Крупница и пестрядь: чем запомнится «Русское поле»
«Русское поле» уже в седьмой раз стало местом встречи эпох и народов. Мастера ручной вышивки, росписи, кружевоплетения, керамики и ювелирного искусства собрались в Коломенском. Музей-заповедник будто перенёсся на век назад. Пробовали себя в роли кузнеца на настоящем молоте, к примеру, здесь без всякой подготовки. Причём и взрослые, и дети. Опытный мастер, академик Российской кузнечной академии им. А. И. Зимина Георгий Баранов говорит, что первое, чему он обучает, это техника безопасности. Без команды трогать ничего нельзя. Показывает самые элементарные навыки, простые операции. Но даже благодаря этому любой ребёнок может сам изготовить сувенир на память. Дети счастливы, мастер доволен. Но радости не показывает. Говорит, что вряд ли кто-то из посетителей фестиваля выберет кузнечное дело как профессию. Слишком тяжёлая это работа. И самое сложное в ней — выжить. News.ru/Нина Лосева Георгий Баранов «Я вхожу в число 25 старейших кузнецов России. Старше 60 лет нас 22 человека. Всех остальных уже нет. Умирают в 43−44 года. Причина — инфаркт либо онкология. Идёт интенсивный физический износ организма. Вот я сейчас стою на улице, а голова моя рядом с раскалёнными инструментами нагревается до 45 градусов», — невозмутимо отмечает Георгий Баранов. И тут же добавляет, что ещё одна сложная задача — очистить руки. У кузнецов они вечно в угольной пыли. Но, если не работать, то за 2−3 дня отмыть их вполне реально. News.ru/Нина Лосева Неподалёку от ремесленника всем желающим предлагали попробовать смастерить русскую народную куклу. Основа — обычная палка, небольшое полено или и вовсе мешочек с зерном. Такая кукла и называлась крупницей. Она, кстати, была главной в доме. Пузатая крупница негласно считалась показателем того, что семья живёт в достатке. А вот в голодные времена зерно из неё понемногу отсыпали. Крупница худела, а гости знали: хозяевам сейчас живётся непросто. В рядах мастеров не проходили и мимо ткацкого станка из вологодского села Верховажья. Тут предлагали обучить мастерству создания одежды. Правда, большинство гостей фестиваля предпочитали просто сфотографироваться. Хотя всё оборудование рабочее. News.ru/Нина Лосева Наталья Глазунова «Этот станок у нас используется по полной программе, как и десятилетия назад, — рассказывает Наталья Глазунова, методист по качеству Центра традиционной народной культуры села Верховажья. — На нём мы делаем полотенца, половики, пестрядь — ткань в разноцветную клетку. Я и сейчас в сарафане из материала, сотканного на таком вот станке. Технологии работы не меняются десятки лет. Когда-то они были незаслуженно забыты, но мы стараемся их возродить. Поэтому мы общаемся с коллегами из центров народной культуры со всей страны, а также расспрашиваем о нюансах ткачества у бабушек, которые живут в Вологодской области». News.ru/Нина Лосева На «Русском поле» не только работали, но и отдыхали. Здесь были и качели, и игра в городки, и ходули. А ещё настоящий подиум, где демонстрировали как традиционные русские костюмы, так и творения современных дизайнеров.