформации не менее сильно влияют на генерацию идей исходя из текущих потребностей жизни. Совершенно внезапно мы пришли к мысли начать вести собственный блог о жизни современных отцов, которые готовы активно включаться, а не исключаться из процесса воспитания детей. Андрей Самойлов с детьми Мы задались вопросом, почему у нас в стране так много отцов, которые предпочитают вести «отстраненный» образ жизни, определяя свою роль как кормильца семьи, гвоздезабивателя, но никак не активного воспитателя. Мы никого не осуждаем и каждый вправе выбрать свою форму домостроя. Так получилось, что несмотря на нашу с Андреем разность взглядов и подходов к воспитанию детей, отношения к домострою, есть главная вещь, которая нас объединяет – бесконечная любовь к своим детям и семьям, которая находит воплощение в желании все больше времени проводить со своей семьей и принимать активное участие в воспитательном процессе детей. При этом зачастую у каждого это принимает принципиально разные формы: У одного – стремление просто больше времени проводить с семьей, отключая телефон и остальные средства связи на выходные, что действительно сложно. У другого – желание научить ребенка как можно большему, чтобы он впитывал как губка с малых лет много разных знаний, от иностранных языков, до конного спорта, искусства и йоги. Как из любви к детям появляется любимый проект Совместное посещение очередного мероприятия в родном городе в концепции ресторанного дня вылилось в создание проекта #папашилайв. Именно здесь мы записали наш первый лайв-эфир в Facebook и поняли, что мы не одни активные папаши. Создатели приложения МАМА Дальше последовали следующие эфиры в режиме лайв, из разных мест, без предварительной подготовки, но с четкой мыслью рассказывать о буднях современного папаши и его потребностях. Один из эфиров удалось записать с фронтменом группы Братья Грим Константином Бурдаевым. У нас не стояла задача стать блогерами, для нас важно было прощупать и понять, сколько активных папаш в нашей стране. Ввиду интенсивного рабочего графика и нестыковок территориального местонахождения постепенно эфиры #папашилайв превратились в эфиры одного папаши и дочки. Моя на том момент 5-летняя дочь Ассоль позитивно восприняла новое папино увлечение и под настроение мы записывали все новые и новые эфиры #папашилайв. Андрей Максутов с дочкой У нас с Андреем появилось понимание того, о чем должен быть наш первый продукт – о детях. Говоря об отцах, мы не могли обходить вниманием тему мам и их прямую заслугу в рождении и воспитании наших чад. Если активный папа – это только формируемый тренд, то активная мама – это тренд, заложенный природой, и актуальный тренд современного информационного пространства. Что не так с мамскими форумами Оказывается, как правило, информационное пространство мамских форумов насквозь пронизано «мрачными» темами... Неужели это единственные темы, о которых может и должна общаться современная мама: все плохо, ребенок болеет, муж внимания не уделяет, не помогает, нескончаемая депрессия. Не удивительно, что естественной реакцией общественности на подобное открытое общение мам в соцсетях является появление весьма специфичных и присущих только России терминов #яжемать и #овуляшка. Мы категорически против такого пессимизма и апатии. Детей нужно воспитывать в атмосфере любви и счастья. Появление ребенка в семье должно быть осознанным решением обоих родителей, их собственным решением, а не подражанием друзьям или желаниям бабушек дедушек. Мне очень нравится фраза из фильма «Ешь. Молись. Люби», которую молодая мама говорит своей одинокой подруге (Джулии Робертс): «Завести ребенка – это все равно что сделать татуировку на лице». Подход двух отцов как мамам Наш продукт — приложение с понятным на любом языке мира названием МАМА — стал ответом молодых отцов на расхожее в обществе мнение о том, что все женщины в декрете неспособны здраво оценивать окружающую действительность. Мы серьезно поверили в идею объединения как можно большего количества активных и счастливых мам и тех, кто только планируете ими стать. Наша миссия сделать жизнь мам и будущих мам наполненной, интересной и счастливой. Мы помним, что став мамой, женщина не перестает быть личностью со своими увлечениями, желаниями, мечтами. Именно к такой идее в сентябре 2016 года мы начали разработку нашего продукта — приложения МАМА. А ровно через 9 месяцев (что символично) в AppStore появилась первая бета-версия приложения. Через четыре дня редакция AppStore в России поместила нас в топ-подборку новинок недели на главной странице. Это был первый успех. Все писали, поздравляли, спрашивали сколько мы заплатили стору. Конечно, мы не были готовы к такому трафику скачиваемости приложения и пришлось срочно увеличивать мощности сервера. А потом пришли тролли Каждую минуту в приложении регистрировалось до 5 новых пользователей со всех уголков России и СНГ. Одновременно с первой волной популярности нового сообщества для мам в приложении стали появляться интересные персонажи в виде троллей. Нет, это не те милые зеленые персонажи из мультфильма, как раз вышедшего в прокат. Конечно, мы понимали кто это, но эффективное средство борьбы с ними мы нашли не сразу. Процессы модерации сообщества еще только налаживались, а панель администрирования имела ограниченный функционал. К примеру, заблокировать пользователей-троллей не составляло проблем в режиме одного клика, а вот подчистить везде, где ему удалось «нагадить» за короткий промежуток времени пребывания (написать гадкие посты, комментарии в постах других пользователей и даже в личные сообщения) — было проблематично и требовало механической работы. Рекорд был поставлен одним из троллей, который умудрился за 15 минут нахождения в сообществе написать 3 поста провокационно-идиотического плана, оставить комментарии еще примерно к 20-30 постам других пользователей, а также написать в личку нескольким юзерам. По всей видимости, это был матерый и высокооплачиваемый тролль или очень обиженный на жизнь одинокий человек. Что в итоге Сейчас мы понимаем, что фитчеринг или выбор редакции AppStore и GooglePlay — это большая и кропотливая работа по выстраиванию отношений со сторами, что в итоге вам дает большой органический трафик новых активных пользователей. Результатом такого целенаправленного общения с AppStore стал фитчеринг в IOS 11 нашего приложения в октябре 2017 года и второе место в новинках недели GooglePlay в категории «материнство и детство». Небольшой побочный эффект любого фитчеринга — всплеск активности троллей. Конечно, количество появляющихся троллей не так велико, по нашим подсчетам один на 1000-2000 пользователей. Но в зависимости от профессионализма этого тролля его деятельность может нести значительные репутационные риски. Когда новый пользователь регистрируется в сообществе, мы должны сделать все, чтобы превзойти его ожидания по дизайну, удобству, контенту и атмосфере. Как раз последнее тролли могут подпортить, если вовремя не пресечь их деятельности. Мы задались целью более глубоко изучить вопрос, почему каждый раз, когда наше приложение попадает в топ-подборку или выбор редакции AppStore или GooglePlay нас атакуют тролли? Кто это люди и какова их мотивация? У нас в приложении троллинг впервые проявил себя когда пользователи приложения стали получать комментарии и личные сообщения сомнительного содержания от якобы таких же мам, как и они сами, жаловаться на посты странного содержания. Благо, подготовленная социально активная аудитория мам достаточно быстро определяет троллей или похожих на них персонажей и сообщает о них модерации. Тролли на зарплате Задача троллей – вносить смуту, провоцировать, раздражать, высмеивать пользователей приложения. Толлинг как инструмент зачастую используют для того, чтобы развязать информационную войну, переманить целевую аудиторию, настроив клиента против поставщика продукта/услуги или очернить его репутацию. Нередко на специализированных форумах открывают вакансии троллей, заработная плата которых доходит до 60000 р./мес. Как бороться с троллями Постоянная предупредительная и образовательная работа всех пользователей в стиле «в семье не без урода» помогаем сформировать лояльное комьюнити тех, кому не все равно. Причем чем больше армия таких народных модераторов, тем лучше. В течение 1-10 минут после первого действия тролля в приложении вам уже поступит «звонок» о нем, главное – иметь удобную форму обратной связи с пользователями-активистами и быстрые инструменты реагирования на вашей стороне (блокировка троллей и зачистка созданного ими контента во всех каналах). Мы однозначно рекомендует единственное эффективное оружие как обезвредить тролля — игнорировать его поведения. Никакие тролли не смогут нарушить наших планов создания глобального сообщества счастливых мам вокруг идеи активного материнства. Впереди наше уютное сообщество мам ждут новые испытания троллями и не только по мере запуска новых стран: Индии, США, Великобритании, Австралии, Южной Кореи, Мексики, Испании, Бразилии, Китая и Японии. Дорогие разработчики приложений и сообществ, знайте, появление троллей в вашем приложении есть не что иное, как признак подлинной популярности вашего продукта, признание успешности сообщества теми, кому это не с руки. Как говорится, не дождетесь! Троллями нас теперь не испугать. Материалы по теме: Как я галлюцинировала и начала бизнес по доставке детей Как превратить жену в стартапера и не развестись – правила поведения для мужчин Превратить неопределенность в возможность: опыт корпораций Риск, лотерея, азарт: как запустить YouTube-кампанию и не слить бюджет Алкоголизм, социопатия, депрессии — какими болезнями страдают основатели стартапов