Ещё

Скороговорки и фразеологизмы — клад для развития речи ребенка 

Фото: Medaboutme.ru

СодержаниеАлгоритм работы со скороговоркамиИгры со скороговорками«Монетки»«Волшебный сундучок»«Рыбалка»«Огород»«Рыбка»«Поможем фиксикам!»Фразеологизмы — кладезь полезности

Красивая речь — несомненное достоинство взрослых и детей. Четкость речи зависит от произношения звуков, а яркости и выразительности добавят устойчивые сочетания слов или фразеологизмы.

Алгоритм работы со скороговорками

Ясности произношения звуков можно добиться с помощью скороговорок. Скороговорки являются частью культуры народа. Они являются великолепным тренажером на пути к освоению языка. Рифмованные фразы развивают дикцию и речевой слух ребенка, связную речь и обогащают словарный запас.

Логопеды могут помочь поставить голос и отработать произношение звуков, но можно заниматься самостоятельно в домашних условиях. Мы предлагаем заниматься в игровой форме. Данная форма занятий может стать отличным развлечением в кругу друзей и семьи и принесет неоценимую пользу.

Подберите скороговорки, которые нужно освоить. Разбейте скороговорки по звукам. Не стоит брать скороговорки с нарушенными звуками у ребенка, использовать их можно только на этапе закрепления звука в связной речи. Прочитайте скороговорку ребенку и нарисуйте вместе с ним иллюстрацию к ней. Обязательно выделите героя на рисунке. Объясните значение трудных слов малышу, можете вместе с ним попытаться найти объяснение непонятных слов. Не пытайтесь проговорить фразу с первого раза быстро, необходимо время для ее запоминания. Возьмите в руки погремушку или музыкальный инструмент и повторяйте скороговорку, одновременно играйте ритм текста. Встаньте с ребенком напротив друг друга, бросайте мяч и проговаривайте скороговорку. Мяч можно подбрасывать вверх, перекидывать из одной руки в другую, стучать мячом о пол или о стену, одновременно повторять нужную фразу для запоминания. Ритм скороговорки можно прохлопать в ладоши. Отличным вариантом может стать игра в «ладушки», при этом повторяйте фразу. Нарисуйте стрелку и крутите ее от одного участника игры к другому, стараясь быстрее и быстрее повторить рифмованный текст. Данные соревнования можно устраивать и засекать время на часах. Очень полезным упражнением является составление вопросов к скороговорке и поиск ответов к ним. Попросите ребенка повторить скороговорку 3−5 раз.

Самое главное в работе со скороговорками — регулярность. Совместные игры всех членов семьи принесут радостную атмосферу всему дому.

Игры со скороговорками «Монетки»

Вырежьте из цветной бумаги монетки. У каждого игрока должен быть свой кошелек. За каждую скороговорку необходимо выдавать монетки и складывать в кошелек. Кто больше насобирает, тот и победил.

У деда дуб, у дяди бобов пуд. Дыню дед делил:

Дане дольку выделил,

Диме дольку выделил,

А себя и обделил.

Дома жила Тома,

Тома была дома,

Когда в гости пришел Рома.

«Волшебный сундучок»

Скороговорки напишите на листе бумаги и положите в сундук. Игровой момент: cундук охраняет злодей, если проговорить все скороговорки правильно злодей превратится в доброго волшебника. Злодея можно нарисовать, после выполнения заданий исправить гневное выражение лица на улыбку и раскрасить героя в яркий цвет.

Хлеб купил Глеб,

В магазине много хлеба для Глеба.

Пеньки стоят в бору,

Опята растут в бору.

Пять опят у пеньков стоят.

В гости ходит Костя,

Костя любит гости.

«Рыбалка»

Любимая игра детей — рыбалка. Сделайте удочку с магнитиком, на рыбок наклейте листочки со скороговорками. Ловите рыбок и повторяйте рифмы.

Текст можно читать, поменяв местами начало и конец.

Барсук несет сук. У Сани сани едут в гору сами. Афанас у Власа, а Влас в гостях у Афанаса. «Огород»

Задание: проговорить скороговорку и обвести подготовленный рисунок. Ответить на вопросы по скороговорке.

Варвара огурцы сажала, Долго их поливала, полола и собирала, И на зиму мариновала.

Вопросы можно задавать ребенку от лица сказочного героя. Кто посадил огурцы? Как Варвара ухаживала за огурцами?

«Рыбка»

Нарисуйте рыбку в сетях. Ребенок должен проговаривать скороговорки и закрашивать сети, чтобы ее освободить.

Лариса готовила плов из риса. Борис купил килограмм ириса и угостил Ларису. Рыбка в сети попала,

Очень она устала и выбраться не смогла бы,

Но ребята старались и рыбку выручить пытались.

«Поможем фиксикам!»

Задание: помочь мультипликационным героям, например, «фиксикам» починить электроприборы. Необходимо рассказать скороговорку без ошибок и подобрать необходимые инструменты. Электроприборы и инструменты нужно заранее нарисовать.

Маргарита встретила Риту,

Поговорила Маргарита с Ритой,

И разошлись Рита и Маргарита.

В городе погода размокропогодилась. Баран, сорока и ворона спор устроили, да не переспорили. Прасковья карася ловила, да не выловила. Дровосеки дрова рубили, да не вырубили. Семеро братишек читали книжки,

Про веселых поросят,

Про смелых щенят

И отважных крольчат.

Фразеологизмы — кладезь полезности

Использование фразеологизмов в речи украшают ее, делают выразительной и красочной. Устойчивые сочетания слов во все времена использовались писателями, некоторые из них пришли к нам из Древней Греции. В школе фразеологизмы изучаются в течение всего периода обучения. Чтобы ребенку легче было освоить фразеологизмы, нужно знать, как с ними работать.

Существуют словари фразеологизмов. Используя словари, ребенку необходимо выполнить задания:

Найти фразеологизмы со сходным значением: ни зги не видно и тьма кромешная, тьма кромешная и хоть глаз выколи, от корки до корки и от доски до доски. Подобрать фразеологизмы, в которых есть одинаковые слова. Например, со словом «язык»: чесать язык, у всех на языке, молоть языком. Вспомнить фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции. Пример: ахиллесова пята, яблоко раздора, гомерический хохот, дамоклов меч. Выбрать крылатые слова из басен И. А. Крылова. Пример: у сильного всегда бессильный виноват; а Васька слушает, да ест; а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Можно представить фразеологизм в стихотворном тексте, а затем объяснить его значение.

Мышонок сочиняет перед мамой мышкой:

«Повстречал я как−то раз кота,

Рот открыл большущий кот,

Я не растерялся и крикнул громко,

Тебя сотру я в порошок!

Кот услышал, испугался и закрыл свой рот.

Но головой закачала мышка:

«Какой же ты у меня врунишка».

Фразеологизм «стереть в порошок» означает расправиться с кем−либо.

Профессии журналиста, телеведущего или ведущего на радио, учителя и многих других требуют лексически богатой, грамматически правильной речи. Для успешного обучения детей в школе и высших учебных заведениях правильная речь один из главных факторов успеха. Регулярные занятия со скороговорками и фразеологизмами не заставят долго ждать результата. Речь станет грамотной, логически связной, чистой и ясной!

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео