Остановит ли живодеров угроза провести пять лет за решеткой
Госдума приняла в среду в окончательном чтении законопроект об ужесточении наказания за жестокое обращение с животными. Теперь максимальный срок лишения свободы за живодерство составит три года или штраф до 80 тысяч рублей либо исправительные работы. Сейчас наказание ограничено арестом на полгода либо ограничением свободы на год. Также водится наказание за убийство нескольких животных и публичную трансляцию живодерства в Интернете — до пяти лет лишения свободы. Принятый сегодня закон относится к числу «долгостроя» — его впервые внесли в Думу в 2010 году. Узнает об этом вся улица наша Законопроект не лишен недостатков, однако в целом сообщество защитников животных его приветствует, сказала «Ридусу» руководитель организации «Зооправо» Анастасия Федюнина. «Утвержденные сегодня поправки ситуацию, конечно же, улучшат. Ведь сесть на три года за сознательное надругательство над животным — это вам не общественное порицание в Интернете получить», — говорит она. Но именно по этой части — что касается Интернета — у зоозащитников есть претензии к поправкам в закон. «По тексту нового закона получается, что наказывать будут того, кто выложил в Сеть запись акта издевательств над животными — то, что называется шок-видеоконтент. Но ведь часто бывает, что найти самого исполнителя такого преступления можно, только максимально распространив информацию о нем! Мы будем настаивать, чтобы законодатели эту часть закона исправили. Ведь только благодаря огласке и общественному давлению на живодеров можно на них как-то повлиять», — полагает Федюнина. Жизнь собачья Однако другие эксперты не торопятся праздновать. Сегодняшние поправки в УК — несомненно, шаг в правильном направлении, спору нет. Но спорить можно о том, насколько этот шаг снизит число случаев жестокого обращения с животными, обращает внимание вице-президент Московского общества защиты животных Кирилл Горячев. «Дело в том, что жестокое обращение с животными очень многолико — как по мотивации таких поступков, так и по социально-психологическому портрету самих живодеров. Это никак не отличается от убийства людей: одни убийства происходят в состоянии аффекта, другие — по злому умыслу. В одном случае, это личная месть, в другом — неприязнь по религиозному признаку, и т. д. И хотя все они подпадают под одну и ту же статью 105 УК, суд всегда берет в расчет мотивы убийства, учитывает отягчающие и смягчающие обстоятельства при вынесении приговора», — сказал он «Ридусу». Те, кто слишком сильно любит животных, любят их в ущерб человечеству -- Жан-Поль Сартр В отношении живодеров должен применяться такой же дифференцированный подход, настаивает зоозащитник. Чтобы понять, как с явлением бороться, надо понять корни этого явления. «Есть люди, которые мучают животных, потому что они получают от этого удовольствие. Как известно, садизм — это форма сексуального извращения. К таким проявлять снисхождение нет оснований. Но по опыту нашей работы мы знаем, что таких случаев — меньшинство. Основная масса случаев жестокости к животным — непреднамеренная; я бы даже сказал, неосознанная. Людям, особенно живущим в глубинке, просто не приходит в голову, что собака или лошадь могут что-то чувствовать, что у них есть какие-то права: ведь и по отношению к самим себе они от общества ничего, кроме жестокости и безразличия, не испытывают. А тут какие-то собаки», — поясняет он. Сегодняшнее ужесточение уголовного законодательства, конечно, никак не затрагивает корней такого явления, как живодерство. Но в любом случае, учитывая нынешнее состояние российского общества, «маслом кашу не испортишь», заключает Горячев. Там были девочки — Маруся, Роза, Рая Заведующий отделом Научного центра психического здоровья РАН Сергей Еникополов убежден, что никаким общественным порицанием и никаким ужесточением уголовной ответственности проблему жестокого обращения с животными решить невозможно: «потому что дело здесь вообще не в животных». «Обратите внимание на такую деталь: большинство случаев жестокого обращения с животными исходит от девочек-подростков. Это не случайная статистика, а закономерное следствие довлеющей в обществе традиции, из-за которой девочкам негде и некуда сублимировать энергетику приемлемыми способами», — сказал он ранее «Ридусу». Животные — часть естественного закона, они имеют свои права, потому что они разумны. -- Жан-Жак Руссо Издевательства над животными происходят по той же приничне, что и школьный «буллинг». Более того, если обиженный школьник может отомстить обидчиками, приведя старших братьев или друзей, то живодер точно знает, что щенок, которым он играет в бейсбол, стаю волкодавов в отместку не приведет. Это и приводит к беспределу живодеров — в хрестоматийном уголовном значении этого слова. «Даже в нашу эпоху эмансипации все равно над общественным сознанием довлеет многовековой стереотип, что дело мужчины — это война и охота, а занятие женщины — это дом и семья. Этот стереотип в современном обществе уже не соответствует действительным половым ролям. Более того, в России и других странах более-менее официально имеет место обратная дискриминация — когда женщине прощается то, что мужчине бы не простилось. Женщины это знают и ощущают свою безнаказанность», — говорит психолог. Садизм благородных девиц Мужская природная активность, имеющая тенденцию переходить в агрессивность, является общепризнанным фактом, поэтому общество с древности выработало «благородные» нормы сдерживания потенциального беспредела: «лежачего не бьют», «драться только до первой крови» и т. д. В отношении женщин таких ограничителей общество не выработало. Поэтому девочки между собой дерутся с такой жестокостью, какая мальчикам не свойственна. Причем доходящие до садизма издевательства свойственны не только девушкам из швейных техникумов, но и студенткам любых «институтов благородных девиц», указывает Еникополов. «Между драками девушек с девушками и издевательством над животными психологически нет принципиальной разницы. И там, и там девушки пытаются показать, что они «не хуже, чем мальчики», но при этом за эталон они берут самые негативные качества мужского пола. Это такой эталон наизнанку. Авторитет мужа и отца в постиндустриальном обществе падает, потому что женщина начинает работать наравне с мужчиной. А раз так, то почему бы женщине и не вести себя, как мужчина — пить, курить, драться?, — говорит он. Поэтому криминализация живодерства до степени, когда мучителям братьев меньших придется расплачиваться тюрьмой, приведет не к гуманизации общества, а напротив, воспитает дополнительные тысячи антисоциальных элементов. Исправительная колония еще никого не исправляла, сомневается эксперт.