Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно

Впереди Новый год, и многие москвичи хотят похудеть или набрать форму, чтобы красиво выглядеть на корпоративе. По данным Ассоциации профессионалов фитнеса, в столице посещают платные спортивные клубы уже около 12 процентов взрослого населения. В какую сторону столичный фитнес будет расти? Об этом рассуждают эксперты отрасли. Что представляет из себя фитнес-индустрия столицы? Это циничный бизнес, призванный «выкачать деньги из населения» или реальная услуга, позволяющая набрать форму и улучшить здоровье? Понятие «фитнес» пришло в Россию в начале 1990-х. — Создатели новой индустрии сразу попытались придать ей шарм занятия для богатых, — улыбается фитнес-тренер, кандидат в мастера спорта по тяжелой атлетике Виктор Кравец. — Ведь 1980-е были временем подвальных «качалок». А «качок» был синонимом мелкого бандита. Первый клуб мирового уровня в Москве открылся на улице Житной в 1993 году и снискал себе славу в среде «новых русских». Это был World Class — впоследствии лидер отечественной фитнес-индустрии. Таким образом, фитнес в Москве стал развиваться по так называемой английской модели, удовлетворяя потребности в физической активности сначала наиболее обеспеченных слоев населения, а уже потом — всех прочих. В США же, напротив, рынок вырос из маленьких и общедоступных тренажерных залов, во многом благодаря государственной поддержке и пропаганде здорового образа жизни. — В Штатах первым фитнес-клубам государство обеспечило очень хорошие условия для развития, а у нас это на 100 процентов коммерческая среда, просто бизнес, — рассказывает маркетолог компании SFS-management Ольга Дивеева. — Впрочем, похоже, здоровье входит в моду и становится образом жизни. Подключился средний класс Вплоть до 2005 года московская индустрия фитнеса зарабатывала в основном за счет элитного сегмента. Но в середине «нулевых» стало ясно, что эта ниша практически заполнена. Столичным коммерсантам скорее пришлось, нежели захотелось обратить внимание и на средний ценовой сегмент рынка. А он, кстати, остается относительно свободным и по сей день. По данным консалтинговой компании «АМИКО Ресерч», сейчас он заполнен всего лишь на 20 процентов, что делает его наиболее перспективным. Тем более что средний срок окупаемости вложений в фитнес-центр сейчас, по подсчетам экспертов, составляет два-три года. Затем фитнес, что называется, пошел в массы. Появились недорогие клубы: «Зебра», «Фитнес Гуру», WeGym, «Фитнес Тайм» и другие для относительно небогатых людей (см. инфографику). Экипировка — это чистый маркетинг Огромная часть фитнес-индустрии — производство экипировки. Майки, спортивные трусы, носки, кроссовки, сумки, перчатки… — Экипировка — это чистый маркетинг. Никакого отношения к успеху в занятиях она не имеет, — уверен фитнес-тренер Ярослав Лаушкин. — Больше того: она часто даже мешает. Синтетические майки, которые почему-то выпускают известные бренды, например, не впитывают пот. Тело не дышит и во время занятий перегревается. Тем не менее почти в любом фитнес-центре — настоящий показ мод: люди хвастаются фирменными маечками. При этом, чтобы заниматься, вполне достаточно обычной хлопковой майки и шортов. Впрочем, как пояснил эксперт, новая экипировка нередко служит стимулом… не бросать занятия. Особенно для женщин. — Она покупает новые кроссовки или купальник для бассейна, и ей, конечно, хочется обновки надеть, — рассуждает Ярослав. — А куда надеть? В фитнес-центр. Правда, если других стимулов нет, то на одной смене экипировки долго не продержишься. Отдельная история — спортивное питание. «Настоящий» фитнес-мен постоянно ест какие-то энергетические батончики, с важным видом рассуждает о витаминных комплексах. — Индустрию фитнес-питания подкосила девальвация рубля, — пояснил Ярослав Лаушин. — Зато произошло импортозамещение — появилось много отечественных препаратов — например, аминокислотных. Качество их хуже, но цена приемлема. Правда, спортивное питание постепенно теряет популярность. Оно помогает набрать форму лишь в 10–15 процентах случаев. Впрочем, как пояснил эксперт, сейчас набирает популярность еще одна тенденция: спортивное питание с доставкой на дом. Заказ — через интернет. Это уже не белковые препараты со вкусом ванили, а ресторанные блюда. — Меню составляет диетолог. Он же рассчитывает калорийность, количество белков, жиров и углеводов, — поясняет Ярослав. — Как и в любом ретейле, здесь есть свои «бутики» с ограниченным количеством дорогих блюд, вроде запеченных крабов, и свои дискаунтеры, где выбор блюд огромен, и стоят они всего по 50–100 рублей. Вот только сегодня я заказал себе завтрак, обед и ужин на два дня. Блюда в холодильнике, буду разогревать по мере необходимости. Как пояснил эксперт, спортивное питание давно ушло от куриной грудки. Появилось множество очень вкусных и полезных для здоровья блюд. В общем, фитнес сегодня — это огромный бизнес. От «особых» стелек в кроссовки до сетей с миллиардными оборотами. «Фитнес — это вековечная мечта человека о бессмертном теле», — сказал однажды писатель Александр Проханов. Как и всякая настоящая мечта, она, конечно, недостижима. Но мы будем идти к ней всегда. А значит — фитнес-индустрия вечна. ПЯТЬ СОВЕТОВ Как похудеть к Новому году — Смените режим питания. Ешьте меньше, но чаще — через каждые три часа — Пейте больше жидкости: не меньше 35 мг воды на килограмм массы тела в сутки — Откажитесь от всего мучного, сладкого, жирного — Делайте в день не меньше 10 тысяч шагов — Регулярно тренируйтесь под присмотром тренера По данным Ассоциации профессионалов фитнеса PFA Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Свет и тени фитнес-индустрии. Кто зарабатывает на нашем желании выглядеть спортивно
© Вечерняя Москва