Участники этноклуба «Дикое поле» знакомят с традициями наших предков

В россыпи ярких творческих коллективов КЦ «Зеленоград» этноклуб «Дикое поле» занимает особое место. Его участницы, взрослые женщины с детьми, не только исполняют народные песни и танцы, но и знакомят нас с традициями наших предков. В преддверии Нового года и Рождества мы встретились с руководителем клуба Валентиной Деревянко. В семье выпускников Гнесинки Ивана и Валентины Деревянко четверо детей. Старший сын Александр идет на красный диплом в магистратуре МАМИ (Московского автомеханического института, ныне государственного технического университета). Дочь Марфа окончила Школу искусств им. Дягилева и учится в архитектурной школе. Сыновья Никита и Петр (10 и 9 лет) – школьники и участники выступлений этноклуба. После занятий в школе, они вдвоем азартно играют на гармошках, соревнуясь в мастерстве. – Валентина, что нового в этноклубе «Дикое поле»? – Мы приглашаем зеленоградцев на празднование Старого Нового года 13 января. К сожалению, Рождественский концерт у нас не получился, поскольку мы поем в Поярково на ночной службе в храме. В этом году мы выступали на большом фольклорном фестивале народов России «Музыка Земли». Он проходил в концертном зале Музея им. Глинки, а участие в нем (в числе всего двух коллективов от Московской области) – большая честь. Интересно было познакомиться с горловым пением артиста из Бурятии, с ансамблем «Удж» из Адыгеи. А два года назад руководство КЦ «Зеленоград» выдвинуло нас на участие в смотре-конкурсе, и в сентябре 2016-го авторитетная комиссия назвала нас лучшими среди 1500 просмотренных фольклорных ансамблей. Диплом и звание «Московский городской коллектив» нам вручил в Белом зале мэрии руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. – Расскажите нам о предстоящих зимних праздниках. Какой смысл придавался Святкам? – Рождество, несмотря на зимние морозы, было самым теплым и волнующим праздником, после которого начинались Святки – своеобразный русский карнавал (с 7 по 19 января). Разрешалось женщинам надевать мужскую одежду, парням наряжаться в девок, животных или сказочных чудовищ. Девицы гадали – единственный раз в году это было в шутку разрешено. Ведь все эти грехи можно было скоро смыть, окунувшись в крещенскую прорубь! В эти две недели образовывались будущие семейные пары. После долгих месяцев работы, поста и строгой изоляции девушек от посторонних глаз им позволялось встретиться на праздничных вечеринках с парнями, которые тоже должны были за эти короткие две недели Святок присмотреть себе пару. Встречи устраивались в избе, хозяйка которой получала вознаграждение за заботу и присмотр за молодежью. Выбирали для присмотра за парнями и авторитетного мужика, ведь песни и игры этих праздников носили явно эротический подтекст. После периода воздержания от пустого общения надо было взбудоражить воображение парня, вогнать в краску девку, чтобы они озарили друг друга сиянием первого чувства, чтобы от прикосновения руки к руке дрожь пробежала по всему телу. И чтобы судьбоносный выбор был сделан быстро и точно, раз и на всю жизнь! Безо всякого неразделенного чувства, тоски и мечтаний о несбыточном. Две недели – ровно столько и надо для прорастания любви вместе с пробуждающейся природой. Дальше в дело вступали свахи. В каждой деревне была такая профессионалка, которая все обо всех знала. Она ходила к родителям жениха и невесты, улаживала финансовые вопросы, уговаривала старших, увещевали молодых. Итогом ее работы, сопровождающейся тоже всевозможными распевами и речевками, была, как правило, свадьба! Светлана Серова, фото автора