Знаменитый особняк на Ордынке отреставрируют
Усадьба Елисеевых-Миндовских на Большой Ордынке наконец-то дождалась реставрации. В 200-летнем особняке жили купеческие семьи, его интерьеры служили декорациями к культовым фильмам, здесь даже располагалась редакция популярного советского журнала, а затем на долгие годы пришло запустение. Теперь специалистам предстоит непростая работа по восстановлению. Обветшалый мезонин еще возвышается над домом. На месте фасадных стен и кровли — пустота. Лепнина, некогда украшавшая здание, отвалилась. Глядя на это, сложно поверить, что усадьба Елисеевых-Миндовских на Большой Ордынке в скором времени вновь обретет былой лоск. "Потрясающий объект культурного наследия достался нам в очень плачевном состоянии. Дом формировался в несколько этапов, на протяжении нескольких столетий. Поэтому пришлось по крупицам собирать всю историческую информацию", — говорит Сергей Ильченко, представитель авторского надзора, соавтор проекта по реставрации усадьбы Елисеевых-Миндовских. Здание здесь появилось после пожара 1812 года. Дом сгорел, от него остались только сводчатые подвалы. Первыми хозяевами заново отстроенной усадьбы было семейство дворян-военнослужащих Петровских. Вскоре дом переходит к купцам Елисеевым, известным всем своими универмагами и революционным подходом к торговле. Смену времен и хозяев видно невооруженным взглядом. - В некоторых местах количество слоев доходит до 20. Усадьбе уже почти 200 лет, естественно, она много раз под вкусы разных хозяев перекрашивалась. Третьим владельцем стал Иван Миндовский — фабрикант и меценат. Именно при нем усадьбу перестроили. На фасаде появляется лепнина, во дворе — фонтан. Обустраивают оранжерею, возводят стеклянный купол. Пристройки к дому вытянулись вдоль Большой Ордынки. "Архитектор Чагин украсил особняк лепниной, красивыми изразцами. Но все равно он остался в таком московском провинциальном стиле", — объясняет москвовед Игорь Утесов. Большая Ордынка — место сосредоточения фабрикантов и купцов конца XIX века. Иван Миндовский, который был известен своей предприимчивостью, стал прообразом чеховского Лопахина из "Вишневого сада". Миндовский часто скупал имения, делил его на участки и сдавал в аренду. В советские времена усадьба обрастает кирпичом. Из жилого дома она превращается сначала в детский сад, а потом в редакцию журнала "Советский экран". Несохранившиеся интерьеры успели засветиться в кино — в одной из комнат располагался кабинет Мюллера из знаменитого сериала "Семнадцать мгновений весны". Нового хозяина усадьбы ждала больше десяти лет. "Замоскворечье является старым купеческим районом, с такой исторической застройкой. Я когда его увидел, я в него влюбился и решил, что надо его приобрести и заняться реставрацией объекта культурного наследия", — рассказывает Александр Сытин, владелец объекта культураного наследия усадьбы Елисеевых-Миндовских. Проект реставрации уже готов. Строители укрепляют несущие стены, обновляют кирпичную кладку там, где прежнюю уже не восстановить. "Планируется, что работы будут завершены в течение ближайших 2 лет. И, безусловно, все они будут проходить под контролем нашего департамента", — сообщил Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы. Скоро этот дом — памятник культурного наследия — снова станет жилым. Но побывать внутри сможет каждый, предварительно записавшись на экскурсию.