Проект недели: Молекулярный сад на выставках в Малверне и Москве

Чтобы сделать выставочный сад в Англии, нужно соответствовать определённым параметрам. В заявке на участие прописывается чёткий бриф и художественная задача. Как только сады построены, дизайнер снова представляет бриф — рассказ о том, кто предполагаемый клиент, какова природная зона, положение относительно солнца, почва, в которой работали, виды растений, какие ощущения и чувства он хотел передать в пространстве.Екатерина и Денис выступали со своим проектом в категории SPA Gardens. Их сад выполнен как внутренний дворик спа-зоны в воображаемом отеле, где заказчик — клиент, отдыхающий в саду после процедур. Замкнутость сада дает возможность насладиться тишиной и природой, при этом другие гости не видят отдыхающего. На фото: Стеклянная скульптура молекулы, созданная для фестиваля российским архитектором-стеклодувомРассуждая о саде, Екатерина и Денис представили образ молекулы, из которой состоит какое-либо вещество. Так и в саду с мощением, подпорными стенками, скульптурами, деревьями и многолетниками, можно создать неповторимое «существо или вещество». Авторы проекта учитывали, что «сад не существует и не играет, если ему не помогает окружение». Поэтому строительство начали с того, что попросили у устроителей выставки место, где на заднем плане были бы видны холмы. И попытались вписать сад в местный ландшафт. Так, скамейки символизируют изгибы холмов, виднеющиеся на заднем плане, а расходящиеся веером детали кресел и деревянное панно на стене символизируют восходящее солнце. На фото: автор сада, ландшафтный архитектор Денис Калашников«Русский сад более архитектурный, строгий. Если англичанину интересны собственно растения, переходы форм и фактур, русский прежде всего думает об эргономическом конструктиве, как целесообразно и эффективно использовать площадь и не переборщить с элементами», — поделилась впечатлениями о разнице подходов Екатерина Болотова. Оценивая сад, судьи проверяют, насколько четко он соответствует брифу, в котором важно все. Один из критериев — качество строительства, которое в саду Екатерины и Дениса было на высоте. С основанием из 18-сантиметрового слоя бетона и оштукатуренной бетонной стенкой, сад мог бы реально существовать не только четыре выставочных дня, но десятилетия. Небольшой недостаток члены жюри все же нашли — «лучи» деревянного солнца немного выходили за край стены. «Строитель провел рукой по верху стены и почувствовал доску», — вспоминают архитекторы. Зато скамейки и мощение очень понравились судьями. Судьи проверяли, правильно ли выбрано место для растений, как они себя чувствуют по отношению к солнцу, влаге, насколько способны вдохновлять зрителей — смогут ли, принеся идею к себе в сад, её реализовать. Екатерина объясняет, почему так важно, чтобы растения могли реально существовать вместе: «Хотя сад живет только несколько дней, в нем все реальное. Важно, чтобы не было ощущения обмана — ни перед зрителями, ни перед собой. Ты должен делать так, чтобы быть уверенным, что все это жизнеспособно». Судьи в Малверне отметили качество растений по всем критериям: подбору, композиции, дизайну, текстуре, форме, цветовому сочетанию. Председатель жюри фестиваля Пол Харви-Брукс оценил превосходное состояние самих растений: «Это раннее, майское, шоу, когда еще прохладно, многие растения выращены в теплицах, велика вероятность, что растение может заболеть при транспортировке. В молекулярном саду нет растений, которые выглядели бы хоть немного слабыми». Екатерина поделилась предположением, почему англичане выбрали их сад: «Мы сильно отличались. Для английской публики нам хотелось сделать сад в русском стиле, но при этом современный. Наш сад построен очень структурно: мы выбрали стиль абстрактного поля с травами, похожего на русский луг. Мы не могли найти всего того, что у нас произрастает, но пользуясь местным ассортиментом, подобрали растения, которые соответствуют этому стилю по сочетаниям, соцветиям, форме листа. И в Малверне, и в Москве мы пытались создать неприхотливый цветник». Все растения, включая деревья, находятся в балансе с окружающим ландшафтом. Кажется, что в саду все само выросло или было здесь всегда. Екатерина рассказала об отличии выставочного сада от обычного: нормы посадки немного загущены — с целью показать, как он будет выглядеть года через три после посадки. «Сад выглядит реалистично, как будто этому пространству 3—4 года. Ассортимент растений в саду создает ощущение не конкурсного, а реального сада, в котором растения цветут по очереди, как в природе, и продолжат цветение в середине лета», — отметил Пол Харви-Брукс. Архитекторы реализовали миксбордер из многолетников. Главные в этой композиции — ангелика архангелика (Angelica archangelica) и лук (Allium) — конструктивные растения, которые держат композицию. На фото: купырь лесной (Anthriscus sylvestris); ангелика или дягель лекарственный Ангелика — самое высокое среди зонтичных растение, архитектурный элемент этого миксбордера, доминанта и главный акцент. Растение с белыми зонтиками цветков — купырь лесной. Для авторов сада это обычное полевое растение, оно дает ощущение поля, луга, дикости посадки. Английские дизайнеры тоже любят добавлять эти растения в свои композиции. На фото: луговик дернистый или щучка (Deschampsia cespitosa); шалфей дубравный (Salvia nemorosa) CaradonnaИспользованные в саду злаки дали композиции необходимый объем и воздух и направили к эстетике поля, луга. В средний уровень композиции посадили шалфей — он, наряду с луками, ирисами (Iris), геранью (Geranium), наполняет сад оттенками фиолетового. «У английского сада есть определенный стиль, скажем, очень природный. Англичане его сейчас все больше и больше развивают. Им интересны природные ландшафты. Нам в большей степени интересны рукотворные вещи, более архитектурные», — рассказывает Екатерина. Справа на фото: лук декоративный Гладиатор (Allium Gladiator); дягиль лекарственныйВсе использованные в саду растения популярны у английских ландшафтных дизайнеров. Среди них — растения поздней весны, расцветающие в Великобритании в начале мая. В «Молекулярном саду» это луковичные — ирис сибирский (Iris sibirica) Tropic Night, камассия лейхтлина (Camassia leicht) Semi Plena и лук декоративный Гладиатор. На фото слева, в углу бордюра, вербаскум или коровяк (Verbascum) сорта Flush of white и манжетка мягкая (Alchemilla mollis) — типичное для английского сада растение. Манжетка, посаженная нижним рядом по краю бордюра, хорошо прикрывает землю и дает контур. Дизайнеры использовали разные сорта папоротника — в саду есть теневые участки, которые надо было обыграть. Среди них крупный папоротник Осмунда королевская (Osmunda regalis). На фото: лук декоративный Гладиатор; купырь лесной; фенхель обыкновенный (Foeniculum vulgare); шалфей дубравный CaradonnaОсновой композиции стал белый цвет, который повторяется, перетекает из одной формы в другую. Это белые зонтики купыря лесного, стрелки вербаскума сорта Flush of White, напоминающие флоксы ароматные соцветия ночной фиалки (Hesperis matronalis) Alba. Только ночные фиалки зацветают значительно раньше флоксов — в Англии как раз в начала мая. Это и василистник Делавея (Thalictrum delavayi) Album, и колокольчик персиколистный (Campanula persicifolis) Alba. На фото: фенхель обыкновенный (Foeniculum vulgare)Если луки обращают на себя внимание, возвышаясь над растениями,то фенхель окутывает композицию зеленой дымкой. Английские дизайнеры очень любят это зонтичное. Екатерина рассказывает: «Фенхель для меня был открытием: его можно использовать в миксбордерах — он дает неповторимую структуру, легкость, объем». На фото: герань пиренейская (Geranium pyrenaicum) Bill Wallis — мелкие фиолетово-лиловые цветочки и вербаскум (Verbascum) Flush of WhiteГерань и вербаскум — «постоянные участники» английских выставок. Местные дизайнеры обожают герань и используют в садах многие ее сорта. Архитекторы считают, что из-за разницы температурных режимов, освещенности и влажности нельзя просто взять и перенести к нам английский сад. Однако отечественный климат все-таки не сильно отличается, и в саду много «наших» растений. Мы можем сажать в своих садах папоротники, луки, шалфей,травы, зонтичные, герань и многие другие. И тут нужно почувствовать, как правильно их использовать. «Поэтому так важно смотреть на выставках композиции, сочетания, которые подтолкнут к дальнейшим размышлениям», — отмечает Екатерина. Московский вариант «Молекулярного сада» был представлен в июле 2017 года в Парке искусств «Музеон» на Московском Фестивале садов и цветов с некоторыми изменениями, но концепция осталась прежней.Это тоже настоящий сад, в котором есть изгородь, теневые растения: папоротники, хоста, герань, плавно перетекающие в полусвет, и есть светолюбивые. Архитекторы пытались сделать цветник органично-плавным, но одновременно структурным. На фото: на переднем плане вероникаструм виргинский (Veronicastrum virginicum) или вероника виргинская; пион молочноцветковый Бю-Ти (Paeonia lactiflora Bu-te); шалфей дубравный Аметист (Salvia nemorosa Amethist)«К сожалению, лук уже отцвёл, и в московскую композицию его вставлять было бессмысленно. В Москве доминантой стал вероникаструм, он дал высоту, ажурность, прозрачность. Второй план — это сальвия, то есть шалфей», — вспоминает Екатерина. На фото: манжетка мягкая (Alchemilla mollis) в правом углу, на переднем плане бордюра В Москве добавились хвойные: можжевельник и зеленая стена из туи западной Смарагд (Smaragd). «Английские сады — это большое количество многолетних цветущих растений и, благодаря относительно мягкому климату, буйство красок и цветений. А у нас, чтобы как-то держать в приятном настроении осень и зиму и видеть за окном хоть что-то позитивное, принято сажать большое количество разнообразных вечнозеленых и хвойных кустарников», — отмечает Денис Калашников Манжетка в Малверне еще не зацвела и привлекала листвой красивой формы, а в Москве расцвела и добавила саду желто-зеленых красок. На фото: папоротник Страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris)В московском саду, помимо шалфея и манжетки, повторились и другие растения, использованные в английском саду: папоротники, злаки, герань, колокольчики. В московском варианте сада нет ирисов сибирских (Iris sibirica), которые уже отцвели, купыря лесного, ангелики, вербаскума. Зато появились новые растения, помимо хвойных и вероникаструма, — пионы (Paeonia), дельфиниумы (Delphinium), нивяник (Leucanthemum), дицентра (Dicentra), тысячелистник (Achillea), полынь Пурша (Artemisia purschiana). На фото: колокольчик точечный (Campanula punctata)Архитекторы осторожно работали с палитрой, старались не допускать резких переходов цвета. Как и в Малверне, доминирующий цвет в московском саду — фиолетовый и его оттенки. В Москве фиолетово-голубую гамму образуют шалфей, вероника (Veronica), тысячелистник, дельфиниум, герань, колокольчик точечный. На фото: слева герань, справа дицентра великолепная (Dicentra spectabilis) AlbaНе обошлось в московском саду и без белого, который добавили с помощью пионов, нивяника и дицентры. На фото: вероникаструм виргинский (Veronicastrum virginicum); пион молочноцветковый Бю-Ти; шалфей дубравный Аметист; дельфиниум Summer Skies; нивяник; луговик дернистый или щучка СМОТРИТЕ ТАКЖЕ…Другие проекты тех же авторов — в портфолио Ландшафтного бюро Артпроект- КлюкваУ ВАС ЕСТЬ ДЛЯ НАС ПРОЕКТ…Загрузите съёмку в свой профиль на Houzz, отправьте ссылку с кратким описанием на RuEditors@houzz.comДля справки: Какие объекты мы публикуем

Проект недели: Молекулярный сад на выставках в Малверне и Москве
© Houzz.ru