Лезгинка на канате: новое прочтение древнего искусства

Ходьба по тонкому канату напоминает полет птицы. Человек будто парит в небе. Движения легкие, а длинный балансир в руках, словно орлиные крылья, не позволяет сорваться вниз. Дагестанцы – прирожденные мастера ходьбы по канату. По натянутому тросу горцы не только ходят. По нему еще ездят на велосипеде, выполняют гимнастические трюки, и даже танцуют... лезгинку. Канатоходцев на Кавказе называют пехлеванами. Лучшие из них раз в год собираются на фестиваль циркового искусства в Дербенте. Для молодых артистов это, можно сказать, выпускной экзамен. Один за другим во дворе древней цитадели Нарын-кала вырастают необычные конструкции. Мужчины устанавливают стойки и натягивают металлические тросы. К выбору места подходят внимательно. Важно, чтобы во время движения канатоходца шест не задевал ветви деревьев. Сама конструкция для выступления нехитрая. Две опорные стойки в форме буквы «л». По ним артисты и взбираются на высоту. Между опорами на уровне трех-четырех метров от земли натянут стальной трос. Его хоть и называют канатом, но толщина его не больше одного сантиметра. Для юных и взрослых канатоходцев балансир подбирают индивидуально. Детям нужен шест короткий и легкий. У взрослых эквилибристов балансир значительно тяжелее и длиннее. Примерно на метр. Пока одни канатоходцы только натягивают тросы, другие вовсю репетируют. Асхабали Гасанов из Махачкалы в Дербент приехал с учениками. Его юные циркачи стали известны на всю Россию после телевизионного шоу. Теперь к ним повышенное внимание и шансов на ошибку точно нет. Асхабали Гасанов самый опытный канатоходец республики. Впервые ступил на опасный путь в юности. За 45 лет были и падения, и травмы. Но седовласый пехлеван каждый раз возвращался. Правда, теперь на канат он чаще смотрит снизу вверх. «В течение трех дней можно понять, пойдет ребенок или нет, – объясняет руководитель цирковой студии «Пехлеван» Асхабали Гасанов. Вот эти дети, – преподаватель показывает на учеников, – смогли пойти по канату в первый же день обучения». Говорят, детей в Дагестане учили ходить по веревке раньше, чем по земле. Возможно, поэтому местные мастера считаются лучшими канатоходцами. А дагестанские пехлеваны прославились на весь мир. Ученикам за 30 бывает сложнее пересилить страх. Но несколько советов от опытного пехлевана и даже те, у кого есть страх высоты, решаются на отчаянный поступок. Канатоходцами дагестанцы стали вынужденно. Иначе в горах было не выжить. Приходилось пересекать глубокие ущелья сначала по поваленным стволам деревьев, а потом и по тросам. В руки вместо шеста-балансира тогда брали камни. Могли ли первопроходцы подумать, что когда-нибудь канатоходство станет искусством. «Чтобы сократить дорогу, смелые люди натягивали через глубокие ущелья канаты, – говорит Асхабали Гасанов. – Чем несколько километров идти в обход, лучше было по прямой пойти двадцать метров. То есть тогда для горцев это была обычная дорога, мост». Сегодня выступление канатоходцев это целое представление: каскадерские трюки под музыку зурны и кавказского барабана, выступление клоунов. В начале прошлого века все было гораздо проще. «Один канатоходец приезжает на равнину, – рассказывает пехлеван Асхабали, – натягивает канат и целый день ходит туда-сюда. Не делали никаких трюков. А народ все равно восхищается!» В советское время труд пехлеванов высоко ценился. Дагестанские мастера гастролировали по всей стране. Больше всего им были рады в Средней Азии. Там и платили гораздо больше. За день циркач мог заработать две-три месячные зарплаты. Сегодня этот вид искусства можно считать умирающим. Жизненной необходимости пересекать реки и ущелья у горцев теперь нет. Аулы связывают асфальтированные дороги и мосты. Да и престижной профессию циркача в Дагестане теперь не считают. «Богатые люди своих детей в наши секции, конечно, не приводят, – с грустью говорит руководитель цирковой студии «Пехлеван» Асхабали Гасанов. – Ко мне идут дети из бедных семей. Зато они очень одаренные». Пятеро юных смельчаков Гасанова с гастролями объездили полстраны. Самому маленькому канатоходцу едва исполнилось шесть лет. Он единственный мальчик в коллективе. Девочки старше. Но и им ничего не стоит пройтись по канату вслепую. Канатоходцы не изобретают колесо, они идут по нему, выполняя самый зрелищный трюк из своего арсенала. Сложнее разве что пройтись с колесом назад. Но и это эквилибристам дается легко. Такой трюк в цирке назвали бы смертельным номером. Девочка-канатоходец ступает на трос с завязанными ногами. Единственная возможность двигаться – прыжки. При этом канат сильно раскачивается. В этот момент многие зрители забывают о видеосъемке на телефоны и с напряжением смотрят на циркачей. Города и аулы, где еще жив старинный промысел, можно пересчитать по пальцам. Но только в одном месте на Северном Каказе канатоходцев учат профессиональные тренеры. Столица кавказского цирка сейчас в городе Дагестанские огни. Здесь расположена единственная на юге России школа циркового искусства. «Первые шаги в нашей школе делают будущие эквилибристы, жонглеры, акробаты, – объясняет директор Абдулкерим Курбанов. – А начало обучению детей положил в 1969 году мой отец. Раньше он работал в Киевском цирке, но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Дагестан. В следующем году нашей цирковой школе исполнится пятьдесят лет». Ходить по канату детей здесь учит Альберт Фархатов. Из двухсот претендентов отбирает не больше 10-15 человек. Поначалу канатоходцы работают на небольшой высоте. Примерно полметра. Даже здесь используют страховку. Постепенно трос поднимают все выше и выше. «У меня на канате девочек больше, чем мальчиков, – подмечает преподаватель. – Девочки оказываются смелее мальчиков». В семье Альберта Фархатова по канату ходили братья и сестры. Трос был натянут прямо во дворе дома. Высотным ремеслом мужчина занимается с четырех лет. «Балансировке человека можно научить, – объясняет Альберт Фархатов. - А если страх есть, хоть годами занимайся. От такого ученика не получишь ничего. Залезть – залезет, а коленки будут дрожать. Ходить по канату он никогда не сможет». Похвастаться знаменитыми учениками Фархатов не может. Их просто нет. Вырастить профессионала мастер не успевает. Занятия канатоходцы бросают раньше, чем добиваются успеха. Причина в строгих кавказских нравах и отсутствии перспектив. «Как только дагестанские девочки немного взрослеют, родители перестают их пускать на репетиции. Якобы то нельзя, это нельзя. Вот эти дети в следующем году к нам уже не придут. Там 9 класс – ОГЭ, ЕГЭ. А ведь их еще много чему можно было б научить», – говорит преподаватель. Самый успешный ученик Фархатова-старшего – его сын Шейхан. Парень окончил цирковую школу в Дагестанских Огнях и даже пробовался в московском цирке. «Люди любят пощекотать себе нервы, – объясняет Шейхан. – Им нравится, когда я высоко подпрыгиваю, хожу без баланса, делаю трюки. Есть ведь люди, которые никогда не видели выступление канатоходцев». Жизнь в Москве показалась горцу дорогой. Теперь за 12 тысяч рублей Шейхан преподает в родной цирковой школе. А вечером, сменив сценический костюм на спецовку, а балансир на шпатель, вместе с отцом занимается отделкой помещений. «Мечту о выступлении под большим куполом я не оставил. Хотелось поездить по странам, показать людям наше искусство», – говорит он. Среди множества кружков Маликат, Анюта и Диана выбрали ходьбу по канату. Теперь ходят столь же уверенно, как и по ровной земле. Делают гимнастические мостики и шпагаты и мечтают о цирковой славе. «Хочу продолжать обучение, уговорю родителей, чтобы они разрешили мне окончить цирковую школу, – говорит одна из учениц. – Хочу стать знаменитой». Этих циркачей вряд ли ждет слава Юрия Никулина, братьев Запашных или Олега Попова. Реализовать себя в родной республике выпускники школы не смогут. «Многие заканчивают у нас, а дальше работать в цирк не идут, – делится директор школы Абдулкерим Курбанов. – Поступают в другие вузы, колледжи. Вот если бы был в республике свой стационарный цирк, может было бы продолжение». Сохранить древнее искусство канатоходцев обещал экс-глава республики. Издал указ о поддержке цирковых школ и даже решил создать Дагестанский государственный цирк. Но до реальных действий чиновники так и не дошли. А пехлеваны уверены, общими усилиями искусство обязаны сохранить. Шоу должно продолжаться… ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Лезгинка на канате: новое прочтение древнего искусства
© Мир24