Центениалы — спасители мира
В этом году в Испании число молодых людей, родившихся в 2000 году, будет чуть менее 400 тысяч человек. Представителей этого поколения называют центениалами, или поколением Z. Это первое поколение, которое родилось в эпоху интернета. Центениалы менее пессимистичны в отношении своего будущего, чем их предшественники, они менее политизированы, более терпимы, менее религиозны и совсем не расисты. Это поколение — динамичное, анималистическое и цифровое. Конечно, они лучше нас. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят с взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Это высказывание не принадлежит перу Хавьера Мариаса (Javier Marías) или Марио Варгас Льосы. Это сказал Сократ в V веке до нашей эры. Платон в отношении молодежи высказывался еще более резко: «Что происходит с нашей молодежью? Они не уважают старших, не подчиняются своим родителям, они игнорируют законы, разжигаемые радикальными мыслями, организуют беспорядки на улицах». Безнравственная молодежь. Что с ней будет? Древнегреческий поэт Гесиод в 720 году до нашей эры, размышляя о грядущих поколениях (то есть Сократе и Платоне) написал: «Я утратил всякие надежды относительно будущего моей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержана, просто ужасна. Когда я был молод, нас учили уважать старших и быть к ним внимательными, а нынешняя молодежь ведет себя недостойно, она нетерпима к замечаниям старших». Каждое старшее поколение убеждено в том, что новое поколение не способно улучшить мир. Однако за прошедшие столетия мы наблюдаем постоянный прогресс в таких сферах, как социальная, моральная, интеллектуальная, культурная и материальная. Несмотря на препятствия, падения, испытания, когда казалось, что еще чуть- чуть — и мир рухнет, происходило обратное. Каждое новое поколение продвигало человечество к более справедливому, преуспевающему, терпимому и менее жестокому обществу. Объективная оценка человеческого прогресса показывает нам, что нынешнее время по сравнению с прошлым намного лучше. О чем говорит нам такой парадокс? Все утверждения старших о том, что современная молодежь ни на что не способна, устарели. История показывает, что именно молодежь — «локомотив» прогресса человеческой цивилизации. Центениалы не помнят, какой была жизнь без гаджетов. Они проводят со смартфонами и планшетами большую часть своей жизни. С самого раннего детства цифровая среда обитания стала для них детской площадкой, как для учебы, так и для развлечений. На каждый шаг у них — приложения, которыми они пользуются так же естественно, как дышат. Поколение Z не делит мир на цифровой и реальный, их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Это киборги в интеллектуальном смысле и почти киборги — в материальном. Отсюда происходят наши опасения и недопонимания. Несколько месяцев тому назад СМИ стали активно обсуждать подростковый мачизм, после того как появились многочисленные сообщения о насилии, издевательствах и агрессии в молодежной среде. Однако необходимо понимать, утверждают эксперты, что таких случаев стало больше лишь потому, что мы стали чаще узнавать о них благодаря социальным сетям. «У молодых людей есть избыток катастрофизма, который связан с патерналистским видением мира. Они, как правило, забывают о гендерных отношениях, сложившихся в семидесятые или восьмидесятые годы. Действительность такова, что современному поколению незнакомы такие понятия, как равенство, целомудренные отношения между полами», — считают аналитики испанской компании «Метроскопия» (Metroscopia) Пако Камас (Paco Camas) и Давид Рохо (David Rojo), занимающиеся изучением центениалов. «Нынешняя молодежь более терпима к абортам, гомосексуализму, усыновлению детей однополыми парами, сексуальной свободе по сравнению с предыдущими поколениями», — утверждают испанские исследователи. С этим согласна 18-летняя жительница Мадрида Лорена Корредера (Lorena Corredera), которая рассказала изданию, что в школе, где она училась, можно было свободно обсуждать такие темы, как любовь, однополые браки, проявления мачизма в юношеской среде. Как отмечает Лорена, два десятилетия назад никто не мог себе представить, что разговоры на эти темы можно будет вести открыто. Как и многие другие ее сверстники, она признает, что в этом нет ничего зазорного. Пауле Асенсио (Paula Asensio) из муниципалитета Барселоны Сант-Кугат в январе 2018 года исполнилось 18 лет. По ее рассказам, среди знакомых нет ни одного человека, который придерживался бы расистских или гомофобных взглядов. Паула и ее друзья толерантны к окружающему их миру. Она согласна с тем, что система государственного школьного образования поощряет дебаты на эту тему. Юноши и девушки имеют возможность обсудить наболевшие вопросы не только со своими школьными наставниками, но и со сверстниками. «Я надеюсь, что мое поколение сможет сделать так, чтобы наши дети не страдали от нетерпимости, которая сейчас существует в мире», — говорит она. Возможно, нет лучшего доказательства, чем тот факт, что Паула живет в социальной среде западного мира, более толерантного, чем это было ранее. Но является ли каждое новое поколение просто улучшенной версией предыдущего? И да, и нет. Характеристики центениалов, родившихся на рубеже тысячелетий, включают в себя множество элементов, общих для их предшественников — миллениалов (родившихся между 1983 и 1998 годами и известных также как поколение Y). Для них характерна, прежде всего, глубокая вовлеченностью в цифровые технологии. Поскольку они — первопроходцы по сравнению с их предшественниками, то они будут жить лучше, чем их родители. Сейчас такие желания, как иметь собственный дом, оплачиваемый отпуск, гарантированную занятость или гарантированный выход на пенсию, уходят в прошлое и рассматриваются молодежью как социальная архаичность. «В отношении миллениалов существует упрощение, потому что было бы более правильно разделить их на две волны: те, кто учился, и те, кто уже работал, когда пришла большая депрессия, — сказал Камас и Рохо. — Старшее поколение прокладывало путь в мир труда, когда все рушилось. Им приходилось передвигаться перебежками к своей цели на ничейной земле, под яростным огнем артиллерии. Большая часть этого поколения входила в общество во время войны в Ираке. Впервые на избирательные участки они пришли в 2004 году, надеясь на то, что их жизнь будет улучшаться. Большая депрессия разрушила многие их мечты и жизненные планы. Разочарование и дискомфорт — питательная среда для этих молодых людей, которые с 2014 года голосуют за новые партии». Вторая волна отсиживалась в окопах и наблюдала за тем, как поле боя постепенно покрывается трупами первой волны. Перед лицом столь мрачной панорамы им не оставалось ничего другого, как урезать свои ожидания и бросить вызов миру взрослых. Обе волны самоорганизовались в движение «Возмущенных» или 15-М. Центениалы, в отличие от них, стали социализироваться во время кризиса. Им было всего по лет по семь, когда испанская молодежь в 2011 году стала выходить на улицы и площади городов с требованием изменить политику проведения социально-экономических реформ в стране. Несмотря на негативные процессы, вызванные кризисом, ухудшением социально-политической ситуации в стране, они оказались большими оптимистами, чем их предшественники. Существует некий возрастной эффект. Подростки верят в светлое будущее в силу своей биологии, им трудно воспринимать мир в черных тонах, они надеются, что кризисные явления и связанные с ними потери обойдут их стороной. Марк Ледесма (Marc Ledesma) из Сант-Кугат отпраздновал свое совершеннолетие в июле этого года. Он рассказал, что и он, и его ближайшее окружение пережили кризис без особого напряжения. «Я с оптимизмом смотрю в будущее. Я понимаю, что миллениалам досталось плохое время. Уверен, что я буду жить лучше, чем предыдущее поколение», — заявил Марк Ледесма. Он с воодушевлением вспоминает то время, когда ему пришлось пересмотреть свои взгляды. «Я помню, как в классе некоторые ученики постепенно перестали отдыхать на каникулах. Ученики государственных школ и студенты институтов во время каникул активно участвовали в сборе продовольствия. Однажды, когда я вместе с товарищем относил еду протестующим, мой товарищ повернулся ко мне и спросил: «Марк, ты не против, если я возьму себе немного еды?» Марк был настолько поражен случившимся, что рассказал об этом своим родителям, но на них это не произвело никакого впечатления. Лорена Корредера (Lorena Corredera) из скромного мадридского района Сьюдад-Линеал не помнит, когда она начала интересоваться происходящим за стенами ее дома. В стране разгорался кризис, и она все чаще стала пытаться разобраться в происходящем. «Я хочу познать мир, знать, что такое социальная среда, что происходит с бедностью, почему происходит классовое расслоение в обществе», — говорит Лорена. Она признается, что среди ее друзей и знакомых есть люди с «экстремистскими взглядами». Лорена хочет иметь четкие представления об окружающей среде. Она позитивна. Ее социальное и политическое сознание не ограничивается только словами «мне нравится быть веселой». Лорена, Паула и Марк настроены оптимистично по отношению к своему будущему, но в то же время они не хотят оказаться наивными. Они профессионально и критически оценивают ситуацию, сложившуюся в 90-е годы. Это было время, когда целью жизни были деньги. Молодые люди стремились как можно больше заработать. Начиная со времен гекатомб, по мере того как все больше и больше ощущалась нехватка денег, молодежи труднее стало осуществлять свои жизненные планы. И дело не в том, что молодые люди жаждут денег, просто в настоящее время деньги перестали быть Вальхаллой, теперь они — средство достижения цели. Цифровые аборигены постоянно используют коммуникационные технологии. Они попали в полную зависимость от смартфонов и мобильных телефонов. В их лексиконе, как у наркоманов, появился свой термин — «номофобия», который не был известен старшему поколению Возможно, было бы лучше сказать, что смартфон — такая же часть их тела, как глаза или ноги. Никто ведь не может «пристраститься» к ношению обуви, это обыденная часть нашей жизни. Вотсап не может заменить личный контакт или телефон. Он необходим для общения людей, находящихся на удаленном расстоянии друг от друга. Лорена, Марк и Паула признают, что общение с ближайшими друзьями у них осуществляется на 50% лично и 50% посредством смартфона. Современные молодые люди стремятся быть в постоянном контакте, используя для этого новейшие цифровые технологии, неизвестные старшему поколению. Что касается социальных сетей, то ни один из них не пользуется Фейсбуком. Для Лорены и Марка основным источником информации является Твиттер, в то время как Инстаграм — это способ представить себя в цифровом сообществе. По мнению родителей, подростки используют социальные сети как театрализованное представление, чтобы продемонстрировать свои лучшие качества. Марк признается, что его друзья чаще пользуются Снэпчатом — мобильным приложение обмена сообщениями с прикрепленными фото и видео. Переданные изображения и сообщения доступны получателю только на протяжении некоторого короткого времени, после чего становятся недоступными. Снэпчат служит дополнением к Ватсапу. «Мы предпочитаем пользоваться Снэпчатом, когда нам надо отправить личные сообщения или интимные видео и фото, так как знаем, что через несколько секунд они исчезнут», — рассказывает Марк. Сегодня молодые люди начинают заниматься сексом очень рано, в возрасте от 13 до 16 лет. Многие из них находятся в гендерных отношениях. Для них секс не является неким табу или драмой, как это было три столетия назад. Однако они признаются, что были встревожены, когда узнали о ранних сексуальных отношениях школьников. Однако Паула Асенсио не драматизирует ситуацию, по примеру старших поколений, воспитанных в католицизме. «Я думаю, каждый из нас вступает в интимные отношения, когда считает, что он к этому готов», — заявила Паула. Молодежь любит играть в видеоигры. Следует отметить, что привязанность к ним зависит от гендерной принадлежности. Как показывают исследования, наибольшая привязанность к компьютерным играм отмечается у мальчиков. Они готовы долгие часы посвящать видео и развлечениям. Ребята играют онлайн, часто с незнакомыми людьми, но чаще всего — с друзьями. Примечательно, что центениалы и здесь держат первенство. Для них видеоигра — способ расширения опыта познания физического мира. Если старшее поколение боится попасть в технологическую зависимость, то молодые люди стремятся стать хозяевами цифровых технологий. Они независимы. Социологи признают, что центениалы более политизированы, чем поколение X. При этом миллениалы характеризуются наибольшей политизированностью в силу того, что они оказались втянуты в политику, когда разразился экономический кризис. Либеральный пакт и соглашение о переходе к местному самоуправлению способствовали деполитизации общественной жизни. Однако мирный процесс был нарушен «лопнувшим пузырем» перегретого рынка недвижимости, который долгое время развивался за счет финансово-экономических спекуляций. В результате ипотечного кризиса больше всего пострадала молодежь. В настоящее время отмечается старение населения в стране. Молодому поколению, которому сейчас менее 35 лет, трудно пробиться во властные структуры. Поколение X (которому сейчас около 45 лет) приходится решать трудную задачу: каким образом можно занять место старшего поколения? Поэтому, по мнению Камаса и Рохо, «необходимо отказаться от патернализма тех, кто пережил переходный период». Анализируя, как молодые люди относятся к старшему поколению, в чьих руках сейчас находятся трудовая, экономическая и институциональная власть, следует отметить, что они считают, что «люди, которые сейчас находятся у власти, недостойны занимать руководящие посты». Это провоцирует институциональный кризис. Современная молодежь не верит никаким политическим партиям. Рейтинг доверия к ним у молодежи на 25% меньше, чем в целом по стране. 57% представителей молодого поколения придерживаются атеистических взглядов. Их больше всего волнуют экологические проблемы, изменение климата на Земле. По данным социологов «Метроскопии», более половины центениалов поддерживают деятельность Партии защиты животных, отстаивающей права животных, действующей в защиту природы и окружающей среды. Они отдают предпочтение свободе, а не безопасности, и не верят, в отличие от своих родителей, что борьба с терроризмом — главная задача современного общества. Они ничего не боятся. Учитывая их динамизм, они более склонны изменить свою страну, легко меняют идеи и заводят новых друзей. Они наиболее подготовлены к процессам усиления урбанизации экономики. Аналитики говорят, что они прагматичны, «индивидуалистичны в лучшем смысле этого слова». Они живут в более демократических семьях, где их мнение имеет вес, так что образ треугольной семьи, когда главенствующую роль занимает отец, уходит в прошлое. Современная молодежь более дерзкая, в ней сочетаются реализм и оптимизм. Она скорее реформистская, чем революционная. В Испании насчитывается 395 тысяч человек в возрасте от 14 до 19 лет (2,4% населения страны). 4,9% населения Испании приходится на молодых людей в возрасте от 19 до 25 лет. 12,5% — это люди в возрасте от 40 до 55 лет. Таким образом, можно утверждать, что почти половина жителей страны находятся в детородном возрасте. Не исключено, что с опозданием на полтора десятилетия по сравнению с другими западными странами Испания столкнется с детским бумом. План Маршалла не пересекал Пиренеи, поэтому мы приступаем к нему с опозданием, но с большим репродуктивным оптимизмом. Журналист Мануэль Лихеро (Manuel Ligero) без всякой доли иронии прогнозирует, что политическое направление будущего страны будет зависеть от возрастного состава населения. Первая мировая война унесла жизни восьми миллионов. Затем стареющая Европа добровольно отдалась фашизму и обрекла себя на прозябание в течение десятилетия. После Второй мировой войны благодаря детскому буму в континентальной Европе и США появилось поколение шестидесятников, которые дали мощный толчок культурному и политическому прогрессу в XX веке. В этот период произошла первая бескровная революция, которая закрепила гражданские права. Сейчас поседевшая Европа переживает непростые времена. В Италии, Польше и Венгрии приходит к власти обновленный фашизм. Еще в полудюжине других стран население готово встретить аплодисментами приход к власти правых. Поэтому, если предсказание Мануэля Лихеро сбудется, только центениалы смогут стать спасителями мира.