Главный секрет новогоднего подарка

Москва, 28 декабря - "Вести.Экономика" Новый год - время, когда лучшие намерения и материализм соединяются вместе. Самые заботливые, творческие и усердные тратят не один день на поиск, покупку и упаковку подарков. Что бы ни находилось внутри коробки, свою любовь и внимание к получателям они также выражают через оберточную бумагу, пленку, декоративный бант и ленточку. Но, порой, новогодний подарок оборачивается полным фиаско. Новое исследование Натана Новемски и Рави Дхара из Йельской школы менеджмента и Узма Кхана из Университета Майами о презентации подарков использует сухой рационализм там, где традиционно доминируют чувства и эмоции. “Сравнительная характеристика дарителей и получателей подарков: когда привлекательная обертка приводит к плохому результату” (Different Comparisons for Gift Givers versus Gift Receivers: When attractive wrapping makes for a worse gift experience) основано на дюжине исследований экономистов и психологов, а также данных экспериментов в трех американских университетах. Выводы работы могут неприятно удивить тех, кто любит оборачивать подарки. Американцы тратят $3,2 млрд в год на оберточную бумагу. Однако их усилия не только не помогают умножить радость, они создают нереальные ожидания, которые в итоге могут привести к недовольству и разочарованию. Люди, предпочитающие оборачивать подарки, считают, что они превращают повседневное и обыденное во что-то чудесное и привлекательное; получатели, похоже, испытывают прямо противоположную череду чувств, с неудовлетворенностью в самом конце, пишет британский журнал The Economist. Авторы исследования пытаются ответить на главный вопрос: что действительно создает чувство счастья? В прошлом работы на эту тему в основном анализировали то, что называется “фокализмом (focalism) - склонность чрезмерной концентрации на главном событии и игнорирование при этом других обстоятельств, которые в конечном итоге снижают радость. В исследовании, опубликованном в 2000 г., к примеру, отмечается, что фанаты университетской футбольной команды считают, что чувство счастья от спортивной победы сохраняется, как минимум, три дня; в реальности повседневная жизнь вносит серьезную корректировку и их эмоциональный подъем заканчивается уже к концу первого дня. Ожидания, безусловно, также важны. Исследования, опубликованные в 1995 г. и 2006 г., проанализировали, почему серебряные медалисты испытывают более глубокое разочарование (потому что они упустили золото), чем бронзовые медалисты (которые рады, что вообще получили медаль). Исследование о дарении подарков, опубликованное в 2015 г., пришло к выводу, что одним из источников разочарования является выбор подарка. Даритель, решая, что подарить, думает об уникальных характеристиках получателя, а не о том, какой предмет он действительно хотел бы получить. Обертка подарка включает частично все эти элементы - отсутствие фокуса, неточность цели, ложное представление о желаемом предмете. Все это завернуто в красочную упаковку. Ученые дают один важный совет всем желающим стать Дедом Морозом - обертка должна соответствовать содержанию подарка.

Главный секрет новогоднего подарка
© Вести Экономика