«Челночный бизнес – адский труд»

8,8 тонны «серых» товаров ввозят еженедельно дальневосточные «помогайки» под видом товаров для личного пользования, сообщила недавно пресс-служба ДВТУ. KONKURENT.RU решил вспомнить, что такое челночный бизнес. Когда-то в 90-е Максим Гриценко зарабатывал «бешеные деньги» на плащах фасона «монтана», пошитых из армейских парашютов, а сегодня, в период упадка рыночной торговли, едва сводит концы с концами. «В 1987 г. армия продавала все, что могла — от парашютов до ночных прицелов, предлагали и просто ткань, которой в магазинах уже не было. Лично мы покупали парашюты и шили из них плащи, — рассказал Максим Гриценко. — Сначала отдавали на распорку знакомой девочке — она получала по рублю за метр и таким образом зарабатывала больше своих родственников на заводе, но труд это был нелегкий, потому что на стандартный десантный парашют уходило 73 метра материала. Стропы забирали на дачу подвязывать помидоры. Уже распоротую ткань красили в черный цвет. В продаже не было синтепона, ватин почти исчез с прилавков, так что покупали минвату и утепляли ею пальто. Шить приходилось в респираторах, не знаю, насколько вредно было это носить. По сравнению с простыми гражданами, которые тогда нищенствовали, зарабатывали много. Например, одно время продавали брюки (не нашего пошива) и с пары имели 50 рублей. Представьте, 10 брюк продашь — 500 рублей в кармане. Конечно, я приоделся. Купил настоящий «Адидас» (потом уже пошли китайские подделки) — стоил такой костюм 28 чеков, или около 300 рублей, в валютном магазине, кажется, «Парусе», был специальный отдел, где загранработники, те же моряки, могли эти чеки получить и купить на них хоть автомобиль. Жене за 17 чеков — французские духи. В «Адидасе», кстати, ходили и в рестораны, и в театры — считалось, шикарный вид. У жены тоже был «Адидас». Торговали сначала на барахолке на Геологической, потом стали ездить в Находку, уже появился рэкет, пришлось в Находке познакомиться с одним человеком, он нас с женой «оберегал» практически бесплатно — подарили ему один раз брюки. Валера-Колесо, неплохой был парень. Примерно в 91-м, когда все кинулись шить, эта тема умерла. Началась эра челночества — стали ездить в Китай. Продавали все подряд — от бюстгальтеров до электрических титанов. Что было самым ходовым товаром? Да практически все. Потому что в стране ничего не было. Ездили в Находку с колясками — там спрос почему-то был лучше, становились на площади перед вокзалом. Однажды за неделю продали 100 титанов на 10 тыс. долларов. Цены накручивали в три раза. В начале 90-х торговля начала принимать хоть какие-то цивилизованные формы. Появились патенты, мы оформились в налоговой, но система аренды тогда еще не появилась, рынки были «дикими». Перед субботой, воскресеньем место приходилось занимать в 12 часов ночи и ночевать там же. Потом откуда-то возникли люди, распределявшие места и бравшие за это плату. Уполномочивал ли их кто-то, не могу сказать, деньги все равно отдавали в руки и квитанций никаких не получали. Бывало, становились свидетелями разборок. Отлично помню, как рэкетиры били китайцев на Первореченском рынке. Китайцы не хотели платить, за что и пострадали, а сопротивляться рэкетирам было бессмысленно — здоровые ребята из борцовских и боксерских секций. Кто из них брал наглостью, кто мозгами, кто жестокостью. Развешиваю я, значит, товар, а рядом людей избивают — картинка из 90-х. За товаром — глаз да глаз, вокруг процветало воровство. Торговали также на Луговском рынке, на Школьной. Вообще челночный бизнес — адский труд, особенно для женщин, которые таскали по 50–60 кг, «помогаек» сначала не было. Первые «челноки» ездили в вагонах-поездах, потом в автобусе, дорога была — жуть. А стоять целый день на морозе? Спрос мало-помалу падал, конкуренция росла, и в 1996 г. я начал таксовать, потому что дело стало совсем плохо. Сегодня у меня одна торговая точка — денег она приносит очень немного, бывает, пять тысяч, бывает, тысячу рублей в день, а порой и совсем ничего, так что такси не бросаю. Рынки тогда и теперь — абсолютно разная история. Иногда я вспоминаю с ностальгией, как за торговлю «варенками» меня забирал ОБХСС — отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией, дело, как правило, заканчивалось взяткой в виде тех же брюк-варенок. Но это время прошло, и слава богу, надо жить здесь и сейчас».

«Челночный бизнес – адский труд»
© Konkurent.ru