Проще надо быть, и люди потянутся

Вопрос «Любите ли вы читать?» в наш век задавать стало опасно. Все процессы стали происходить быстрее, и люди начали ценить не просто каждый час, а даже каждую секунду своего времени. Поэтому посидеть спокойно с книгой сейчас можно либо в метро по дороге на работу, либо в отпуске. Но вот лично я читать очень люблю до сих пор. И по сию пору корю свое среднее образование, которое чуть было эту страсть не отбило. Думаю, каждый, кто более или менее способен вспомнить свои школьные годы, до сих пор ощущает то неприятие огромного количества самой разнообразной литературы, которая ушатом вываливалась на неокрепший детский разум. Чтение попросту переставало быть увлекательным занятием и превращалось в нудную рутину, от которой хотелось поскорее освободиться. И отдельные труды в этом ну никак не помогали, а делали только хуже. Старт этой теме дал странный слух, что в некоторых школах, а то и вовсе в школьной программе, присутствует «Иллиада» небезызвестного Гомера, да и еще и не в адаптированном виде, которую несчастных школьников заставляют штудировать до посинения. Такое испытание выдержит, скажу я вам, не каждый взрослый, что уж говорить о детях. Слух, к счастью, оказался уткой, но в нынешнюю школьную программу по литературе все же подвиг заглянуть. Терзать несчастных школьников начинают уже с шестого класса. Там глаз цепляется за Ивана Тургенева с его «Хорем и Калинычем». Не сказать, что произведение прямо уж очень сложное, но 12-летнему ребенку воспринять то огромное количество метафор на людские пороки, которыми писатель активно насыщал свои тексты, весьма непросто. А ведь не стоит забывать, что школьника об этом позже еще и начнут расспрашивать, требуя разъяснить то, что ребенок сам с трудом понимает. В седьмом классе подростков настигает Эдгар Аллан По. Без всякого сомнения гениальный писатель, но настолько глубоко закопавшийся в изучение человеческого сознательного и бессознательного, что в его книгах порожденные богатейшей фантазией миры шли рука об руку с крайней сложностью восприятия этих самых миров. К прочтению семиклассникам наше Министерство образования рекомендует «Золотого жука», «Овальный портрет» и «Лягушонка» с его восемью пылающими «орангутангами». Как минимум две из трех этих книг вполне способны повергнуть неподготовленного читателя в глубокую депрессию, что на фоне общего психологического состояния современных школьников кажется не такой уж и хорошей идеей. Детально погружаться в разбор списка все же не стоит. Все мы и так прекрасно знаем, что примерно класса с девятого молодежь начинает изучать страдающую русскую душу через призму Александра Грибоедова, Николая Карамзина и Николая Гоголя. А к одиннадцатому классу с относительно недавних пор на несчастных выпускников всей своей мощью обрушивается Александр Солженицын, работы которого, опуская содержание, написаны таким чудовищно тяжелым, неудобоваримым языком, что читать дольше десяти страниц в день не способен попросту никто. Разумеется, никто не говорит, что школьную программу по литературе нужно низводить до уровня бульварных романов для домохозяек и оберегать детей от любых чересчур сложных мыслей. Но к этим самым сложным мыслям их необходимо подводить грамотно, а не бросать сразу в глубокий философский омут и надеяться, что они выплывут оттуда в здравом уме.

Проще надо быть, и люди потянутся
© Вечерняя Москва