Вегетарианство: от растительной диеты неандертальцев до «Диеты для маленькой планеты» 

Вегетарианство: от растительной диеты неандертальцев до «Диеты для маленькой планеты»
Фото: 7dach.ru
Конец XX — начало XXI века можно отметить как время стремительного роста интереса к вегетарианству во всем западном мире. Причиной этого можно назвать укрепление связей с восточными культурами, где вегетарианство является традиционным способом питания для существенной части населения, а также рост так называемых «болезней цивилизации», причины которых, по мнению многих исследователей, кроются в способе питания, навязанном человеку урбанизированным образом жизни, и превращением питания в отрасль промышленности. Кроме того, как никогда, возросла озабоченность человека состоянием экологии и будущим планеты, а также правами животных, которые служат пищей человеку.
XX век — время небывалой популярности вегетарианства
В целом, по данным исследований 2010 года, количество людей, отказавшихся от питания мясом, составляет 1,45 миллиарда человек и еще 75 миллионов стоят перед выбором вегетарианства. Это около 21,8% населения всего мира (данные Википедии). Впечатляющая цифра, не правда ли?
Конечно, такая цифра сложилась в основном благодаря большому количеству жителей восточных стран, где вегетарианское питание является традиционным для большой части населения. Так, в Китае около 5% населения исповедуют даосизм (а также вегетарианство), в Индии — около 40% населения придерживаются вегетарианской диеты в силу религиозных убеждений. Индия первой разработала и внедрила обязательную маркировку продуктов питания как вегетарианских и тех, в состав которых входят ингредиенты животного происхождения.
Обязательная маркировка продуктов в Индии, позволяющая отличить вегетарианские продукты (слева) от невегетарианских (справа). Фото с сайта en.wikipedia.org Однако и в западном мире количество людей, склоняющихся к вегетарианскому способу питания, стремительно растет. По данным опросов Харриса (США) приблизительно 5% американцев считают себя вегетарианцами — это около 16 млн человек. Из них приблизительно каждый десятый назвал себя веганом. В Британии количество вегетарианцев за последние 10 лет возросло на 360% — до полумиллиона человек. По данным той же Википедии, в России от 3 до 4% населения в той или иной мере отказываются от продуктов животного происхождения. В некоторых странах это число существенно меньше, однако есть тенденция к росту количества людей, ограничивающих потребление мяса.
Но даже если их число сравнительно невелико, вегетарианство на Западе — отнюдь не новое явление. На самом деле, антропологи считают, что наши древнейшие предки были в основном вегетарианцами и питались корнями, орехами, грибами. При этом ранее считалось, что неандертальцы питались преимущественно мясом. Однако в 2012 году антропологи, применяя новейшие методы исследования костей и других археологических находок, пришли к выводу, что большую часть рациона древнего человека составляли растения. Конечно, наши предки ели мясо от случая к случаю, но добыча мяса была опасной и трудоемкой. Основным же питанием неандертальцев были растения.
Анализ челюсти неандертальца показывает, что наши предки в большей мере питались растительной пищей. Фото с сайта nlo-mir.ru Это не значит, что люди не нуждались в мясе. Исследования 2012 года, основанные на изучении строения черепа древнего человека, показали, что, возможно, эволюция человека произошла исключительно благодаря высококалорийному рациону, который мог быть обеспечен именно мясом, а не растениями. Как сказал один антрополог, исследующий данный вопрос: «Я знаю, что это звучит ужасно для вегетарианцев, но именно мясо сделало нас людьми».
Четыре тысячи лет назад древние египтяне тоже сделали свой выбор питания не в пользу рыбы и мяса, а в пользу окультуренных злаков (пшеница, ячмень). Это может показаться странным, учитывая размещение Египетской цивилизации на берегах крупнейшей реки Нил. Но исследователи объясняют это религиозными причинами: коровы, овцы, свиньи и гуси считались священными животными в Древнем Египте. Древние египтяне не только употребляли мясо редко и в исключительных случаях, они также не одобряли ношение одежды из шкур и перьев животных.
Спустя тысячу лет в Древней Греции высокая культура и духовность эллинского общества также подтолкнула часть древних греков к отказу от мяса. Математик и философ Пифагор, чья теорема о равнобедренном треугольнике известна нам со школьной скамьи, вероятно, придерживался строжайшей вегетарианской диеты (сегодня его бы причислили к веганам). Пифагор стал автором философской концепции, которая уравнивала право на жизнь человека и животного. Человеческая этика, по Пифагору, не должна позволять приносить в жертву животных, а также отнимать у них жизнь, чтобы поддержать жизнь другого существа.
Пифагор на фреске Рафаэля (1509 г.). Фрагмент. Общественное достояние
Существуют легенды, описанные Овидием, о том, что Пифагор помешал человеку бить свою собаку, предполагая, что именно в собаку вселится душа этого человека после смерти, а также вынудил рыбака отпустить пойманную рыбу в море. Пифагор, демонстративно приносивший в жертву богам вместо быка хлеб, испеченный в виде быка, может считаться одним из первых защитников прав животных. Убийство животных он приравнивал к убийству человека или вступлению в войну. Этот знаменитый философ имел много последователей и при жизни, и во все последующие времена, а диета без мяса почти до недавнего времени называлась «пифагоровой».
Последователи Пифагора, начиная от его современников Аристотеля, Сенеки и Овидия, и до знаменитых деятелей XIX-XX веков, таких как , и другие, называли себя «пифагорейцами» и отказывались от убийства животных и поедания мяса.
Слово «вегетарианец» впервые появилось в Англии в 1847 году, когда образовалось первое европейское общество людей, практикующих отказ от мяса и придерживающихся «пифагоровой» диеты. В 60-х годах XIX века два вегетарианских общества появились в Германии, в 1894-м — в Швеции, в 1899-м — во Франции. В 1850 году в Нью-Йорке (США) появилось Американское вегетарианское товарищество.
В России в 80-х годах XIX века вегетарианство также становится популярным. Главным идеологом «безубойного питания» стал писатель и философ Лев Толстой. Его последователями были многие известные деятели тогдашней России — издатель , историк , писатель , художники и , художник и философ . Российские вегетарианцы делились на «безубойников» и «гигиенистов». Первые отказывались от мяса из-за сострадания к животным и желания преобразовать мир в более гуманный и разумный, вторые — ратовали за пользу растительной диеты для здоровья человека.
Русское общество тех времен было гораздо более идеалистическим, чем любое другое европейское общество. Для вегетарианцев России библейский принцип «не убий» слал главным в их убеждениях. Вегетарианцев-гигиенистов немножечко презирали, называя «желудочными вегетарианцами». В России издавались книги и периодика, посвященные вегетарианству, читались общественные лекции, устраивались диспуты. Повсюду открывались вегетарианские столовые, бывшие очень популярными даже еще в начале советской власти (вспомните колоритное описание такой столовой в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок»).
Вегетарианская столовая в Москве. Фото с сайта elena-kuzmina.blogspot.com Вегетарианский вестник. Издание конца XIX века. Фото с сайта elena-kuzmina.blogspot.com Но если в 20–30-е годы XX века вегетарианство еще оставалось популярным в России, то впоследствии общества сторонников «безубойного питания» были признаны вредными для советского человека и разогнаны. Строители коммунизма должны были придерживаться мясоедения.
Американское вегетарианское товарищество, напротив, просуществовало очень долго. Впоследствии членами этого товарищества были многие знаменитые американцы, такие как Люси Стоун, боровшаяся за права женщин, драматург , , пропагандист здорового образа жизни и изобретатель кукурузных хлопьев. На основе Вегетарианского товарищества даже была создана американская вегетарианская партия, которая выдвинула своего кандидата в президенты на выборах 1964 года.
В 1971 году американская писательница и исследователь в области продовольственной политики Френсис Мур Лаппе выпустила книгу «Диета для маленькой планеты», в которой выступала за вегетарианскую диету не по этическим или моральным соображениям, а потому, что выращивание растительных продуктов оказывает меньше негативного воздействия на окружающую среду, чем производство мяса. Следующим автором, оказавшим огромное влияние на вегетарианское движение, стал Питер Зингер, написавший в 1975 году книгу «Освобождение животных». Эти две книги стали бестселлерами и своеобразными программными произведениями для вегетарианского движения в западном мире, заодно определив вегетарианство как попытку человечества спасти мир от голода и проявление гуманизма.
А как же влияет на человека сама вегетарианская диета? Насколько оправдан и полезен отказ от мяса для человеческого организма? Читайте об этом в материале «Вегетарианство: в чем суть?»
Видео дня. Что будет, если каждый день есть куркуму
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео