Существуют ли "дети-индиго" или люди совершенствуются сами по себе?

Поначалу сразило количество работ – 2279! Больше половины – картины, рисунки, иллюстрации, шаржи. Следом сомнение посеял возраст. Уточнял несколько раз. Нет, ошибки не было – 11 лет. Не стаж, не веха, не дата. В двух робко жмущихся друг к другу единицах – весь срок, который был отмерен маленькой украинской девочке из Полтавы Саше Путре на этой бренной земле. Готов сорваться с уст вопрос: всего?! Но работы. Хотя бы просто их число. Даже если забыть, что речь о ребенке. Даже если оставить в стороне содержание. Работоспособность невероятная! Фантастическая. Не детская. Потом, всмотревшись, замечаешь – стиль тоже. Словно рисовал уже сформировавшийся профессиональный художник-примитивист. Последовательно прошедший обязательные этапы классической школы и во всеоружии вернувшийся к истокам. Сразу же хочу принести извинения – я не искусствовед. Живопись вообще не мой конек. Но о работах Путри существуют мнения авторитетных экспертов: если б Саша дожила до зрелого возраста, она бы пополнила плеяду выдающихся художников. Об этом чуть ниже. Пока же об очевидном даже для дилетанта. Глаза. Глаза персонажей. Их взгляд. В котором затаенная печаль, вековая боль человечества. Как на иконах Рублева. Как на картинах Рафаэля. Не знаю – ребенок такого нарисовать не мог. Но нарисовал!.. Первое, что приходит на ум – дети индиго. Термин давно вошел в оборот. С подачи Нэнси Энн Тэпп. Женщины, написавшей на эту тему книгу, ставшую бестселлером. Оговорюсь: охотно допускаю, что мы не одни во Вселенной. Однако я не отпетый мистик. И относительно вкрапления в человеческую среду новой расы с многократно умноженным интеллектом у меня серьезные сомнения. Хотя бы потому, что мизерно используются возможности уже существующей. Если не ошибаюсь, считается, что мозг среднестатистического человека загружен лишь на 10%. А природа не так глупа, чтобы впустую распылять ресурсы. Я сам не индиго, но не забыл, как в раннем детстве с одного раза мог запомнить и повторить наизусть целую поэму. Не понимал, почему мама так удивляется?! Потом заболел скарлатиной, корью… Теперь, как и большинство, обращаюсь за помощью к Интернету и справочникам. Это к тому, что новые поколения в целом растут в сравнительно более благоприятных условиях. Лучше питаются. Меньше подвержены инфекционным заболеваниям. С молоком матери впитывают огромные пласты информации. Надо полагать, мозг их работает намного интенсивней нашего. А гении-единицы рождались всегда. Достаточно послушать Моцарта… Иное дело вундеркинды. По мере ускорения ритма жизни, понятие это сильно обесценилось. Утратило первоначальный смысл. Слишком много интенсивных методик. Могу привести сколько угодно случаев, когда детей безжалостно натаскивают. Совсем крох. Выжимают все соки ради сиюминутной сенсации. Особенно часто это почему-то имеет место в музыке. Потом "вундеркинды по неволе" вырастают и становятся как все. Хотя скарлатиной, вроде, не болели… Впрочем, натаскать можно далеко не всех и далеко не всегда. Рисовать (не срисовывать) картины ребенка не научишь, если нет таланта. Даже добившись от малыша виртуозной техники, не заставишь его писать музыку и мыслить. Одаренный исполнитель тоже, конечно, в известной мере от Бога. Но творец – от Бога целиком! Как мой сосед по парте в начальных классах Витя Полторацкий. Признаюсь, все время выжидал момент, чтобы написать о нем пару слов. И вот, наконец, оказалось к месту. Витя Полторацкий не был ребенком-индиго хотя бы потому, что родился в конце 1940-х. А индиго, если верить уфологическим концепциям, стали появляться на свет после середины 70-х. Да и отличался он от нас, сверстников, немногим. Разве что был чуть полноват и весьма эмоционален. И еще очень воспитан – как-никак отпрыск дворянского рода, ведущего историю с эпохи правления императрицы Елизаветы Петровны. Как и подобает маленькому аристократу, время от времени чинно приглашал нас, одноклассников, к себе домой. На чай. В одной из комнат стоял стол для игры в пинг-понг. И мы резались до изнеможения. А потом он садился к фортепиано… И все разом менялось! Витя Полторацкий сочинял музыку. Хорошую музыку. Даже мы, малыши, это понимали. Я запомнил написанную им польку в его же исполнении. Правда, это было не у них дома, а на концерте. В школьном спортзале. Витя сидел на сцене, задорно подергивая в такт музыке кучерявыми волосами. До педалей пианино ноги не доставали, и он скрестил их на весу… Эта трогательная картинка навсегда сохранилась в моей памяти. Семья Полторацких вскоре переехала в Москву. И я на продолжительный отрезок жизни потерял Виктора из виду. А пару лет назад вдруг узнал, что он вместе с Владимиром Спиваковым стоял у истоков прославленного камерного ансамбля "Виртуозы Москвы". Писал сочинения для "виртуозов", для многих исполнителей, включая самого Спивакова, делал переложения. Вырос в очень известного музыканта, а по-настоящему знаменитым, возможно, не стал только потому, что слишком рано скоропостижно ушел из жизни. Как и многие наделенные даром свыше… Индиго – не индиго, но в наших детях действительно есть нечто особенное. Внимательно вглядываюсь в поколение моей дочери. В раннем детстве они пережили на себе все трудности и испытания 90-х. С голода не умирали, но сидели в классе в пальто. Писали в перчатках. Это их лишь закалило. Выросли умными, интеллектуальными, образованными. Будто природа решила с лихвой компенсировать лишения, через которые они прошли. А, возможно, сам наш край благодатная почва для малышей? Только что в Тбилиси закончился детский конкурс "Евровидения". Второе место завоевал 12-летний Григол Кипшидзе. Спросите, отчего не первое? Честно говоря, это было бы просто нескромно. Из 10 подобных конкурсов дети из Грузии победили в трех. Между прочим, в отличие от взрослых, которым пока похвастать нечем… Так в чем же феномен? Откуда берутся талантливые малыши? Водит ли их рукой неведомая сила свыше? Не знаю. И не уверен, что это так уж важно. Главное – оставить в жизни добрый след. Особенно если ты наделен особым даром. Счастливого всем дня!

Существуют ли "дети-индиго" или люди совершенствуются сами по себе?
© Sputnik Грузия