Большинство людей — нетерпеливы и необъективны, они редко анализируют собственное поведение. В результате, живя в социуме, они остаются, по сути, одинокими и не способными к правильной оценке ситуации. У них создается стойкая иллюзия того, что им необходимо переделывать оппонента под себя, не допуская мысли о собственной неправоте. В первую очередь, это стремление самоутвердиться, обратить на себя внимание. Конфликт и ссора Мы часто путаем конфликт с эмоциональным противостоянием — скандалом или ссорой. Итак, разбираемся в понятиях. Конфликт — столкновение сторон на почве несовместимости интересов, намерений, целей и задач. Это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Ссора или скандал — неуправляемое эмоциональное проявление несогласия с точкой зрения оппонента без обоюдного стремления устранить проблему и прийти к взаимовыгодному решению. — Скандал не имеет цели, он просто разобщает людей, — поясняет психолог Константин Рязанцев. — Конфликт имеет цель. И если ты ее понял — считай, что наполовину разрешил конфликт. Это очень важно. От эмоциональной реакции надо абстрагироваться. Нельзя вступать в эмоциональное противостояние. Когда оно возникает, нужно мысленно выйти на балкон и увидеть двух людей со стороны. Очень часто этот простой способ помогает объективно оценить ситуацию и понять, насколько смешно смотрятся соперники. И начать вести аргументированную беседу, а значит, решить проблему. Когда конфликт есть, его необходимо признать и работать над ним. Иногда приходится провоцировать конфликт, чтобы оживить обстановку, задать общий вектор деятельности. Не нужно этого бояться. — В природе, в семье и в любой цивилизованной группе людей управляемый конфликт дает позитивный эффект за счет того, что вызывает противоречие. Противоречия вызывают соперничество, а соперничество — прекрасный повод для развития и выбора оптимального варианта решения во многих ситуациях, — уверен Рязанцев. Откуда берутся противоречия Специалисты выделяют несколько типов конфликтов. Первый — так называемый «конфликт несовместимости». Возникает, когда человек вам не нравится в принципе. Потому что ваши представления о красоте, правилах поведения не совпадают с тем, как он себя ведет. Второй — «конфликт правды», или информационный. Проявляется в утаивании, искажении или переизбытке информации. Вообще манипуляция с информацией практически всегда приводит к «конфликту правды», для его профилактики необходимо четко понимать, кому и что говорить. При этом важно помнить, что врут тому, кому говорить правду опасно. И третий — «конфликт интересов», или территориальный. Причинами конфликта обычно становятся психологическая несовместимость, неуважение, эмоции, а также различные цели и задачи. Ищем решение Безусловно, конфликт лучше предотвратить, чем разбираться с его последствиями. — Один из способов — совместное действие с потенциальным конфликтером. Второй — просьба. Она всегда обезоруживает оппонента, — советует эксперт. — Не всегда противника надо встречать щитом, иногда нужно уйти с линии атаки. Если уж дошло до противостояния, постарайтесь его погасить. Например, попробуйте воспринимать конфликт с точки зрения другого человека. Стараться не допускать оценочных высказываний, они разрушают отношения. Никогда нельзя переходить на личности, не надо давать адресное обращение конфликтеру. Универсальный вариант начала разговора: «Ситуация, которая сложилась, меня сильно беспокоит». — Признание ошибки — один из способов решения конфликта, — продолжает Рязанцев. — Сопернику просто будет нечего возразить. А начинать диалог лучше с комплимента. Эксперт дает три универсальных совета, как противостоять конфликтеру. Ни в коем случае не задавайте встречных вопросов и помните — вы сами не должны отвечать на все вопросы. Никогда не оправдывайтесь. И приводите больше аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.