Вместе создаем яркий орнамент жизни большого города

«Вечерняя Москва» часто рассказывает читателям о праздниках и обычаях, кухне и костюмах, танцах и песнях народов, проживающих в нашей многонациональной столице. А юные москвичи с удовольствием участвуют в проекте «ВМ» «Ассамблея народных ремесел». Ребят, желающих познакомиться с разными видами декоративно-прикладного искусства, в медиацентре редакции «ВМ» всегда много. На этот раз мы решили дать возможность подросткам — ученикам московских школ и юнкорам студии «Новый фейерверк» в прямом смысле прикоснуться к культуре Татарстана. И пригласили их на мастеркласс по изготовлению татарской игрушки в традиционной технике. Руководитель художественной мастерской татарского культурного центра Москвы Наиля Хасяновна Жиганшина показала, как делать декоративный татарский сапожок — элемент традиционного женского костюма. А помогали ребятам ученики Наили Хасяновны — Диана Гвоздевская и Ахмет Мифтахов. Семиклассница школы № 2030 Диана одета в татарский костюм: женский головной платок, традиционный камзол и, конечно, сапожки на кожаной подошве. А Ахмет, ученик школы с этнокультурным татарским компонентом № 1186 имени Мусы Джалиля, представляет мужской традиционный костюм — на мальчике надета шелковая рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). — Обратимся к истории, — говорит Наиля Хасяновна, — все тюркские народы носили кожаные сапоги, это традиционная татарская обувь. Существует два вида татарских сапожек — с мягкой и твердой подошвой. Сапоги с мягкой подошвой носили дома и в мечети. Изредка в них выходили на улицу, но, чтобы не испортить подошву, использовали кожаные галоши. Татары очень любили оформлять обувь, украшать ее многоцветной кожаной мозаикой с традиционным узором, состоящим из разного вида завитков. Кстати, каждая фигура узора символизирует определенное понятие. Наиля Хасяновна демонстрирует ребятам симметричный и очень красивый витой узор: — Это птица, — объясняет она. — На верхней части голенища почти всегда изображена волна, которая символизирует небесный океан. Также есть узор, обозначающий и двуглавую птицу. Кстати, некоторые исследователи придерживаются мнения, что двуглавый орел на гербе Российской Федерации произошел из культуры тюркских народов. Не знаю, так ли это на самом деле, но изображения этого символа часто присутствуют на татарских элементах традиционной одежды. Каждый подросток получает выкройку сапожка — по ней ребята вырезают фигурки из толстого фетра. Из кусочков другого цвета нужно сделать орнамент. Детали нужно склеивать стык в стык, чтобы сапожок получился аккуратным. Ребята меняются кусочками фетра, которые остались от выкроек, — у каждого есть по несколько цветов, так что открыт простор для творчества. Детали крепят с помощью клеевого пистолета. Немного терпения, и татарский сапожок готов! — Очень интересно узнавать новое о культурах народов, которые живут в Москве, — говорит юнкор Маргарита Филькова. — Представители разных национальностей регулярно приходят в студию сетевого вещания «ВМ» в рамках проекта «Народы Москвы». Эти встречи всегда очень интересны! Традиции, праздники, легенды и сказки представителей разных национальностей формируют определенный образ мышления народа. Изучая их, мы расширяем свой кругозор. В мегаполисе самые разные народы образуют пестрый орнамент жизни нашей многонациональной столицы. И он удивительно красив.

Вместе создаем яркий орнамент жизни большого города
© Вечерняя Москва