Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции

Сегодня страна простилась с любимым советским писателем нашего детства Эдуардом Успенским. А на днях с интересом прочёл пост Константина Крылова об усопшем литераторе — там затрагивался очень любопытный персонаж Успенского — «старуха Шапокляк». Кстати имя персонажа, с французского chapeau claque, переводится, как «шляпа всмятку». Это такой старомодный складной цилиндр, популярный до начала Первой мировой войны. Сразу скажу, что «мультфильм» про крепкую мужскую дружбу простого советского крокодила и заросшего шерстью нелегала из Африки в детстве всегда меня очень раздражал. Кукольная «анимация» и депрессивные песенки вряд ли могли понравиться ребёнку, знакомому с продукцией Диснея. Но шальная старушенция с крысой положительные эмоции все-таки вызывала. Злодейка была колоритная. А теперь о том, откуда взялся этот персонаж. В молодости мой отец очень любил бега и регулярно ходил на Московский ипподром. Туда частенько заглядывали тогдашние знаменитости — отец встречал там Нетто, Ширвиндта, Миронова, Старостина… Но основной публикой на ипподроме был, конечно, московский пролетариат. И на фоне этого пролетариата очень выделялись пожилые осанистые женщины в необычных платьях с кружевами, которые молча, без криков и жестикуляции наблюдали за поединком наездников через лорнеты и пенсне. Это были 70-е. Таких женщин, хотя по внешнему виду им было лет под сто, старухами назвать было совершенно невозможно. Иногда они легонько, с достоинством хлопали победителю. Я вспомнил рассказ отца и сегодня спросил у него, были ли эти женщины похожи на ту самую Шапокляк. — А ведь верно, — сказал отец и удивлённо улыбнулся. — Точно с них списали! Я спросил, не помнит ли он хотя бы одного такого же колоритного старика в пенсне или с моноклем. Отец сказал, что не помнит. Женщин он запомнил, а мужчин не видел ни одного. Через что прошли эти «старухи Шапокляк» за свою жизнь? Откуда у них в 70-е годы в Советском Союзе были лорнеты? Что случилось с их отцами и мужьями в годы революции, репрессий и войны? Получается, благодаря дурацкому советскому «мультику» в памяти народной остался, пусть и виде карикатуры, типаж образованных русских женщин, получивших дореволюционное воспитание и выживших в аду XX века. Такого же образа образованных русских мужчин не осталось вообще. Некоторые пишут, что прообразом Шапокляк послужила Римма Успенская, первая жена писателя. Возможно она действительно была вредной особой и любила пакостить, но внешне это не Шапокляк. Успенский написал «Чебурашку» в 1966 году. Сам он 1937 года рождения. Римма Успенская была его сокурсницей, то есть, ей было около 30 лет, а скорее всего меньше. Таким образом, так выглядеть и одеваться она точно не могла. Возможно реальным прототипом злодейки была тёща художника Шварцмана, по возрасту она вполне подходит под этот образ.

Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции
© Ридус