Капитальный разгром
В прошлом году в Екатеринбурге начали капитально ремонтировать два дома на перекрёстке улиц Малышева и Мира, где живут профессора уральских вузов. Собственники квартир пришли в ужас от многочисленных строительных недоделок и назвали свой ремонт капитальным разгромом. После него во многих квартирах пришлось делать дорогостоящие косметические ремонты. «Дом с сюрпризами» Пятиэтажки на Малышева, 132 / Мира, 34 и Мира, 36 1930-х годов постройки называют профессорскими: в них давали квартиры преподавателям, а во время войны сюда заселяли эвакуированных учёных из Ленинграда. Сейчас в этих домах по-прежнему живёт много профессуры и представителей творческой интеллигенции (в том числе уральский художник Виталий Волович). Об истории этого дома профессор кафедры металловедения УрФУ, краевед Михаил Филиппов пишет целую книгу. Жильцы профессорских домов горько замечают, что их история капитального ремонта потянула бы ещё на одну книгу. Фото: Алексей Кунилов Ремонтная эпопея началась летом прошлого года. Тендер на проведение работ выиграла фирма «Урал АСТ». — 1 июня нас уведомили, что надо срочно подготовить жилые помещения для ремонта систем отопления и водоотведения, — рассказывает жительница дома на Мира, 34 Наталья Россина. — Рабочие постучались в дверь только через три недели. Трубы в гостиной переваривали несколько раз, за это время прожгли пол и повредили стены. Я преподаю в Институте материаловедения и металлургии УрФУ, но когда озвучила рабочим замечания по поводу качества соединений металлических труб с пластиковыми, меня попросили «отойти и не мешать». Прошёл год — стыки уже покрылись ржавчиной. В прошлом году жильцов озадачило исчезновение металлических дверей и труб. Как пояснила Светлана Трифонова, металлолом был вывезен силами подрядчика. Вырученная сумма пойдет на ремонт подъездов, которого нет в смете капитального ремонта. Фото: Наталья Россина Осенью начали всплывать новые недоделки. В квартире Натальи Россиной рабочие приварили центральный стояк отопления к радиатору, забыв сделать в нём отверстие. Дефект обнаружился только в октябре, когда включили отопление, а батарея почему-то осталась холодной. Трубы снова пришлось переваривать. — На резонное замечание о том, что мы вот-вот привели квартиру в порядок после летнего ремонта, рабочие удивились: «А зачем вы делаете косметический ремонт, когда ещё не закончился капитальный?» Но это не капитальный ремонт, а капитальный разгром, — отмечает жительница дома. После капитального ремонта в прошлом году многие квартиры приходилось приводить в порядок не по одному разу - жильцам обещают возместить причинённый ущерб. Фото: Наталья Россина У соседей Натальи Россиной, преподавателей Уральского архитектурно-художественного университета Людмилы и Владимира Куршпель, во время устройства ниши для электрощита по неосторожности проштробили дыру в ванную прямо из подъезда. Оплошность заметили, только когда из квартиры вышли возмущённые хозяева: со стены полетела плитка. — После ремонта систем горячего и холодного водоснабжения начались перепады температур, — добавляет ещё одна жительница Татьяна Сергеевна. — Если кто-то включает холодную воду этажом выше или ниже, в душе может хлынуть кипяток. Сейчас «ВЕСТ» устраняет недоделки по электропроводке - она, как и другие системы домов, уникальна - это и вызывает сложности при ремонте. Фото: Алексей Кунилов Вентиляционные каналы были засыпаны обломками кирпичей, а на кровле вместо двух слоёв утеплителя положили три, «похоронив» под ним коммуникации и старые деревянные перекрытия. Несколько раз из-за протечек труб затапливало квартиры на верхних этажах. К одной из труб на чердаке местный умелец приладил ведро для сбора воды: лужа появлялась прямо над его квартирой. Сами рабочие заявляют, что им попался «дом с сюрпризами», которые всплывают уже по факту. В свою очередь, жильцы объясняют эти «сюрпризы» тем, что здание, построенное по индивидуальному проекту, недообследовали. Так сейчас выглядят коммуникации в подвалах. До следующей осени подрядчики проверят, насколько качественно провели работы по их замене. Фото: Ольга Кошкина Девять бригад переделывали друг за другом Жильцы с иронией считают, у кого в квартире побывало больше рабочих бригад. Пока рекорд — девять: они доделывали работу друг за другом. Больше всего нареканий у жильцов вызвало предложение в рамках капремонта реконструировать балконы, установив их на металлические «этажерки» на собственных бетонных фундаментах. Демонтировать отделку балконов — остекление, полы и потолочное покрытие жильцам предложили за свой счёт. Некоторые так и сделали, и теперь в некоторых квартирах вместо балконов висят голые бетонные плиты с арматурой. Однако большинство жильцов отказались расстеклять балконы, сославшись на то, что «балконная реформа» станет губительной для дома. На кафедре строительных конструкций Строительного института УрФУ рассчитали, что из-за температурных деформаций рамная этажерка будет отклоняться от вертикали вместе с наружной стеной дома. — Указанные деформации будут постепенно нарастать до тех пор, пока не разрушится стена и не упадут междуэтажные перекрытия начиная с 5-го этажа, — написал в заключении доцент кафедры и житель дома Владимир Куршпель. С замечаниями к проекту согласились и в отделе обследований строительных конструкций «УралпромстройНИИпроекта», которые тоже дали своё заключение. Кто виноват? Согласно графикам проведения работ, ремонт должен был завершиться до октября 2016 года, но к декабрю выполнена была лишь малая часть работ, да и то с недочётами. Фонд капремонта несколько раз направлял претензии подрядчику о нарушении обязательств по договору и срокам выполнения работ на объекте и выставлял штрафные санкции. В конце концов в феврале на объект пришла другая компания «ВЕСТ», которая выкупила «Урал АСТ» и взялась доводить дом до ума. — Когда мы зашли на объект, нам выдали папку с предписаниями от надзорных организаций и претензиями от жителей. Большую часть их уже устранили, но недоделки ещё остаются, — рассказывает начальник участка «ВЕСТа» Сергей Бовин. — Мы провели дополнительное обследование дома за свой счёт и выяснили, что нужно переделать или доработать — прежде всего систему отопления. Жильцам, чьи квартиры пострадали от неграмотного капремонта, компания обещает компенсировать материальный ущерб, нанесённый предыдущим подрядчиком. Но ремонтная канитель надоела жильцам уже настолько, что люди теперь просто отказываются пускать рабочих в свои квартиры. Главной причиной сложившейся ситуации руководитель ТСЖ «Профессорские дома» Светлана Трифонова называет несогласованность действий разных подрядчиков. — Эти дома строились по уникальным проектам, но документы по ним практически не сохранились за исключением первых техпаспортов 30-х годов, — объясняет она. — Но за это время коммунальные квартиры превратились в обычные, печное отопление заменили на централизованное (что сейчас и вызывает сложности при ремонте). Я сама живу в одном из этих домов, и было ясно, что во время капремонта мы столкнёмся со многими подводными камнями, но почему-то никто этого не учёл. Компания, которая занималась подготовкой домов к капремонту, составила техдокументацию без учёта индивидуальных особенностей зданий. «Урал АСТ» начал работать строго по этим документам: вникать во все тонкости они не стали. Сейчас мы снова вовлекаем в процесс компанию: подрядчики должны идти в одной связке. Работы по ремонту кровли уже сданы. Если появятся претензии, их будут устранять по гарантии. По ремонту балконов на основе замечаний Владимира Куршпеля провели дообследование: устанавливать этажерки не будут, ограничатся ремонтом самих бетонных плит. Системы холодного и горячего водоснабжения и электропроводки пообещали довести до ума до конца года. А систему отопления приведут в порядок только к следующей осени, так что жителям придётся потерпеть. Как быть жильцам? Этот вопрос «ОГ» задала в Региональном фонде капремонта. Нам ответили, что собственникам совместно с представителями УК необходимо составить акт, его копию и заявление направить в Региональный фонд. На основании этих документов специалисты составят претензию в адрес подрядчика и организации, осуществляющей строительный контроль. Подрядчик обязан устранить недостатки, так как по условиям договора он в течение 5 лет несёт гарантийные обязательства. Опубликовано в №232 от 13.12.2017