Как поезд «Ласточка» заново откроет Псковскую область

Псковскую область относят к числу наиболее бедных и неблагополучных регионов европейской части России. Обсуждался даже вариант ее упразднения и присоединения к соседней Ленинградской области. Однако и.о. главы Псковщины Михаил Ведерников верит, что ситуацию можно исправить. Для улучшения жизни в уникальном историческом регионе он готов совершить невозможное. Тема из фильма «Рокки» несется над вокзалом Пскова. У оркестра псковских десантников разнообразный репертуар, в том числе и от вероятных партнеров. Военные духовики встречают «Ласточку» из Санкт-Петербурга. Вместе с несколькими сотнями псковичей, и.о. главы региона Михаилом Ведерниковым и главой РЖД Олегом Белозеровым. Без пяти семь утра сесть в Питере – в десять с небольшим прибыть во Псков. Ежедневное движение, три с половиной часа без пересадок до северной столицы; этого здесь ждали очень давно. «В Питер либо один поезд в неделю, либо десять часов на перекладных через Бологое, либо на маршрутках по пробкам», - описывает недавнюю транспортную реальность Ольга Борисова, держащая у вокзала торговлю сувенирами и закусками. Прибытие поезда. Оркестр смолкает. Олег Белозеров подробно рассказывает собравшимся о «железнодорожном ответе» на запросы псковских пассажиров. В том числе - о том, что, наконец-то, удалось улучшить путейскую инфраструктуру в регионе. - Многие не верили до последнего, что у нас все получится, - говорит Михаил Ведерников. – Где Псков – и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же. Более того, сейчас коллеги из РЖД немного поизучают рынок – и я хотел бы, чтобы «Ласточка» летала к нам не один, а два раза в день. Михаил Юрьевич принял Псковскую область прошлой осенью и неприятно удивился тому, насколько регион труднодоступен. Конечно, это не Крайний Север и не Дальний Восток. А в Пушкинский заповедник, в Изборск, на Чудское озеро – просто так и на многочисленные исторические фестивали, вроде популярного среди первых «ласточкиных» пассажиров «Железного града» - туристы, в конце концов, могут приехать и на маршрутках. Но, как объясняют в областной администрации, дело не в туристах, а в их количестве. А прежде всего – в развитии того, что может предложить Псковская область. - Важный, ключевой момент для транспортной доступности целого региона, - объясняет значение «Ласточки» Ведерников. - У нас есть, что показать. Многие к нам приезжают с удовольствием – и в туристических, и в познавательных целях, и с желанием развить бизнес. Но инвесторы прямо говорят: «Слушайте, при всем уважении, но трястись девять часов в машине – или 11 часов в поезде – не самое большое удовольствие». Плюс, разумеется, все ценят свое время. Кроме состояния путей, препятствием на пути «Ласточки» встали 8 миллионов рублей долга железнодорожникам за пригородные перевозки. Деньги небольшие, но в прежние годы не уплаченные. Хотя долг есть долг, и платить все равно бы пришлось. – Давайте лучше о будущем, - отвечает Ведерников на этот и любые другие вопросы, связанные с предыдущей администрацией. Не упуская случая отдать должное Андрею Турчаку, ушедшему в Совет Федерации на пост вице-спикера: «Парламентская поддержка у нашего региона – дай бог каждому». - Многие не верили до последнего, что у нас все получится, - говорит Михаил Ведерников. – Где Псков – и где наши космические «Ласточки»? Но срослось же. (фото: pskov.ru) В ближайшем будущем у Михаила Юрьевича – открытие авиасообщения с Москвой из реанимированного псковского аэропорта, «чтобы не одиннадцать часов до Москвы, а чуть больше часа». И планы – с помощью тех же «Ласточек» - заполучить авиапассажиров из соседнего Великого Новгорода, где аэропорта просто нет. В принципе, могло не быть и самой «Ласточки», которую обычно ведет электропоезд. «По самым предварительным подсчетам, электрификация нашего железнодорожного участка обошлась бы в 15 миллиардов рублей, - поясняют в областной администрации. – Которые никогда не вернутся». Это почти половина областного бюджета (31 миллиард рублей). Или чуть меньше госдолга Псковской области (более 16 миллиардов). Но деньги искать не пришлось: псковскую «Ласточку» везет теплоэлектровоз – по Ленинградской области на электричестве, а дальше обычным путем. Форменное спасение для регионов, где электрификации путейского хозяйства нет и не предвидится. - Коллеги из РЖД показали: даже строгая, консервативная по определению организация может быть гибкой, когда есть запрос сотен тысяч людей, - констатирует Ведерников. – Так же должны поступать и мы. До конца года мы никакого экономического чуда не придумаем, хотя к этому надо стремиться. Важно, чтобы люди понимали наши возможности на сегодняшний день. Что мы делаем для того, чтобы эти возможности расширить. И что мы планируем делать завтра. Важно, чтобы мы находились в диалоге, чтобы вместе принимали решения – и чтобы у людей была соответственность за эти решения. «Страшно, что такие школы у нас в стране еще есть» От Пскова до районного города Струги Красные в принципе чуть более часа езды. Но сейчас – два: на трассе поставили шесть временных светофоров. Идет активный ремонт, одна из полос на той или иной стороне занята техникой. Приходится ждать – и только затем двигаться несколько километров вдоль раскопанной полосы, своей либо встречной. Массовый ремонт – и здесь, и на других трассах Псковщины – можно, конечно, связать с грядущими выборами. Но, все же, куда проще учесть общее состояние областного хозяйства – во многих случаях дошедшего до критической черты. За последние лет двадцать, если не все двадцать пять. - Дороги, ветхое жилье, требующие капремонта детсады, больницы, - перечисляет Ведерников основные «убитости» региона. – Школы. Вот Новохованская, Невельский район - страшно, что такие школы у нас в стране еще есть. Там и грибок-плесень, и перекрытия в одном крыле в аварийном состоянии – вообще это крыло закрыли, дети в другом учатся. Кошмар. Постройка одной, а лучше двух новых школ в год – в те годы, когда они строятся вообще – важный повод для публичной гордости любого руководства Псковщины 2010-х. В последние годы денег здесь обычно хватает только на школьные ремонты. И то далеко не везде. - Приехали в Новохованскую, - вспоминает Ведерников. – Родители нам: «давайте-давайте-давайте». Давайте, говорю. Правда, денег нет. Но я порвусь, средства найду, сделаем – только скажите, что надо сделать прежде всего. Просят: «надо сделать крышу». Правильное предложение. Сделаем крышу. Она перестанет течь. Уйдет избыточная влажность – а вместе с нею и грибки с плесенью перестанут распространяться... Второе предложение – уже мое: поменять проводку. Потому что аварийность такая, что не дай бог. На третью просьбу – «А нам бы спортзал отремонтировать» - последовало: «Отлично. Давайте. Крыша и проводка с меня. А для спортзала мы купим хорошие безопасные современные лаки и краски, и все дальнейшее уважаемый родительский комитет возьмет на себя». – Такого, конечно, по идее быть не должно, - признает Ведерников. – Но раз мы все находимся в одной и той же ситуации – и администрация, и родители учеников... В общем, договорились. Подрядчик работает, крышу латает, проводку меняет. И общими усилиями мы постепенно приведем в порядок всю школу... Вот вам только один пример диалога, его пользы и необходимости. Когда мы закрываемся от людей – даже если у нас есть на то объективные причины, - люди начинают задумываться. А что бывает, когда люди додумывают подобные мысли до конца – вы не хуже меня знаете. На ручное управление всем, до чего доходят руки, областное руководство переходить не собирается. Но при нынешнем состоянии дел, уверен Ведерников, без хождения в народ – не обойтись. Тем более, если далеко ходить и не надо. – Псков, Октябрьский проспект, 22. Красный дом напротив администрации, - сообщает и.о. губернатора ближайший к месту своей нынешней работы адрес. – Больше 120 лет ему. Меняли во дворе коммуникации, обещали заасфальтировать. Потом сказали, что техника туда не пройдет, и вместо асфальта положат плитку. Дальше было много-много всяких вопросов – в том числе о том, какими короткими фразами и какого содержания отвечает на запросы граждан управляющая компания. И длилось это – так или иначе – шесть лет. Мы поговорили, нашли поэтапные варианты, люди все приняли. За год прямого общения Михаил Ведерников понял, что проблема – не в том, что что-то не делается или делается слишком медленно. Хотя и в этом тоже. (фото: pskov.ru) - Проблема в том, как к людям относятся власти – от управляющих компаний и подрядчиков до управлений и администраций, - уверен он. – Когда люди идут с маленькими детьми через свой двор как, простите, через общественный туалет, – такого быть не должно. И дело не в деньгах. И в Москве, и во Пскове люди платят за коммунальные услуги. Но если сотрудники на любом уровне не умеют нормально разговаривать – ну, пусть сидят, бумажки перебирают, а из общения с людьми их следует исключить. – Где новых-то взять? – А вокруг посмотреть не пробовали? – парирует и.о. главы Псковщины. – Я, например, смотрю. У меня сегодня есть четыре общественных помощника. В случае победы на выборах, и если они согласятся – с огромным удовольствием предложу им места в новой областной администрации. То, что мы с ними сделали за этот год... Честно скажу: не у всех руководителей направлений есть такой список завершенных и профессионально организованных процессов. Люди есть. Надо выстраивать процессы так, чтобы мы видели, кто рядом. И чтобы нам все время на пятки наступали. И вам, кстати, тоже. Всем эта процедура полезна. «Ты земляной червяк, потому что я начальник» «Давление на пятки – главный двигатель прогресса», – время от времени повторяет Ведерников. Особенно когда речь заходит о взаимоотношениях с региональной оппозицией. Областных идеологических противников и.о. губернатора подчеркнуто приветствует – если речь идет об их конкретных предложениях. К примеру, по мусорным полигонам. До минувшей зимы Псков оставался одной из немногих областных столиц, где свалка расположилась не на отшибе, а в городских пределах. Псковский полигон закрыли – после чего возросла нагрузка на полигон под Порховом. С предсказуемой реакцией жителей этого города. – Люди-то правы, на самом деле, - говорит Михаил Ведерников. – Все живут. У всех дети. Они переживали, что к ним будут возить отходы со всей области – а может быть, даже и из Ленинградской. Ну надо же было разговаривать, нет? Мы начали диалог с людьми. Ездили в Порхов, и у меня встречались. Объяснили, что планируется делать. Услышали дополнительные опасения в связи с этим. Потенциал у темы, признает Ведерников, взрывоопасный. Но основные риски, по его мнению, позади: – Моя позиция неизменна: при формировании новой схемы обращения с отходами Порховский полигон мы не рассматриваем, он использоваться не будет. А сейчас нужно немножко потерпеть. Пока что мы решим, как именно уменьшить нагрузку – есть несколько вариантов, они абсолютно жизнеспособны. И потом, когда будет новая схема, будем думать о том, как рекультивировать Порховский полигон – чтобы он не стал экологической бомбой замедленного действия. В числе тех, кого Ведерников благодарит за помощь в решении проблемы – оппоненты: – Когда оппозиция критикует, и эта критика направлена на совершенствование системы управления, подходов, решение проблем – опять же, это всегда полезно. Когда депутаты отнюдь не от партии власти входят в рабочую группу по твердым коммунальным отходам, нам куда легче расшить конфликт, найти решение. А подход «ты земляной червяк, потому что я начальник» - ну несерьезно же. Если вокруг профессионалы – и рядом, и в оппонентах, - как говорит мой знакомый, «хочешь – не хочешь, а хочешь». «Тут уже резать нельзя, нечего» В послужном списке Ведерникова – работа в полпредствах: Северо-Западный и Северо-Кавказский округа. Псковская область – первый «собственный» регион. От сравнения с другими он просит воздержаться: - Хорошо, когда есть опыт работы в разных регионах. Но есть универсальные вещи, которые работают везде. В первое время они дают возможность уйти от каких-то ошибочных действий. Не рубить сплеча. Не перестраивать ради перестраивания. Это только с первого взгляда кажется, что вокруг одни дураки сидят, а ты умный, пришел вот – и сразу все сделаешь... Из того, что Ведерников понял за девять месяцев работы в предлагаемых обстоятельствах: оптимизировать социальные расходы в регионе – невозможно. - Тут уже резать нельзя, нечего. Только за счет ухудшения качества жизни людей, что недопустимо, - подчеркивает он. - Мы будем выполнять все ранее взятые обязательства в этой сфере. Они отнюдь не избыточные. Более того: они недостаточные для людей. Надо развивать регион. Я всегда не за то, чтобы экономить – а за то, чтобы больше зарабатывать. «Ласточка» – важная точка роста. Хороший двигатель для всего. И туризм, и экономика, и взаимодействие между регионами. Шесть утра. «Ласточка» из Пскова до Санкт-Петербурга, третий день после запуска маршрута. Поезд заполнен до отказа: выходные закончились, люди едут в Питер. Вахта по-псковски, как и во многих других регионах, соседних со столицами: рабочая неделя – там, выходные дома. Продавцы, офис, охрана и далее везде. - И деньги они тратят в основном там, - констатирует и.о. губернатора. Среди основных чиновных аргументов против «Ласточки» - а были и такие, - чаще всего звучало: «У вас тогда вообще вся область уедет». До логичной контратаки – «Может быть, дороги по границам региона раскопать?» - в полемике вроде бы не дошло. - Нам не изолироваться надо, а научиться правильно использовать ситуацию, - приводит куда более мягкий аргумент Михаил Ведерников. – Есть все больше работ, которые не требуют твоего постоянного присутствия. Рынок труда меняется, какие-то вещи можно делать дистанционно. Нам нужно быть участниками этих изменений, искать варианты – и, конечно, создавать собственные рабочие места. С местами – как везде. Есть мощный электротехнический кластер в Великих Луках («Тут нашей заслуги нет, нам только благодарить, помогать с участием в программах, приваживать федеральные деньги и преференции»). Есть особая экономическая зона Моглино. Рядом наготове вторая площадка. Те же льготы областная администрация попытается раздобыть для зоны вокруг Дедовичской ГРЭС – с прицелом на развитие территории, пришедшей в упадок. - Инвестор заходит – ему нужны квалифицированные кадры. Кадры не поедут в заброшенный район. Надо строить жилье, входить в программу строительства детсадов и школ. Поддерживать городскую инфраструктуру. Одно к другому как снежный ком. Будет у нас маленькое Монако в Дедовичском районе, только без казино, - шутит Ведерников. Правда, тут же отмечает он, есть еще одно обстоятельство: - В случае с ОЭЗ мне очевидно, что эффект будет виден лет через десять. Но я буду тянуть эту лямку. Для региона это жизненно важно. Как и ближайшие приоритеты – наладить авиасообщение и достроить перинатальный центр... А так – сделать все возможное и невозможное, чтобы жизнь в Псковской области изменилась в лучшую сторону.

Как поезд «Ласточка» заново откроет Псковскую область
© Деловая газета "Взгляд"