«С молотком можно и дом построить, и голову проломить». Педагоги рассказали о подростках и соцсетях

Специалисты провели долгосрочное исследование предпочтений школьников в социальных сетях. Результаты позволили сделать вывод о том, что по поведению подростков в интернете можно с довольно высокой точностью сделать выводы об их успеваемости. Чем больше «прикольных» картинок и гороскопов ретранслируют дети своим друзьям, тем хуже отметки в их дневниках. При этом те, кто тратит время на научно-популярные статьи, опережают в развитии своих сверстников примерно на два года.
«С молотком можно и дом построить, и голову проломить». Педагоги рассказали о подростках и соцсетях
Фото: 360tv.ru360tv.ru
В ходе исследования «Траектории в образовании и профессии» в социальной сети «ВКонтакте» были проанализированы более четырех тысяч аккаунтов российских школьников. Целью работы называется выявление факторов, определяющих карьерный путь человека. Для оценки успеваемости использовалась система международного мониторинга PISA, программа которого оценивает в баллах уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности подростков в возрасте около 15 лет.
Любители интеллектуального контента по этой шкале опередили поклонников «котиков» на 79–88 баллов. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), 40 баллов можно сопоставить с результатом одного года школьного обучения. Таким образом, те, кто уделяет в соцсетях больше внимания различным «ми-ми-мишкам», отстают от умных детей примерно на два класса. Вот о чем, по мнению экспертов, говорят «смешные видео», «прикольные картинки», гороскопы и прочий интеллектуальный мусор на страничке подростка.
«360» узнал у психологов и педагогов о пользе и вреде социальных сетей в развитии и становлении личности подростка, а также о том, как сократить вредное воздействие виртуального общения на ребенка.
Нужно передать ребенку часть ответственности
Практикующий школьный психолог, кандидат культурологи отметила безусловный вред пользования социальными сетями во время процесса обучения. Она пояснила, что если отталкиваться от базовых основ нейропсихологии, наш мозг работает следующим образом: мы ставим задачу, и не должны отвлекаться во время ее выполнения. Если же мы на что-то переключаемся, то мозг проделывает всю работу заново. Нам кажется, что мы только перевели глаза, а ему нужно заново включиться. При этом на социальные сети приходится отвлекаться больше.
«Тут посмотрела, там взглянула. В результате страдает усвоение информации. Текст, к примеру, в таком случае надо начинать читать заново, но дети этого не делают, а продолжают примерно с того места, где остановились. Соответственно общий объем воспринятой информации однозначно будет страдать», — сказала Лосева.
Очень важно, что дети грешат этим непосредственно во время уроков, подчеркнула эксперт. Многие преподаватели просто хватаются за голову. Есть учителя, которые забирают телефоны во время уроков, складывают в коробку при входе, а при выходе из класса возвращают.
«Но здесь находятся те, кто говорит: „Я — крутой“. Они приносят второй телефон и начинают демонстративно „сидеть“ в телефоне на уроке. И здесь не важно, чем он занят — соцсетями или чем-то иным, но объяснения учителя он не слышит. Он сосредоточен на нарушении правил и демонстрации своей крутизны. Даже если его окликнуть, и он переключится, часть информации все равно пройдет мимо», — посетовала психолог.
В школе не просто так однотипные примеры решаются не два или три раза, а сотню раз. Это делается для того, чтобы навык вошел в автоматизм, чтобы при волнении на экзамене можно было «выехать» на ассоциативной памяти. И любые частые отвлечение ведут к потере таких навыков. И если речь идет не о простых бытовых навыках, а о новых, сложных предметах, то дело совсем плохо, добавила эксперт.
С точки зрения Лосевой, теоретически возможно и положительное влияние социальных сетей. Их можно рассматривать в качестве инструмента. Есть образовательные группы в том же самом «ВКонтакте», где выкладывают информацию об олимпиадах, о дополнительных заданиях, оказывают консультации.
Это очень распространено в высших учебных заведениях для обучающихся заочно. Есть учебные игровые программы, которые используются в качестве аналогов образовательной платформы. Дети воспринимают их положительно и охотно играют, обучаясь параллельно. В этом случае — сплошная польза, подчеркнула эксперт.
«Есть хорошая поговорка: с молотком можно и дом построить, и голову проломить». С соцсетями — также. Если говорить о социализации и общении, то в некоторой степени это бывает очень хорошо. Когда поддерживается контакт с одноклассниками», — сказала Лосева.
Она привела в пример грустную историю мальчика, который стал инвалидом, неудачно прыгнув. Скорее всего, он никогда не будет ходить, и для него социальные сети стали единственным каналом общения.
«Одноклассники приходят нечасто. И соцсети для него — глоток свежего воздуха», — пояснила Лосева.
В настоящее время тема различных гаджетов поднимается часто и обсуждается активно, сказала эксперт. Родителям можно дать один общий совет: все хорошо в меру. Главное суметь правильно договориться с подростком, который прямой запрет будет воспринимать негативно. Надо оговорить заранее время и цели использования смартфона или компьютера. И мамам, и папам, и школьным педагогам нужно следить за тем, что подросток размещает в социальных сетях. В школах уже это активно делают. В случае чего могут и к директору родителей вызвать, рассказала Лосева. Дети при этом отстаивают свою свободу.
«Важно объяснить, что это может быть опасно, что это может повредить репутации не только самого подростка, но и родителей. Передать ему часть ответственности, объяснив, что во взрослом мире активность в соцсетях может повлечь за собой и проблемы в том числе. Вплоть до уголовной ответственности. Лучше пять раз подумать и не разместить, чем разместить», — сказала Лосева.
Подросток должен видеть свое воплощение в мире живых людей
Заслуженный учитель России, кандидат психологических наук, профессор РАЕН Александр Снегуров заявил, что это научное открытие ВШЭ стало для него удивительным.
«Вообще Высшая школа экономики нас поражает разными откровениями. Я специального исследования на эту тему не проводил, но по косвенным свидетельствам могу сказать, что зависимости успеваемости от пользования социальными сетями не выявлено», — сказал Снегуров.
По его словам, все ресурсы, которые существуют в обществе, так или иначе способны оказывать положительное влияние на обучение детей. Все может быть полезно, но все может приносить вред. Речь не только о соцсетях, но и о книгах, фильмах и интернете в целом. Смотря какая задача стоит перед человеком, что он ищет.
«Какое общение, какой угол зрения, какие идеи мотивируют его на поиски информации или диалог с кем-то. Здесь — целый комплекс вопросов», — сказал эксперт.
К таким вопросам можно отнести и нравственные качества, и гражданские установки, ситуацию в семье и социальную атмосферу.
«Автомобиль приносит пользу? Наверное, каждый скажет, что да. И тем не менее каждый день нам сообщают о разных ДТП. Но мы не отказываемся от автомобиля. Надо понимать, что и социальные сети — такая же реальность», — сказал Снегуров.
Он напомнил, что когда-то удивительным был паровой двигатель, потом в мир пришло электричество, и оно удивляло. Но это реальности, к которым мы давно привыкли и от которых зависим. Это в контексте взаимозависимости всего, что существует в обществе. И социальные сети — такой же элемент и такая же реальность.
«Она будет приносить и пользу, и вред. Это — неизбежно. Практически все в мире обладает двойственностью и противоречивостью. И социальные сети здесь — не исключение», — подчеркнул эксперт.
Борьба с вредом того, что оказывает и положительное воздействие, довольно сложный процесс, поскольку разграничение требует большого такта и серьезных усилий, считает эксперт. Необходимо, прежде всего, создать атмосферу правдивости и доверия в отношении педагога с учеником. Необходим не прессинг, а авторитетное влияние. Это может идти только от компетентности учителя, от его отношения к миру, мудрости, деликатности и жизненного опыта.
«Естественно нужен контакт, диалог и союз с семьей, а также развитие других сегментов общественной жизни — музейной педагогики, посещения театров, экскурсий, на которые детей выводить все труднее и труднее», — сказал Снегуров.
Нужна организация досуга в реальной жизни, поскольку социальные сети — часть виртуального пространства. Нужно сделать интересной, притягательной и полезной реальную среду. Чтобы от виртуального мира человек отходил и видел свое воплощение в реальном мире живых людей.
«У ребенка запрос на объективность и справедливость. Не находя их в реальном мире, он обращается к виртуальному. Он бежит от тягостной, душной школьной, семейной реальности в этот виртуальный мир. Более притягательный. С ним конкурировать очень сложно. Это могут делать люди, способные на нравственные и духовные усилия», — заключил Снегуров.
18+