Штукатурка на лице. Почему улицы Ростова выглядят как индийские кварталы
Строятся новые дома, идёт реставрация, благоустройство, меняется облик городов, но к лучшему ли эти перемены? Об этом «АиФ на Дону» поговорили с известным ростовским экспертом по архитектуре 1920-1930-х годов, доцентом Академии архитектуры и искусств ЮФУ Артуром Токаревым. Простые линии Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: В Ростове построено почти 30% всех объектов советского авангарда Юга России (конструктивизм). Почему вы выбрали это направление для изучения? Артур Токарев: На мой взгляд, а также отечественных и зарубежных специалистов, среди всей тысячелетней архитектуры России именно конструктивизм, ну может быть, наравне с древнерусской архитектурой вызывает наибольший интерес. Ещё его называют советский авангард. Плоды этого периода трудно переоценить, но поразительно, что строили в этом стиле всего несколько лет: с 1925 по 1932 годы. Первая пятилетка, эпоха индустриализации - за это время было построено огромное количество промышленных, жилых и общественных зданий. В те годы в подобном современном стиле возводились здания во Франции, Германии, Голландии, Италии. Но только у нас появление государства нового социального типа породило здания, которых не было нигде в мире: дома Советов, фабрики-кухни, Дворцы труда, дома-коммуны. В этих объектах отсутствуют исторические детали, но сама пластика объемов и выразительность архитектуры просто завораживают. А по поводу простоты, а точнее - лаконичности форм конструктивизма могу сказать, что картины Малевича (а он считается предтечей конструктивизма) - «Чёрный квадрат» и другие произведения, оценивают на аукционе Сотбис в астрономические суммы. И мы можем сколько угодно рассуждать о том, что нарисовать такое может даже ребенок. Но ведь только Малевич сделал это первым более 100 лет назад, показав новые ориентиры в искусстве и архитектуре. - Какие самые значимые строения в стиле конструктивизма в нашем регионе? - Это здание РГУПСа, Лендворца, больницы им. Семашко (ЦГБ), областной администрации (ранее Дом Советов), два комплекса архитектора Кондратьева – один на углу пр. Буденновского/ул. Лермонтовской, второй – «Новый быт» на пересечении ул. Суворова и пр. Соколова. Два дома-гиганта, занимающих целые кварталы, на углу пр. Ворошиловский и ул. Красноармейской и на ул. Профсоюзной. Подстанция трамваев на Универститетском и Круглый дом в Таганроге. К сожалению, здания Лендворца, РГУПСа и областной администрации пострадали во время бомбёжек. После окончания войны их перестроили в возобладавшем в те годы стиле сталинской архитектуры. От конструктивизма остались лишь одни объёмы. Многие объекты были снесены уже в последние годы. Кто во что горазд - Есть информация от Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, что в начале 2000-х годов министерство культуры «потеряло» из охранных реестров 200 объектов культурного наследия. - И это действительно так. При формировании новых списков их просто вывели из реестра. Затрудняюсь это как-то объяснить. Печальная судьба постигла кинотеатр «Россия», в процессе так называемой «реставрации» его просто уничтожили. А между тем он находился в нескольких шагах от министерства культуры, ведомства, охраняющего памятники. Само же министерство и дало разрешение на такую, так сказать, «реставрацию». Исчезла студия кинохроники - великолепный образчик архитектуры сталинского периода. Пока министерство культуры три месяца рассматривало заявку на внесение объекта в охранный реестр, владелец земли узнал об этом и быстро снёс студию. Потом были обещания что-то восстановить, однако прошло три года... Сейчас по слухам там собираются строить 24-этажный дом! - Артур Георгиевич, а как можно добиться для объекта статуса охраняемого памятника? - У нас это очень сложно. Теоретически любой человек может подать заявку в министерство культуры и через 90 дней получить вердикт. Но всё делается «со скрипом». На охрану в Ростове-на-Дону ставят максимум 2-3 объекта в год. Я в одиночку добился несколько лет назад, чтобы комплекс Центральной городской больницы им. Семашко признали памятником. Но это не помешало поменять подлинные окна на безликий металлопласт. Вот так, простым ремонтом «убили» половину архитектуры. Плюс сделали какие-то пристройки... В общем, охрана у нас только на бумаге. Для сравнения: в Краснодаре памятниками архитектуры, или объектами культурного наследия, становятся 50-100 зданий в год. А у нас единицы, да и то, если кто-то выходит с частной инициативой. Я в прошлом году подал заявку на шесть зданий, но получили одобрение лишь трёх. Дома-гиганты по-прежнему не объекты культурного наследия, с ними завтра ЖКХ и жильцы могут сделать всё, что угодно. - Жильцы и ЖКХ угрожают историческому облику зданий? - За последние годы капремонтами изуродованы сотни фасадов исторических зданий. Сотни! Лучше бы поменяли людям в домах все коммуникации, выполнили качественный ремонт кровли, но не трогали фасады – многие из которых настоящие произведения искусства. Приведу только один пример: дом на углу пер. Островского и ул. Горького (дом Военведа), выполненный в стиле конструктивизма. Он так и не успел стать памятником архитектуры, но этого заслуживал: красивая кладка светлого силикатного кирпича, аккуратные вставки-полоски из красного кирпича, имитирующие ленточное остекление, лёгкие «пояски». И вот начинается ремонт: пояски просто срубили, стены отштукатурили варварским способом (кстати, сейчас вся штукатурка покрылась плесенью), покрасили в розовый цвет... Здание стало похоже на гигантский придорожный ларёк. А многим жильцам такое нравится! Может быть, стоило спросить мнение профессиональных архитекторов? Я, например, не врач, и не пытаюсь лечить людей – это уголовное преступление. Однако почему люди, далёкие от архитектуры, решают, как будет выглядеть здание? Каждый должен заниматься своим делом. Но теперь по закону жильцы по своему желанию могут делать со зданием всё, что угодно, только цвет стен согласуется с администрацией. Что касается архитектуры, то по закону с дома, если он не памятник, можно, например, сбить все исторические детали фасада, а можно наоборот украсить его любой лепниной по своему вкусу. И если ты собственник, то можешь поставить, хоть скульптуры Микки-Мауса на своём здании. И всё это на центральных улицах города – представляете во что он скоро может превратиться? - А как, на ваш взгляд, бороться с этим? - Единственный правильный путь улучшить городскую среду – это изменить закон, отдать в руки профессиональным архитекторам не только единичные памятники архитектуры, а уличные фасады всех зданий. И ввести ответственность за вмешательство в облик города. Вот у нас раньше водители не пропускали людей на нерегулируемом пешеходном переходе. Штраф повысили в пять раз, никого это не возмутило, зато теперь все стали вежливы. Недавно видел, как в доме XIX века вешали наружный блок сплит-системы. Элементы декоративной кирпичной кладки просто срубали со стены, что бы повесить блок. Я возмутился: «Что вы делаете!», а мне женщина, владелец квартиры, так удивлённо: «А разве тут есть что-то ценное?» Может быть, если бы ей за это выписали гигантский штраф, то она запомнила бы это на всю жизнь. По крайней мене именно так принято в европейских странах. Гигантский ларёк - Многих гостей донской столицы поражает отсутствие единой стилистической концепции. Бок о бок стоят дома ХIХ века, сталинки и огромные современные многоэтажки. Неужели нет единой концепции застройки? - До революции в Ростове строили в эклектике, модерне. В 20-е годы на пике популярности был конструктивизм, ему на смену пришла сталинская классика (с 30-х годов до середины 50-х), потом, уже при Хрущёве, вышло постановление о борьбе с архитектурными излишествами, ампир отменили и вновь вернулись к современным простым формам. Это нормально, что исторический город имеет архитектуру различных эпох, и нормально строить в историческом центре современные здания, даже если это приводит к кажущейся разнохарактерности застройки. Сейчас нет никаких юридических оснований для того, чтобы диктовать застройщику, в каком стиле ему возводить то или иное здание. Есть лишь нормы по плотности застройки, так называемые регламентные высоты, которые, кстати, повсеместно нарушаются. Внешний вид зданий практически не подлежит регламентации. И тут можно долго обсуждать хорошо это или плохо. Думаю, это вопрос культуры архитекторов, как сделать современное здание уместным. А вот то, что береговую линию у набережной застроили гигантскими зданиями вопреки высотным регламентам – это градостроительное преступление. - А как быть с тем, что старинные фасады завешивают рекламой, даже вокруг памятников архитектуры лепятся всякие магазинчики, пристройки? - По идее, вся наружная реклама должна согласовываться в департаменте архитектуры. Но почему-то это не работает. Яркий тому пример: торговый центр на углу ул. Пушкинской и пр. Будённовского. Это просто гигантский ларёк, обвешанный разномастной рекламой и вывесками. А ведь почти так выглядит весь Ростов. Это привет из 90-х. Именно тогда стали выкупать первые этажи домов и открывать частные магазины, вот и получилось, что в одном здании 3-4 входа и каждый в своём стиле. Вещи с точки зрения эстетики вообще недопустимые. Один мой знакомый сказал, что ростовские улицы подчас выглядят как индийские кварталы. - Куда бы вы повели гостей города? - С точки зрения интересных объектов архитектуры я бы показал новый стадион, любопытен новейшими тенденциями и аэропорт «Платов». Мы бы осмотрели ул. Большую Садовую, на которой, к сожалению, всё меньше деревьев и она уже не оправдывает своего названия. Можно осмотреть весь исторический центр, несмотря на его запущенность, и, конечно же, театр им. Горького. Хотя у некоторых приезжих он вызывает удивление: театр в их понимании - это затейливая историческая архитектура, плюш, купидоны и атланты. А здесь - прибежище Мельпомены в здании похожем на трактор. Тем не менее, это интереснейший пример конструктивизма, шедевр архитектуры мирового уровня. Можно сходить на набережную - это пример качественного благоустройства, да и там просто красиво. А вообще, Ростов-на-Дону был и остаётся родным городом. Трудно относиться иначе к месту, в котором ты родился и прожил всю жизнь.