Не пойман – не вор
Шоплифтинг – бесконфликтную магазинную кражу – даже с натяжкой нельзя назвать новым молодежным трендом. Скорее, это неискоренимое, плохо контролируемое явление с многовековым бэкграундом. Чего далеко ходить – вспомним 1980-е. Бруклин сотрясался от качающих битов хип-хоп-группировки Run – D.M.C и от набегов организованной преступной группировки Lo Life на торговые центры Barneys и Bloomingdales. Отпетых парней из гетто манили тогдашние хайповые вещи – джинсы Lee и Polo Ralph Lauren, особенно ассоциировавшийся у чернокожих поклонников рэпа с белым средним классом. Шли десятилетия, их дело росло и ширилось. В 2014 году на Западе наделало шуму тамблер-сообщество шоплифтеров Tumblr’s Bling ring. Адепты мерились награбленным, устраивали фотосессии ярким палеткам из Ulta Beauty, свитшотам из Macy’s и PacSun, а затем каялись в интервью журналу Dazed: «Грешна, вынесла одежды на 10 000 баксов. Теперь продаю ее на eBay. Неплохая прибавка к постоянной зарплате». Специалисты из Национальной федерации ретейлеров США схватились за голову и подсчитали убытки в розничной торговле от шоплифтинга. Так, к концу 2016 года ущерб от одной магазинной кражи в среднем составил 798,48 доллара США. Страдает не только масс-маркет – люксу тоже достается, только от маститых грабителей. Бутик Victoria's Secret в Иллинойсе, лишившийся белья на сумму 11 000 долларов за один ночной рейд, и Louis Vuitton в Огайо, потерявший 150 000, – тому подтверждение. Национальная ассоциация предотвращения краж в магазинах пошла дальше и выяснила, что шоплифтеры всего мира выносят товара на 13 миллиардов долларов США ежегодно. Особо бесстрашные расхитители действуют совсем уж варварскими способами: в 2014 году вооруженные в масках стащили из знаменитого парижского концепт-стора Colette одежды на 600 тысяч евро. В ноябре прошлого года фантазеры-шоплифтеры, жадности которых позавидует любой чиновник, разнесли витрину свежеоткрывшегося Canada Goose и «утеплились» на несколько тысяч фунтов стерлингов. Кстати, в Великобритании шоплифтинг отменно регулируется Законом о краже 1986 года. Если награбленное стоит меньше двухсот фунтов стерлингов, вору полагается штраф или шесть месяцев лишения свободы. Если улов превышает двести фунтов, преступника приговаривают к семи годам тюрьмы. Особую слабость заморские налетчики питают к Chanel. В мае 2016 года злоумышленники с помповыми огнестрелами наперевес вломились в парижский бутик и лишили его сумок и украшений общей стоимостью несколько сотен тысяч евро. Другому парижскому Chanel пришлось менее сладко: шоплифтеры, насмотревшись гангстерских боевиков, протаранили витрину трактором, разжились парой драгоценных кошельков и тут же умчались на скутерах. Что до России. Несколько лет назад СМИ живописали похождения юношей, падких на красивый шмот, но лишенных возможности (или желания) тратить на него кровные рубли. Во «ВКонтакте» пышным цветом цвели сообщества шоплифтеров, где одни хвастали уловом, а другие искали добровольцев, готовых вынести нужный предмет одежды под заказ за совсем не символическую плату. В 2016 году законодатели заблокировали группы. Теперь на месте сотен постов с описаниями злоключений ловкачей красуется надпись «Материал заблокирован на территории РФ на основании решения суда (Бердюжский районный суд – Тюменская область) от 28.07.2016 № 2-167/2016». Не тут-то было. Шоплифтеры ушли в подполье, наплодили секретных чатов и каналов в Telegram и заматерели. Шоплифтерам по-прежнему хорошо живется, активность возросла. Отсеялись «мелкие», которые шоколадки забывали оплатить. «Крупные», которые специализируются на одежде, сидят в закрытых пабликах, конференциях. Шоплифтинг для многих – основной источник дохода. Живут не то чтобы богато, но на съемную квартиру в Москве хватает», – откровенничает бывший модератор одного из шоплифтинговых пабликов. Сергей: «Первый опыт случился в 11 или 12 лет. Тогда я не знал про огромные интернет-сообщества и шоплифтинг как способ заработка. Воровал банальные шоколадки из продуктового на районе. Что чувствовал? Стыд вперемешку с желанием доказать другу, который промышлял этим до меня, что я ничем не хуже. Признаться, я и подумать не мог, что детская шалость станет стилем моей жизни на несколько лет. Примерно в 17 лет я открыл для себя сообщество «С*издили», к тому времени я отточил мастерство и по праву считал себя гуру. Шутка ли: выносить одежду почти год и ни разу не попасться? В сообществе я узнал, что на шоплифтинге можно прилично заработать. Недолго думая, опубликовал пост, мол, являюсь исполнителем и готов за стандартный процент (50–60 %) преподнести покупателю почти любой предмет одежды из магазинов, рассчитанных на средний класс. Да-да, проще всего промышлять в сетевых масс-маркетах с самообслуживанием. Так, я доставал любую одежду из H&M и Gloria Jeans. Все, кроме верхней одежды, из Zara, New Yorker. Довольно легко управлялся с товаром в дисконтах adidas и Nike, а попотеть пришлось в обычных Nike, adidas, Reebok». Юные гангстеры уверяют, что воровство давно поставлено на поток – шоплифтеры, практически не напрягаясь, получают десятки тысяч рублей за пару часов работы. Трудовую книжку заводить не стремятся – заказы расписаны на месяцы вперед, любой год выходит урожайным. Анна: Слово «шоплифтинг» я услышала в тексте какого-то заморского рэпера и поинтересовалась, что это такое. Потом заметила, что серьги в Topshop висят без магнитов – ими можно легко набить карманы в примерочной и спокойно выйти. Они-то и стали моим первым уловом. Такие большие золотистые с павлинами, я их довольно долго носила. Алармы снимать я так и не решилась: брала все, что без них. Шарфы, украшения, даже обувь. Обычно алармы ставятся на один ботинок из пары, допустим, на левый. Но продавцы иногда путаются и вешают их на правый. То есть, если порыться на полках, с большой вероятностью можно раздобыть пару без магнитов. Как удавалось выносить «клад» из примерочной? Есть хитрость: желаемую вещицу прячешь между набранных вещей таким образом, чтобы консультант ее не заметил. В масс-маркетах это срабатывает». Кирилл: «Я выбираю магазины с большой проходимостью. Там охрана и продавцы не успевают следить за всеми. А навязчивых консультантов терпеть не могу. Они враги шоплифтеров». Такие же, как, впрочем, и страх – уровень адреналина в молодецкой крови во время рейда подскакивает похлеще, чем на квестах-хоррорах с зомби и бензопилами. Опытные воришки держат себя в узде. «Естественно, опасные ситуации были – кивает Кирилл. – В Ostin надел толстовку, магнит спрятал в рюкзак и направился к выходу. Тут нарисовался охранник, потребовал открыть рюкзак. Внутри, помимо магнита, разумно спрятанного в потайной карман, лежала тренировочная форма. Охранник понес ее на кассу – проверить. Потом стал интересоваться потайным карманом, но я не открывал. Спорили мы около получаса, разошлись мирно. А толстовка, которую он искал, все время была на мне». Надо признать, что далеко не все шоплифтеры оказались общительными и открытыми ребятами. Большинство уставших от бесконечного муссирования темы в СМИ предприимчивых парней просили гонорар за интервью. Надо отдать им должное – губу особо не раскатывали, тормозили на полутора тысячах деревянных. Представители магазинов тоже не горят желанием излить душу. «Нам бы хотелось сфокусироваться на более позитивных темах вокруг марки. Шоплифтинг – не наша профильная тема. Мы даем комментарии только по новым коллекциям», – примерно так выглядит стандартный отказ от ключевых брендов. Тем не менее нашлись и смельчаки. «В люксе практически все кражи происходят при содействии сотрудников, – раскрывает карты собеседник, пожелавший остаться неузнанным. – Меры противодействия просты: слежка по камерам за всеми продавцами. В кэжуальных брендах все проще. Вещи выносятся в фольгированных пакетах, чтобы алармы не срабатывали. Девочки-подростки срезали в «Охотном Ряду» алармы и выносили футболки за 399 рублей с дыркой на боку. В Лондоне была история: украли часы за 250 тысяч евро. Люди попросили их упаковать, а в итоге каким-то немыслимым образом вынесли из магазина. Коробка, которая дожидалась возвращения покупателей, оказалась пустой. Ловкость рук и никакого мошенничества». Денис Богатырев, генеральный директор ретейл-компании BNS Group, в которую входят Calvin Klein, Michael Kors, Topshop, Karl Lagerfeld, Coach и Tommy Hilfiger, вторит словам о ситуации в кэжуал-сегменте: «BNS Group, как и все ретейлеры, сталкивается с воровством посетителей в торговых залах. Конечно, мы стараемся минимизировать потери в процессе торговой деятельности. Ключевую роль в сохранности товара играет персонал магазина. В BNS существует четкое правило: обо всех фактах задержания сообщать в полицию и службу безопасности арендодателя. Все наши магазины оснащены техническими средствами защиты, это, например, комплексное противокражное оборудование, камеры видеонаблюдения. Кроме того, компания ведет строгий учет товарных потерь в торговых залах. Их процент соответствует ожиданиям и в динамике снижается благодаря работе команды». В люксовых универмагах типа Harrods, Galeries Lafayette, да и в ЦУМе и бутиках Третьяковского проезда работают детективы под прикрытием. Они ходят по залу в штатском, следят за подозрительными покупателями и в случае опасности сообщают охране. Монобренды пригревают шоплифтеров в своих бутиках не реже, чем масс-маркет. Арина Разинская, директор марки Katya Dobryakova, по просьбе Numéro вспомнила несколько случаев: «Пришла ухоженная женщина лет сорока с пакетами ЦУМ и сдернула толстовку с вешалки, та упала к ней в пакет. Еще я столкнулась с псевдобеременной мошенницей. Девушка с накладным животом умыкнула кожаные брюки стоимостью 800 евро. В общем, никакие камеры не спасут, если персонал будет зевать». С другой стороны, Арина признает, что распознать воришку подчас нереально. «Просматриваешь записи с камер и понимаешь, что продавец не мог ничего сделать – настолько профессиональным оказался вор. В таких случаях продавца не штрафуют, все убытки несет магазин». Памятка шоплифтера: У братства шоплифтеров существует негласный свод правил. Уважающий себя злоумышленник ни за что не станет оглядываться на охранников, всматриваться в камеры наблюдения или нервно кружить по залу. А правило номер один и вовсе гласит: «Слейся с толпой!» Капюшоны и темные очки в дресс-код не входят. 1.Будь хладнокровен 2.Не ходи по магазину долго 3.Не смотри прямо в камеры или на охранника. Лучше зайти в магазин за несколько дней до исполнения дела и заприметить камеры заранее 4. Ничего не убирай в зале, даже носки без датчиков Словарик шоплифтера: Валет – сотрудник охраны магазина Освободить/поднять – украсть товар из магазина Оплатить штраф – заплатить сотруднику магазина за свободу Закрыть точку – перестать посещать магазин из-за высокого риска быть пойманным