Как в Карелии восстанавливают старинный женский промысел
Золотошвейное дело в карельском Поморье появилось не позднее XVII века — именно с этого времени о нем имеются документальные упоминания. Промысел активно развивался в селах Сумский Посад и Сорока (теперь Беломорск — прим. ТАСС). К середине XIX века ремесло достигло пика развития, открывались курсы вышивальщиц, но в начале XX века промысел исчез. Несколько лет назад беломорский Центр поморской культуры начал его восстанавливать, и теперь, взяв пяльцы, иголки и нитки, мастерицы, как и несколько веков назад, создают необычные вещи, украшенные старинной северной вышивкой. . Хранитель традиций Ирина Ильина, которая занимается возрождением промысла, родилась в Архангельской области. В 1975 году, закончив техникум, по распределению попала в Беломорск, долго работала инженером-технологом швейного производства, а золотошвейным делом увлеклась позже, уже работая в школе. Самостоятельно его освоила, разобрав повойник — традиционный головной убор замужней поморской девушки, и стала учить этому девочек на уроках технологии. Сейчас работает в Центре поморской культуры и раз в неделю учит желающих традиционной вышивке. "Я ловлю момент — хочу успеть передать знания. И очень рада, что есть кого учить. — рассказывает Ирина Ильина, курсы которой за последние два года окончили 30 женщин. — На них мы делаем ставки как на мастеров, носителей и продолжателей золотошвейного дела", Идя по небольшому залу центра, Ирина показывает выставленные в витринах работы своих учениц: шкатулки, дамские сумочки, воротники, серьги, броши. Есть тут и исконные — повойники, косники (украшения для женских кос — прим. ТАСС), и современные аксессуары — обложки для паспортов, очечницы, магниты. Все украшено узорной вышивкой из золотых и серебряных нитей. Ирина говорит, что сначала вышивали золотыми и серебряными нитями, но потом их заменили более дешевыми позолоченными, в которых золота 2−3%, поэтому шитье стало называться не золотым, а золотным. "Тонкости и хитрости передавались по наследству из поколения в поколение, а женщины, которые владели техникой золотого шитья, пользовались почетом, уважением и славились далеко за пределами своей деревни. Не в каждом селе они были. Поморские мастерицы, делая движение иглой наизнанку, приговаривали "Господи спаси", а обратно — "Господи, благослови", — говорит Ирина Ильина. Современные золотшвейки Вечером после работы на очередной урок приходят семь учениц — от 20 до 50 лет. Профессии тоже разеые, есть бухгалтер, детский психолог, предприниматель, чиновник. Все выкладывают домашнее задание: броши, шкатулки. "Для придания рисунку рельефности существуют два способа вышивки: по твердому настилу, когда под узор подкладывают картон или, как в старину, бересту, и по мягкому настилу, когда в качестве подложки используют фетр или нитки", — поясняет Ирина Ильина. Шьют современные мастерицы металлизированными и лавсановыми нитями, используют электрокартон, который не намокает. Правда, делают это, как и несколько веков назад: золотную нить не протаскивают с помощью иглы сквозь ткань, а прикрепляют ее поперечными стежками обычной нитью впрокол. "Нити, конечно, не серебряные и не золотые. Если бы настоящие были, то изделия бы по миллиону рублей стоили", — смеется одна из мастериц Оксана Сидорова. По профессии она детский психолог, на курсы пришла несколько лет назад, чтобы освоить новые вышивальные технологии и лучшие понять историю родного города. Хранитель фондов местного краеведческого музея Ирина Соболева решила заняться золотной вышивкой, чтобы не просто показывать посетителям повойник, но и рассказать о технике его изготовления. "Я пока только два учебных блока освоила и иду на третий. Хочется, конечно, достичь совершенства, буду стараться", — говорит она и показывает собственноручно изготовленные косники. Школьная учительница Наталья Веселова на курсах недавно. Она считает, что золотное шитье — трудное и кропотливое ремесло, так как требуется много времени, и иногда приходится по несколько раз переделывать стежок, пока он не ляжет как надо. Все золотошвейки соглашаются, что рукоделие для них — отдушина. "На занятиях время останавливается, все заботы уходят на второй план, наступает спокойствие", — говорит предприниматель Анна Калюжняк, которая уже сделала несколько картин с элементами вышивки. Золотошвейная артель Ирина Ильина рассказывает, что когда-то изделия поморских золотошвеек продавались почти на любой ярмарке Олонецкой губернии — ремесло было одним из видов заработка. К примеру, вышитое донце для повойника — основание женского головного убора — с вкраплениями карельского речного жемчуга стоило по тем временам больших денег — 2,5 рубля. Современные мастерицы тоже хотели бы превратить свое увлечение в бизнес. "Золотное шитье, как и наши беломорские наскальные рисунки — петроглифы — бренд района. Туристам очень нравятся наши украшения и шкатулки, так как они неповторимые", — говорит рукодельница Лариса Саламахина. Кстати, изображению карельских петроглифов мастерицы наши неожиданное применение. Они вышивают их на ароматических подушечках для автомобиля с запахом можжевельника и лиственницы. "Мы любим наши истоки, наши корни, поэтому решили вышить петроглифы", — говорит Оксана Сидорова. Оксана разработала украшенный золотистым узором воротник и назвала его "Жемчужина Поморья". После этого рукодельнице сразу заказали несколько таких воротников на 10 тыс. рублей. "Вообще покупатели нашего эксклюзивного товара в основном из Москвы и Санкт-Петербурга, — отмечает Сидорова. — Одну шкатулку даже купили в подарок космонавту Валентине Терешковой". В будущем мастерица намерена получить грант на открытие своего дела. "У меня в планах быть предпринимателем, работать в золотной технике. Хотелось бы выиграть грант на вышивальную технику, открыть ИП, заниматься продвижением продукции, продавать ее туристам", — отмечает она. "Пока мы только начинаем возрождать золотное шитье, но очень хочется надеяться, что в Беломорском районе будет развиваться этот промысел. Перспективы для этого хорошие", — добавляет Ирина Ильина. Игорь Лукьянов