Почему в спортивной одежде до сих пор царит сексизм

МОК внес серьезные коррективы в программу Олимпийских игр 2020 года для достижения максимально возможного гендерного равенства. Было добавлено 15 новых видов спорта, при этом количество смешанных дисциплин выросло с 9 до 18. Это касается академической гребли, гребли на байдарках и каноэ, бокса, парусного спорта и стрельбы, в которых раньше выступали только мужчины. И пока идут жаркие обсуждения, имеют ли право женщины участвовать в том или ином виде спорта, а также выполнять определенные трюки, дискуссия о спортивном дресс-коде остается в тени. Люди до сих пор склонны критиковать женщин за то, что они носят, при этом мужчины-спортсмены намного свободнее в выборе формы. Организации по борьбе с сексизмом настаивают на том, что необходимо стандартизировать наряды для официальных мероприятий и уменьшить гендерные различия, и спортивные соревнования – отличная площадка для старта. Олимпиада – одно из самых ярких мероприятий, которое буквально увековечивает сексистские предубеждения и стереотипы. Если внимательно смотреть репортажи со спортивных соревнований, то легко можно заметить эйджистские выражения, например, когда комментаторы говорят о 28-летней дзюдоистке, что она слишком «стара для женщины». Нередко встречается и манипулирование фактами личной жизни спортсменов: «Выступила не лучшим образом, видимо, сказывается недавнее расставание с молодым человеком». Даже сами женщины-комментаторы могут попасть под шквал осуждающих заявлений, как британская ведущая Хелен Скелтон, которую подвергли критике за «слишком откровенный» наряд на Олимпиаде в Рио. Если же смотреть шире, то проблем несчетное количество. Униформа олимпийских команд Униформа олимпийской команды значительно отличается от той, в которой спортсмены соревнуются. Многие страны используют коллаборации с известными дизайнерами, чтобы улучшить восприятие. Форма американской сборной на Олимпиаде в Рио была разработана Ральфом Лореном, французской – Lacoste, британскую коллекцию разработала Стелла Маккартни совместно с Adidas. Нашу униформу для олимпийских атлетов из России разработала компания Zasport. В то время как другие страны были озабочены тем, чтобы костюмы для Олимпиады в Бразилии защищали спортсменов от укусов комаров и как следствие – опасного вируса Зика, российские дизайнеры от Bosco «подчеркивали женственность»: для девушек-атлеток были пошиты именно платья, открывающие ноги. Разумеется, наряд никак не спасал от палящего солнца и укусов насекомых. К счастью, в этом году форма атлетов из России минималистична и комфортна. Другие страны начали серьезнее относиться к тому, сколько тела будет открыто, еще с 2008 года, с игр в Пекине. Уже тогда сборные многих стран отказались от ультракоротких шорт и юбок для своих атлеток. Соревнования В 2016 на канале Fox News произошло бурное обсуждение, должны ли женщины-спортсменки носить макияж во время соревнований. Стороны пришли к простому заключению: оба пола должны соблюдать один и тот же стандарт и не проявлять откровенной ориентации, а также не выделять свою внешность, отвлекая от реальных успехов в спорте. За последние 5 лет возникли многочисленные дискуссии о том, что некоторые страны не могут участвовать в определенных соревнованиях из-за дресс-кода. Например, в плавании только с 2017 года начинают разрешать купальники-буркини, и то не на все мероприятия. Есть нюанс: такой запрет не являлся гендерным, просто по правилам форма игроков не должна выражать какие-либо политические, религиозные или личные заявления. На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро фехтовальщица из США Ибтихадж Мухаммад выступала в хиджабе. Она стала первой американкой, которая соревновалась в мусульманском головном уборе. Прогресс идет по всем направлениям: например, в 2012 Международная федерация волейбола изменила дресс-код для пляжного волейбола. По старым правилам девушки были обязаны выступать исключительно в бикини или купальнике, теперь же допустим вариант с майками и шортами. Активисткам удалось доказать, что требования старого дресс-кода – это не что иное, как просто акцентирование на теле спортсменок, а не на каких-либо технологических или практических нюансах, повышающих эффективность игры. Недопонимание Что интересно, не всегда сами девушки ощущают необходимость в выравнивании правил. 24-летнюю гольфистку Пейдж Спиранак русскоязычные СМИ в этом месяце окрестили «самой сексуальной гольфисткой». Статьи о ней выходили под заголовком: «Я слишком красива, поэтому другие игроки не воспринимают меня всерьез». Когда кто-то приходит на поле в леггинсах вместо брюк, ощущение, словно это конец света. У меня всегда был другой стиль одежды. И у меня создается ощущение, будто я здесь лишняя. И это сложно, потому что я — хороший игрок. – Пейдж Спиранак. Но проблема заключается в том, что сама спортсменка нарушила уже достаточно адекватный дресс-код: в гольфе запрещено носить майки, футболки и женские топы, и уж тем более неприемлемо находиться на поле в купальных костюмах. Гольфистки имеют право дополнять свой наряд специальной юбкой, но только в сочетании с рубашками поло, закрывающими плечи. Спортивные магазины поддерживают тенденцию, в чем можно убедиться, заглянув даже на сайт Nike. Пейдж игнорировала рекомендации и своей обнаженностью отвлекала все внимание от собственного профессионализма. Все кажется довольно логичным: когда ты нарушаешь установленные правила без особой на то причины, люди действительно не отнесутся к этому с уважением. Восприятие купальников При этом, несмотря на стремление к равенству в спортивной форме, не стоит демонизировать саму форму женской одежды. Отличный пример показал престижный журнал Sports Illustrated, который ежегодно делает выпуск о купальниках и красивых девушках, и в 2018 поддержал движение #MeToo. Редакция журнала решила, что пришло время сделать героинь номера полноправными участницами проекта, а не просто «сексуальными объектами». Женщины снялись полностью обнаженными, но их тела покрывают надписи — отдельные слова-слоганы. Команда издания предложила моделям самим выбрать слова, которые отражают их личность и взгляды. Например, Лоули выбрала слова «мать», «воспитательница», «человек», «возлюбленная» и «творческая». Редакция признает, что подобные съемки — это по-прежнему сексуальные фото, но утверждает, что сексуальность — это неотъемлемая часть нашей жизни: Речь о том, чтобы к женщинам не приставали и не судили их в зависимости от того, как они выглядят и позиционируют себя. – Эм Джи Дей, редактор Sports Illustrated. Дерешься как девчонка В спорте все взаимосвязанно. Впереди еще много борьбы с гендерными стереотипами, растущими из фраз: «Бегаешь как девчонка», «Прыжок выглядел по-мужски, а значит, некрасиво». Даже любительский спорт сейчас считается мужским делом, ведь ассоциируется с борьбой и преодолением себя – якобы исключительно мужскими качествами. К счастью, общество прогрессирует, и мы можем рассчитывать на справедливое отношение к девушкам в спорте уже в самое ближайшее время.

Почему в спортивной одежде до сих пор царит сексизм
© Heroine.ru