Войти в почту

Современная литература для детей и юношества: есть ли "книжные маяки" у молодого поколения?

Хорошо запомнившееся старое В детстве "рождённых в СССР" книжка да кино были единственным способом выпасть из реальности. Сегодня детям увлекательнее попадать в волшебный мир через компьютер. Меж тем "приветов из СССР" в книжной торговле предостаточно. Переиздана вся советская классика, зачастую в "старинном" оформлении: от мягких бумажных обложек со слоганам "Мои первые книжки" до толстых томов В. Осеевой, А. Брунштейн, Л. Пантелеева, Н. Носова, В. Козлова, С. Голицына, И. Дика, С. Сахарнова. Столько книг рядом на прилавках советские дети никогда не видели! Но расчёт сделан на тех детей, то есть на нас. На необоримый приступ ностальгии, требующий приобрести чаду свою любимую книгу. Судя по количеству "реанимированных" книжек, он оправдывается. Фото: auburnmaine.gov Издатели так увлеклись исторической реконструкцией, что выпустили даже дореволюционные книги Лидии Чарской – "Княжна Джаваха", "Вторая Нина", "Сибирочка", "Записки институтки". При советской власти её не переиздавали, над книгами устраивали показательные суды за "буржуазно-мещанские взгляды". И ста лет не прошло, как имя незаслуженно забытой писательницы возвращено читателям… а оно им надо? Далеки ли от школяров из Бибирева будни ученицы Смольного института? Но Пушкин – еще дальше, а его исправно переиздают, как и всю плеяду русских классиков для школы. Раньше серия называлась "Школьная библиотека". Теперь их намного больше. Фото: papmambook.ru В разливанном книжном море нужны маяки. Для большинства покупателей это – знакомые имена (классиков русских и советских) или ключевые слова. В классике все более или менее ориентируются. Но сколько можно перечитывать одно и то же? И как разобраться в многообразии свежих поступлений? Как мир устроен Стал моден тренд "телезвёзды пишут книги для детей". Особенно медиаперсон тянет рассказывать, как мир устроен. Московское издательство "деловой литературы" "Альпина Паблишер" пару лет назад стало выпускать просветительскую серию "Занимательная зоология" по типу "Ребятам о зверятах". С тех пор познавательные книги для неё ("Я – большая панда", "Я змея", "Я – английский бульдог", "Я пингвин" и т.д.) сочиняют раскрученные персоналии: Ефим Шифрин, Андрей Макаревич, Станислав Садальский, Дмитрий Крылов и др. Максима Фадеева после участия в "Голосе. Дети" знают даже груднички. Похоже, "легендарный музыкальный продюсер" хочет быть и писателем. Издательство "Э" представило его детский проект: книгу "Вирусы" в серии "Максим Фадеев. Книги известного композитора". Книга должна была в игровой форме поведать детям о строении человеческого организма и о вирусах. Но автор увлекся и написал детский боевик с погонями на космолетах и редкими вкраплениями полезной информации, слишком много нафантазировав. Немудрено после призыва "Путешествуй с маленькими отважными вирусами и спаси внутреннюю вселенную". Фото: asjust.ru "Внутренняя вселенная" — наше тело: оно является планетарной системой для маленьких добрых вирусов. Церебрия – это планета-мозг, управляющая космосом-организмом; Кор – это планета-сердце, или Главный космодром мира; Гастер – планета-желудок, куда из внешней вселенной невыясненным образом попадает небесная еда и т.д. Все это объясняет ученикам-вирусам на уроке старый учитель-вирус. Вирусы уютно расположились в теле безымянного мальчика, которого вряд ли можно назватьгрешно считать главным героем, однако он носит в себе вселенную. Главные герои Фадеева – любопытные вирусята Тим и Нида. "Внешняя вселенная" — наш мир, из которого во внутреннюю вселенную проникают злые вирусы – Чёрные убийцы. С ними и столкнулись Тим и Нида. Детям никто не поверил, и они вдвоём ринулись спасать мир. Учебник по анатомии в голливудском стиле кончается полной победой вирусов добра, но составить по нему внятное представление о человеческом теле сложно. И даже неприятно. Тим и Нида влюбляются, целуются. Мальчик курит, пьет пиво и ведет нездоровый образ жизни, справляет естественную нужду. Среди путей связи внутреннего мира с внешним фигурирует Черная дыра, полная чего-то липкого и тёмного. Не слишком ли все это физиологично для малышей? Все возрасты покорны Хороший автор пишет так, что ему, как говорил Пушкин, "все возрасты покорны". Книга Юлии Симбирской "Мольер, Моцарт и Пикассо из лисьей норы" ("БХВ-Петербург", 2017), хотя и помечена 6+, адресована разом детям и взрослым. Дети увидят в этой книжке добрую историю про фантазерку девочку Марго. Она с родителями живет в доме посреди леса, предоставлена сама себе и ведет дневник. Сказка похожа на быль с минимальным фантастическим допущением: думающие как люди животные. В лесу живут три лиса – дедушка Пикассо и внуки Мольер и Моцарт. Дедушка Пикассо умеет читать и хочет стать художником, а внуков сделать одного писателем, а другого и композитором. Марго надеется с ними подружиться. Но, когда она рассказывает родителям о чудо-лисах, отецпапа… покупает дочерике собаку (таксу Сальери), чтобы девочка не тосковала в одиночестветоски. Такса Сальери спугивает лис, те убегаютНапуганные собакой лисы убегают, что приводит Марго в ужас, Марго в ужасе. Так кончается первая часть повести. Вторая посвящена тому, как девочкаМарго с помощью хороших взрослых – художника Аристотеля Иваныча и резко поумневшего папы – и приятелей Марика и Максонапри помощи взрослых и двух своих приятелей возвращается в лес. Ее видит издалека хитрый лис Пикассо, который ходит к старой норе и ждет встречи с Марго весь год. Есть надежда, что дальше они встретятся. Фото: icanread.ru Взрослые увидят изобретательно сделанный текст. Книга сложна по композиции: чередуются страницы дневника Марго и "монологи" животных (такса Сальери ревнует Марго к лисам, просто удивительно для 6+!). Открытый финал нарушает неписаный сказочный закон, по которому все должно кончиться счастливо и понятно, а в тексте отчетливо проступают два литературных прообраза. Один – сказочная повесть Яна Экхольма "Людвиг Четырнадцатый и Тутта Ларссен" — о дружбе лисёнка с девочкой-цыпленком. В СССР по ней поставили фильм "Рыжий, честный, влюблённый". Второй – либретто одной из первых отечественных рок-опер "Собаки", написанное в годы перестройки поэтом Геннадием Жуковым. Все собаки у Жукова антопроморфны, и среди них есть пёс, умеющий читать. Но рок-опера кончалась трагично: мир убивал умных собак. Симбирская лис пожалела. Фото: icanread.ru В содержании текущей детской литературы есть два знаковых момента. Первый веселый – совмещение сказочных архетипов с приметами современности. Тут все зависит от мастерства автора: у кого выходит непринуждённо, а у кого – натужно. Второй горький: одна из ярких примет времени – одиночество детишек: их родителям не до них. Оно двигало сюжет в "Мольере, Моцарте и Пикассо…", оно же легло в основу повести-сказки Антона Сои "Маша и Аркаша-Таракаша" (Росмэн-Пресс, серия "Новая детская книга"). Маше не с кем поговорить в кругу многочисленной интеллигентной семьи и целого класса неплохих вроде бы ребят. Её единственным другом становится таракан Аркаша. И лишь на последних страницах книги его принимает семья Машина семья. Вот вам и "новая детская книга", суровая, но справедливая! Фото: rosman.ru Книжные "сериалы" В детскую прозу пришли новые тенденции. Это серийность и "сериальность", характерные для сегодняшнего книгоиздания. Формируют серии издательства: "Речь", "Махаон", "Аквилегия М" (особенно!). Исключительно сериями печатается практически самая тиражная детская писательница Тамара Крюкова. Она пишет и прозу, и стихи. В прозе у неё изобилие жанров: "школьные хроники", истории про маленьких детей, про детей постарше, про животных, сказки, фэнтези. Под каждую тему издательства разработали серию. Крюкову читать надо таким же конвейером, как она пишет. Они бывают лирические… Серия "Linea_D" выходит в издательстве "РОСМЭН" с аннотацией: "Первая любовь, социальные сети, отношения с родителями и одноклассниками, большие и маленькие секреты – в новой серии "Линия души", в которую вошли произведения лучших современных российских писателей для молодежи". В серии печатаются только дамы: Варя Еналь "Напиши мне письмо", Анна Никольская "Я уеду жить в "Свитер", Эльвира Смелик "Серая мышь для королевы" и "Нарисуй ее тень", Татьяна Богатырева "Загадай желание вчера", Екатерина Горбунова "Семь нот молчания" и Мария Евсеева: "Кроме меня, кроме нее", "Куда улетают самолеты", "Профиль без фото". Ни одно из имен мне не знакомо. По названиям подозреваешь, что это тинейджерский извод свод любовных романов, поставленный на поток коллективом ремесленников. Аннотации для книжек составлены как по лекалу. "Заботливая подруга или коварная кокетка? Выбирать так непросто. Попробуй примерить обе роли, и ты узнаешь, что на самом деле нравится ему!" — это роман Евсеевой "Куда улетают самолеты". "У тебя первая любовь, но, кроме радости, тебе предстоит познакомитьсяпредстоит познать и с муками ревности и страшнымии сомнения сомнениями. Ты готова бежать куда угодно, лишь бы увидеть его, но тебе везде мерещится коварство соперницы. Готова ли ты принять этот вызов судьбы?" — её же книга "Кроме меня, кроме нее". Прочитав один роман, понимаешь всё о серии. Скажем, "Профиль без фото" Евсеевой. Фото: krsk.au.ru Любовный треугольник хайтек: парень Володя переписывается в сети сразу с двумя девушками. У одной – профиль без фото, у другой – забит книгами, пейзажами, котиками и прочими атрибутами девичьей "ничейности". Их ведут подруги Александра – бойкая, живая, взбалмошная – и Ксюша, Ксю – страстная книгочейка не от мира сего. Ксю нравится Володя по переписке. Но так как Володя нравится её подруге Сашке, она не хочет ей мешать. Объясняет Володе, что им нельзя встречаться: "я не из тех, с кем гуляют, чтобы нагуляться". Ее любимые книги – "Гордость и предубеждение" и "Доводы рассудка" Джейн Остин. Потому она держит себя так, что рядом с нею и Бедная Лиза – потаскушка. Не веритсяю в существование таких девушек – и особенно парней им под стать. Но Володя тоже идеален – и предпочитает раскованной Саше тихую Ксю со словами: "Ты чиста, причем во всех смыслах!". Такой подростковый флирт не лезет ни в какие ворота. Как и речь тинейджеров от первого лица: "Почувствовал злость, когда осознал обреченность своего положения", "Внешне Ленка производила положительное впечатление", "я всё равно отдаю предпочтение классическому бумажному варианту", "в сложившейся ситуации". Это юнцы общаются или чиновники на совещании? Кстати, драмы, как в "Гордости и предубеждении", ребятам из "Профиля без фото" не выпадает. Лишь недоразумение – Володя думал, будто его друг Паша любит Ксю, а он её фотографировал, чтобы стать крутым фотохудожником. Отщелкал девушку на улице, отправил фото в "Вог" — и их опубликовали!.. Карьера в шляпе. Это уже совсем смешно. Нельзя ли, взявшись писать о ребятах 14-16 лет, выучить их сленг, изучить характеры? А то кажется, что молодому поколению опять, как в период застоя, формируют "банк" нравоучительной прозы, показывающей, не каково оно, а каким должно быть. Хорошо верить в лучшее – плохо, когда розовые очки спадают. Фантастические… "Русский Сидни Шелдон" Олег Рой, автор семейно-психологических мелодрам, внезапно стал писать о детях и для детей – и опять сериями. Серия для младших школьников называется "Сказочный патруль" (Эксмо). Она сделана по мотивам мультсериала для девочек. Её действие происходит в волшебном городе Мышкине, столице Тридевятого царства: одна книга – одно приключение. В книжечках картинок много, а текста мало. А еще много справок, напоминалок и прочей полезной информации по миру Роя. Оттого это не книги, а клипы. И все связаны со сказочным инвентарем. Например, "свет-мой-зеркальце" расшалилось и перессорило подружек, сказав каждой, что она самая красивая. Но они оказались умнее и помирились. А зеркало подарили местному дому моды, чтобы в него смотрелись модели. Фото: tlum.ru Серия Олега Роя "Изгои" (Эксмо) — футурологическая фантастика из 2058 года про популяцию подростков-сверхлюдей, участников программы "Дети R". Программу по улучшению человеческой породы создал профессор Лев Ройзельман, за что и был казнен. 10 миллионов женщин во время беременности носили на себе аппараты, изменяющие геном. От их воздействия дети рождались со сверхспособностями, но женщины лишались конечностей или жизненно важных органов. Народ взбунтовался против Программы и против детей, в которых видел антихристов. Родители детей R стали повально отказываться от чад. Те поступили в приемные семьи. В первом романе серии девять подростков из разных стран собирают сверхлюди постарше на секретной базе в библейской Вавилонской башне (Вратах Неба), дабы спасти от уничтожения: а то родилось 900 "супердетей", но больше половины убили. Лорд Нахаш, последователь профессора и куратор проекта, готовит детей R к войне за переход на следующую ступень эволюции. По этим вводным данным можно сочинять километры текста. Но смущают откровенные разговоры на тему "торжества серости" в мире, уничтожения ретроградами прогресса, с чем "сверхлюди" должны бороться. Наставник прямо называет их богами. А как же грех гордыни? А как же дьявольский соблазн, заставляющий человека считать себя богом, который положено отвергать? А как же теория "истинных арийцев" со всеми вытекающими?.. Что за идеологическая база у Роя? Для детей ли эта книга? Скорее, для взрослых. Рой как будто писал её больше для собственного удовольствия, чем для юных читателей. Оттого "Изгои" чрезмерно информативны и конспирологичны, что твой Дэн Браун. Не слишком ли это круто для обычных ребят, не сверхлюдей? И мистические Книга Елены Шолоховой "Запретная земля" проще, чем "Изгои", по задумке и исполнению. Но тоже "зависла" между детской и взрослой литературой. Это современный Эдгар По. Писательница живет в Иркутске, потому основа сюжета самой длинной вещи в книге – повести "Запретная земля" — бурятская мифология. Пятеро "продвинутых" молодых людей поехали на север Байкала снимать рекламный фильм, хотя бурятский юноша Эрдэни предупреждал коллег, что это – проклятое место, откуда нет возврата. Над его предупреждением посмеялись, как всегдакак всегда смеялись над "тормозом". Но незваных гостей уничтожили духи, остался в живых один рассказчик. Эрдэни выменял у духов его жизнь на свою: он единственный не третировал бурята. В проклятую зону ребят заманила шаманка, мстя за смерть дочери, работавшей в этой же фирме. Фото: bibliotekacdub2.blogspot.com В сборнике Шолоховой повесть и три рассказа, и все с печальными исходами. Как шаман или средневековый человек, писательница знает: зло в мире существует априори и отдельно от людей, но может прийти к ним в любой момент. Книгу читать просто жутко. Из Сети – в печать Жутко читать и "Мятную сказку" Александра Полярного (Издательство АСТ), но по другим соображениям. Книга издана на краудфандинговой платформе. Полярный – "популярный российский писатель", в чьём сообществе в ВК сотни тысяч поклонников. "Мятная сказка" — это второе иллюстрированное издание под новым названием. Все это изложено на обложке книги, а сама я не слышала о таком популярном авторе. Мальчика Сойера впору звать "Двадцать два несчастья". Его бросили у порога приюта в три месяца; он дорос там лет до 12-ти; его усыновил один из прежних воспитанников детдома Джек со своей милой женой Марси. Стоило приемышу пойти в школу из новой семьи, как Джек и Марси погибли; он встретил и полюбил девушку, но её убил уличный грабитель. Он усыновил мальчика Митча из детдома, но свободолюбивый парень "послал" отца и ушел из дома. До конца жизни Сойер перечитывал единственное теплое письмо от сына, а потом тихо умер. Фото: m.onlinetrade.ru Я бы на такое не стала сбрасываться. Меня равно отпугивают слащавые, неестественно благовоспитанные школьники и нагнетание слёз. К тому же в "Мятной сказке" автор не дает о себе забыть: то обращается к читателю напрямую, то перебивает основной сюжет "левой" сказкой и не доводит её до конца, то выносит цитаты на отдельные страницы (повторение – мать учения?). Видно, что Полярный привык интриговать публику в интернете, вести с ней диалог. В книге такая подача раздражает. Несмотря на красивую карандашную графику Юлии Солодовниковой. Найти в читателе союзника Знаменитый советский фантаст Кир Булычёв (чьи книги и сегодня возглавляют рейтинги спроса) однажды сформулировал кредо писателя для юношества: "Настоящий писатель никогда не пишет "просто так", для развлечения читателя. Он обязательно имеет в виду иную, основную задачу – найти в читателе союзника, с которым делишься своими надеждами и мыслями. …Тех, кто пишет о подростках и для подростков… мало, потому что аудитория их чутка, не терпит фальши и требовательна. Молодые люди… хотят видеть в писателе искреннего друга, не позволяющего себе заигрывать с подростком, лишенного "взрослой" снисходительности и благополучной склонности к упрощению". Сам Булычев истово следовал этому правилу. Но остались ли у него последователи? Я рассмотрела десяток книг – и не увидела подобия. А ведь "найти в читателе союзника" важно не только для автора, но и для книготорговца...

Современная литература для детей и юношества: есть ли "книжные маяки" у молодого поколения?
© Ревизор.ru