«Самый стресс, когда едут дембеля». Проводник о сложных рейсах и пассажирах

Елена Болотова пошла в проводники в поисках романтики. Сейчас вспоминает, что шесть лет пролетели как один длинный рейс. А однажды в ее вагон вошел будущий супруг, а тогда - солдат-срочник Дмитрий. Елена рассказала корреспонденту «АиФ Оренбург», почему проводники не берут посылки, как они спасают пассажиров от жары и как в одиночку им приходится утихомиривать буянящих людей. Увидел на перроне Людмила Максимова АиФ Оренбург»: Елена, что же вас привлекло к этой работе? Елена Болотова: Мне было 19 лет. Я училась в железнодорожном институте и там же работала секретарем. Однажды увидела в институте объявление о наборе проводников. И у меня загорелись глаза. Так захотелось романтики! Я прошла обучающие курсы и через 9 месяцев в зиму вышла на железную дорогу. Время очень быстро летело. Было много моментов, как хороших, так и плохих. Я побывала во многих городах (два холодильника родителей забиты магнитиками оттуда). Мне очень нравилось знакомиться и общаться с новыми людьми. - Как часто удавалось увидеть город как следует, а не только с перрона? - Мы обычно ездили либо в сторону Адлера, либо Челябинска. В Адлере нам разрешали выходить в магазин. Некоторые начальники поездов отпускали на море. В Челябинске мы стояли 12 часов, и за это время можно было посмотреть город. Но обычно мы находились на новом месте по пять часов, поэтому старались далеко не выходить, чтобы поезд без нас не ушел. - Что было самым лучшим на железной дороге? - Знакомство с мужем стало самым лучшим моментом. Это случилось два года назад. Наш поезд остановился в Самаре. И именно в мой вагон загрузился полк со срочниками из Новосибирска. Они ехали в Тоцкое. Дима уже потом сказал, что заметил меня еще на перроне. В вагоне, когда я проверила билеты, он со мной заговорил. До этого я честно не любила военных! – смеется, - А тут... , искра, может... Он меня чем-то зацепил, я хотела побольше с ним пообщаться, чтобы лучше узнать. В тот день я отдыхала, и мы гоняли чаи в свободном купе. Дима попросил позвонить ему, когда вернусь домой. Я позвонила... Ждала его из армии. После окончания службы ради меня он подписал контракт. Весной мы поженились, и через 10 месяцев поедем к нему домой в Новосибирск. После свадьбы я ушла с железной дороги. Дима еще давно сказал, что, как только мы поженимся, я не буду работать, потому что он хочет видеть меня дома. Я не скучаю. Счастье ничем не заменишь. Пассажир всегда прав - Ставят ли девушек в пару с парнем ради безопасности? - Как правило, если они женаты. Я все годы ездила с напарницей. Нам еще везло, что постоянно рядом была полиция. Но стресс, который мы испытывали, не передать - когда едут дембели или нетрезвые люди. Перед моим увольнением пассажир закрылся в туалете и дебоширил, кричал на непонятном языке. Полицейские никак не могли открыть дверь. Когда наконец-то удалось ее открыть, мы увидели согнутую раковину. А мужчина обнимал унитаз, и ему казалось, что его хотят убить. Нам было страшновато. - Если полицейских не оказывалось поблизости, пассажиры помогали справиться с буянившими? - Если была конфликтная ситуация на словах, они старались как-то защитить словом. Самые страшные моменты, когда кто-то хочет тебя ударить, или еще хуже... Но нам везло - рядом были реальные мужчины, которые не смотрели из-за угла, как обороняется девушка. Однажды они так приструнили человека: просто перевязали ему руки скотчем и оставили сидеть на полу. А потом дебоширов забирали на станциях. Пьяных в вагон мы не брали, просто пассажиры снимали напряжение в вагон-ресторане. Хотя мы предупреждаем, не напивайтесь, ради Бога. Но в основном, конечно, хорошие были пассажиры. - Кто самые лучшие, а кто – «тяжелые» пассажиры? - Самые лучшие пассажиры - это вахтовики. С ними мы ездили обычно в наш самый длинный рейс в Уренгой. В основном это мужчины от 45-55 лет, которые по полгода находятся на работе и едут к детям, внукам, и хорошо себя ведут. Нас они называли доченьками. А самые тяжелые, наверное, дети. Они не понимают, что такое комфорт. Для них комфорт - это плеваться семечками со второй полки. Много невоспитанных детей. Они ехали в лагеря, не понимали слов, говорили, что им все можно. Занимались воспитательной работой, выдавали мусорные пакеты. Тяжко было с группами особенно по 50 человек. Страшно, когда поезд останавливается на пять минуточек, и они выбегают «подышать». В регламенте у нас написано, что пассажир всегда прав, мы должны находить компромисс и идти на уступки, чтобы всем было хорошо. В итоге за дорогу привыкаешь к пассажирам. Когда дембеля встречает красивая девушка с шариками и шампанским, покрываешься мурашками. Казалось, что на перроне ждут меня, и я дембель. - А сейчас еще через проводников передают посылки, перевозят «зайцев»? - Не знаю, как было раньше, я этим не занималась. Чтобы передать посылку, за нее нужно заплатить в кассе. Проводники никого не берут - ведь сразу уволят, да и начальника поезда не хотят подставлять. Пара седых волос - Как вы выживали в поезде в жару, ведь в большинстве вагонов до сих пор нет кондиционеров? - Мы шли на меры, на которые нельзя было идти, но особого выбора у нас не было. Пассажиры злились, мамочки нас готовы были, наверное, разорвать. Мы выдавали ведра, чтобы люди обливались в туалете. Так и спасались. Взрослые прям в одежде вставали под «душ». Пассажиры возмущались и обижались, когда заходили в соседний прохладный вагон, почему так не может быть во всем поезде... Если вы оказались в вагоне без кондиционера, намочите простынь и обернитесь ей, вам будет хорошо. - Вы за эти шесть лет свое здоровье не «посадили»? - Конечно, работа была нелегкой. Работали в пути по суткам. Пока отсыпаешься, пассажиры стучатся, будят. После рейса мало давали отдыхать: в основном один-два дня пару раз в месяц и снова в дорогу. Зимой часто болели. Едешь в Уренгой, выйдешь на улицу из теплого поезда, а там 60 градусов, и простываешь, лечиться особо не удавалось. Но здоровье в порядке. Только пара седых волос появилось. Муж говорит: «У тебя стальной характер, и я знаю, что это связано с железной дорогой». Я спокойно отношусь, что он часто в командировках, в полях... Сейчас проводников старше 35 лет уже мало. Наверное, понимают, что здоровье за деньги не купишь. Хотя платят там не так много - 20-25 тысяч рублей.

«Самый стресс, когда едут дембеля». Проводник о сложных рейсах и пассажирах
© АиФ-Оренбург