У иностранца - разрыв сердца. Наша неполиткорректность в деле (13 ФОТО)
Есть вещи, над которыми в век политкорректности шутить уже не просто не принято, но даже опасно для собственной репутации, карьеры и жизни. Но к политкорректности у нас пока еще относятся с иронией, считая блажью с Запада. “Умный журнал” разбирается, какие темы, табуированные за рубежом, в нашей культуре считаются вполне нормальными.“С новим годом, пошоль нафиг”Несмотря на уже почти 30-летнее падение железного занавеса, отношение к представителям других рас на постсоветском пространстве остается специфическим. Особенно “достается” чернокожим, которых в российской массовой культуре все еще преподносят в каком-то комическом ключе. Запретное на Западе слово “негр” можно услышать даже по телевидению, поскольку в русском языке оно в силу историко-географических причин не считается оскорбительным.Подобная непосредственность для иностранцев выглядит диковато. В 2011 году один из пензенских соляриев разместил в городе такую рекламу Помнится, в начале 2000-х пародист Николай Лукинский выступающий в передаче “Аншлаг”, регулярно показывал номер, который стал его “визитной карточкой” и сделал знаменитым на всю страну.Артист надевал на голову чулок и изображал студента “из Зимбабы”, а его фраза “С новим годом, пошоль нафиг”, произнесенная с характерным акцентом, стала крылатой. Номер был настолько популярен, что принес Лукинскому неофициальное звание “Заслуженный негр России”.Трудно сказать, выстрелил бы этот номер сейчас. Страшно себе представить, какую истерику подобный сценический номер вызвал бы где-нибудь в США.Но не только о чернокожих любят шутить в российском медиапространстве - если уж вешать ярлыки, то на всех.В российской семейной комедии 2015 года “SOS, Дед Мороз, или Все сбудется!” есть, например, персонаж - молодой полицейский, который в титрах значится как просто “Китаец”. Как и положено китайцу, (по мнению создателей) герой увлекается боевыми искусствами и любит мультфильм “Кунг-фу панда”. Кстати, роль Китайца исполнил узбекский актер корейского происхождения Александр Цой. Авторы решили, что будет смешно, если герой даже разговаривая по телефону будет практиковать боевые приемы Еще один случай не совсем тактичного обыгрывания расовой принадлежности произошел в начале 2016 года, когда “АвтоВАЗ” в рамках кампании по продвижению модели Lada Vesta предложил потенциальным покупателям отказаться от автомобилей главных конкурентов - корейский фирмы Hyundai. “Время расстаться с не вестой”, - гласил слоган, под которым была изображена недовольная девушка в свадебном платье, а в ее образе угадывались азиатские черты - явный намек на корейское происхождение фирмы-конкурента.Hyundai, впрочем, в накладе не осталась, ответив на дерзкий выпад, что их “Не весты не ломаются”.Разработчики рекламной кампании для “АвтоВАЗа” назвали идею “маленькой провокационной шуткой”.И хоть некоторые издания тогда обвинили российский автоконцерн и в расизме, и в оскорблении женщин, большого шума из истории не вышло.Мы же, вспоминая призыв “АвтоВАЗа” “расстаться с не вестой”, переходим к следующему пункту нашего “неполиткорректного” списка. “Обезьяна с гранатой”Еще одна группа лиц, по которой любят пройтись в рекламе, юмористических передачах и прочих местах - это женщины.Российского зрителя, судя по всему, до сих пор забавляют шутки о “глупых бабах“, помешанных на потребительстве, чей ежедневный маршрут ограничивается салоном красоты, фитнес-клубом и магазином одежды.Начнем, пожалуй, с рекламы.Реклама “Билайна” с Сергеем Светлаковым призвана в шутливой манере убеждать зрителя в преимуществах скоростного безлимитного мобильного интернета, но копирайтеры почему-то решили, что нагляднее всего будет сделать это, сыграв на теме борьбы полов. В каждом ролике нам показывают капризную, нелепую и недалекую женщину в исполнении актрисы Аллы Михеевой, которая постоянно и во всем “проигрывает” мужчине Светлакову, топая ножкой и истеря, как маленькая девочка.“Вишенкой” на торте сексистского образа Михеевой почти в каждом ролике становится розовенькая кофточка, либо пиджачок - женщины ведь всегда в розовом ходят, это их любимый цвет. В другом ролике девушка в рыцарском костюме, подчеркивающем ее вторичные половые признаки, внезапно “зависает” из-за медленного интернета. “Вот это у кого-то буферизация”, - шутит Светлаков. Мужчины у телевизоров гогочут - все довольны. А вот создатели ролика “Черкизовских” сосисок заботливо и по-отечески объясняют женщинам, чтобы они даже не пытались самостоятельно вбивать гвозди, вкручивать лампочки и открывать банки - все равно затея эта заведомо провальная. “Настоящие мужчины на вес золота. Кормите их вкусно”, - говорят рекламщики.“Ваше место на кухне, дамы”, - считывает зритель. Обратимся к теме юмора.Казалось бы, на отечественном ТВ даже существует специальная женская юмористическая передача Comedy Woman, чья труппа почти полностью состоит из девушек (лысенький чудаковатый Митя Хрусталев не в счет).Значит ли это, что градус сексизма в местных шутках будет ниже? А вот и нет. На вопрос инспектора ГИБДД “По какой полосе вы ехали?” женщина в исполнении Екатерины Варнавы голосом пятилетнего ребенка отвечает: “По средней, где полосочки посередине. Когда машинка едет, как будто машинка кушает полосочки”. В скетче с участием полной актрисы, играющей женщину, чьи соседи громко занимаются сексом, ее подруги несколько раз шутят, что самой героине такого не светит из-за лишнего веса. Посыл авторов явно сводится к тому, что полным девушкам не стоит даже не мечтать о личной жизни и что у женщины за рулем нет ни малейшего шанса эволюционировать из “обезьяны с гранатой”.Даже сценки из семейной жизни выставляют дам помешанными на деньгах склочницами.Выходит, что шоу, которое вроде бы должно производить “женский” юмор, по факту демонстрирует какой-то парад мезогинии.Хотя один недавний случай показал, что российским женщинам все-таки не нравится, когда их публично выставляют глупыми и неспособными управляться с транспортом.Авторы твиттера “Вечернего Урганта” разместили на своей странице схему парковок для мужчин и женщин, опять-таки намекая, что умение водить машину и правильно парковаться представительницам прекрасного пола по определению недоступно.Подписчики стали упрекать авторов шутки в устаревшем чувстве юмора и распространении гендерных стереотипов.“Пушок не ок”Физические недостатки и любые отклонения от “нормы” подвергаются нападкам в родном медиапространстве даже чаще, чем нетипичный цвет кожи или половая принадлежность.Помнится, не так давно по телевидению шла реклама контактных линз Acuvue. Слоган ролика горделиво заявлял: “Никто не догадывается, что у меня плохое зрение”, но почему этого обязательно нужно стесняться? Можно подумать, что за это сегодня могут сбросить со скалы. Возможно, авторов ролика за ношение очков слишком уж травили в школе, иначе как объяснить попытку убедить нас, что плохое зрение - это нечто стыдное?Вообще реклама полна примеров так называемого “бодишейминга” (от слов body - “тело” и shame “стыд”) - попытки упрекнуть людей за то, что их тело не соответствует определенным субъективным стандартам красоты. “Быть женственной можно даже в его рубашке, но только если у тебя идеально гладкие ноги. А щетина украшает лишь его”, - навязывает нам производитель восковых полосок. Мужчинам за “несоответствующий” внешний вид тоже частенько достается. В 2016 году компания Nivea в рамках кампании “Пушок не ок” выпустила несколько рекламных роликов, в которых все стыдят и унижают парня с негустыми “юношескими” усами. Что касается комедийных передач, то здесь физические недостатки - до сих пор плодотворная почва для генерации шуток. Особенно достается толстякам.Скажем, в Comedy Club была сценка, в которой девушка знакомит парня со своими подругами. “А жирная пусть сразу едет домой”, - резюмирует бойфренд. И дело здесь даже не в том, что в эпоху бодипозитива подобные выпады смотрятся как нечто абсурдное, если не сказать пещерное, а в том, что юмор не должен строиться по принципу “Ты - очкарик, а ты - толстуха”. ]]>