Ещё

Десять чашек в день: как пьют чай в Туркменистане 

Фото: Каспийские новости

«Каспийские новости» уже писали об особенностях чаепития в Казахстане. Но поспорить с казахами о любви к чаю могут их соседи по Каспию — туркмены. Недаром одна из самых популярных поговорок в Туркменистане гласит — «Пей чай — удовольствие получай!». В этой стране трудно найти семью, где бы вошедшему в дом гостю не предложили «пиалушку чая». Так что же для туркмена чаепитие — удовольствие или ритуал?

Собственное «чайное» исследование Туркменистана провел в своей книге журналист Валентин Баюканский. Автор собрал рассказы и воспоминания туркменских ученых о чайных традициях родной страны.

Так, профессор Овез Гундогдыев рассказывает, что в Средней Азии чай появился в раннем средневековье — его по Великому Шелковому пути доставляли китайские купцы вместе с шелком, порохом и фарфором. Об этом рассказывает находка, напоминающая по форме современный чайник (датируется XII — XIII вв. — тем временем, когда почти вся территория Средней Азии входила в состав Куняургенчского государства туркмен). Чайник имеет шарообразную форму, вес — 1,5 кг. Он изготовлен из цельного куска камня и украшен «ковровыми» орнаментами. На сегодняшний день это пока единственная находка подобного рода.

Чай туркмены употребляют в большом количестве. И не случайно. Этот напиток — отличный терморегулятор тела. Вот что по этому поводу говорит немецкий этнограф Рихард Карутц, побывавший в начале XX в. у туркмен и казахов Мангышлака. Он отметил, что местные жители пьют невероятно много чая — от семи до десяти стаканов утром, днем и вечером. Рихард Карутц пишет: «… люди были правы, когда говорили: «Сегодня нужно выпить побольше чаю, очень жарко»; они сознательно выпивают такие количества этого привозного продукта, как в старину они выпивали с той же целью такие же количества горячей воды с распущенным в ней салом. И я нахожу, что холодная вода, молоко или пиво никогда не утоляют вполне жажды и не разливают по всему телу такого интенсивного приятного ощущения, как горячий чай».

Туркмены всегда были большими любителями зеленого чая. В конце XIX — начале XX вв. Ашхабад являлся важным торговым центром, откуда из Бухары, Хивы и Персии переправлялись товары в Россию, в том числе большие партии зеленого чая. Русский исследователь Евгений Марков, совершивший в конце XIX в. поездку в Туркменистан, писал: «Базары — это обычный всенародный клуб восточного человека, где он видится со всеми, с кем ему нужно и не нужно, где он узнает все новости дня. Оттого кухоньки, чайные лавки, продажи сластей — тут на каждом шагу, прямо на открытом воздухе, под сенью разбитых шатров, под тенью дерева. Целыми десятками усаживаются рядком в тени от солнышка полосатые халаты и не спеша потягивают из больших фарфоровых чашек без блюдцев неизобразительно жидкий, но вместе с тем и неизбежно дешевый зеленый чай, который в громадных количествах привозится для туземного потребления персиянами из Индии…».

Чай сделался до того необходимым ежедневным напитком степного туркмена, что многие носили на поясе кожаный круглый футляр с чайною чашкой. Эти футляры делали из дешёвой бараньей кожи.

Туркмены не обходились без зеленого чая даже на фронтах Первой и Второй мировых войн. Например, всадники Текинского конного полка, участвовавшие в 1914-1917 гг. в Первой мировой войне, постоянно получали с родины посылки с зеленым чаем. Вот одно из писем с фронта за февраль 1916 г. на адрес Дамского комитета в Асхабаде: «Туркменский конный полк приносит комитету глубокую благодарность за щедрые подарки, доставленные полку… Подарки состояли из двух пудов (1 пуд -16 кг.) двадцати пяти фунтов зеленого чая и двух пудов сахарных леденцов местного изготовления».

На первый взгляд, у туркмен нет четко выраженной чайной церемонии или обычаев, связанных с употреблением чая, пишет биолог и эколог Гочмурад Кутлиев. Но один ритуал все-таки есть. Как только принесут свежезаваренный чай, наливают пиалу и опрокидывают ее обратно в чайник. И так обязательно три раза. Потом отставят в сторонку со словами «demini alsyn» (пусть подышит) и только через некоторое время приступают к смакованию напитка. Причем кое-где первую кясе (посуда, похожая на пиалу, но большего размера — прим. КН) наливают хозяину — чтобы убедился, насколько хорошо заварился чай.

Несмотря на то, что большинство туркмен предпочитают зеленый чай, на западе страны пьют черный чай с молоком — верблюжьим. А вот у сарыков Марыйского велаята было принято готовить из молока верблюдицы первого удоя своеобразный напиток — «шир чай». В молоко добавляли по вкусу зеленый чай и немного курдючного сала и раздавали соседям.

Кстати, между туркменскими племенами нет единого стиля чаепития, если теке (одна из крупнейших племенных групп в составе туркменского народа — КН) пьют чай после приема пищи, то прикаспийские иомуды — наоборот.

С чаем неразрывно связана народная мудрость туркменского народа. Так, туркменская поговорка-высказывание дает очень точную характеристику крайне негостеприимному человеку: «Не нальет и одну пиалушку чаю». Или очень неодобрительно в отношении скупца — «Страдающему от жажды не даст чаю». О немощных, одиноких могут сказать — «Некому им подать чашку чаю» — это подчеркивание абсолютного одиночества.

Напоить чаем большое количество гостей в Туркменистане — например, на свадьбе — ответственное и сложное дело. «На любом крупном мероприятии где-нибудь в сторонке от казанов будут стоять громадные титаны „гуп“ на сто — сто пятьдесят литров, и рядом выстроятся батареи чайников и чайничков, — рассказывает Гочмурад Кутлиев. — Джигиты будут обходить ряды празднующих гостей, вполголоса (чтобы не мешать беседе) спрашивая: „Не принести ли свежезаваренного чаю?“. Здесь-то и понадобится особый артистизм и мастерство — попробуйте удержать в памяти, кому и какого чаю принести…».

Во время чаепития в Туркменистане существует гибкий избирательный подход к гостям: наиболее почитаемым — фарфоровые или фаянсовые чайнички и фарфоровая пиала, а также — блюдце со сладостями (кишмиш, мед, арахис); другим, для дальних рядов — металлические чайники на несколько человек и леденцы. Таким образом, по сопутствующим чаю сладостям узнается «статус» гостя — одному мед, а другому обыкновенный сахарок.

По материалам сети Интернет

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео