Волонтеры устроили чудеса с библиотеками
В понимании обывателей в настоящее время библиотека утратила свою былую привлекательность: бумажные книги вытесняются электронными, да и темп жизни такой, что сидеть в читальном зале по нескольку часов уже мало кто имеет возможность. Однако библиотекари опровергают эти мифы: они придумывают весьма необычные способы работы со своими читателями. Самые интересные идеи выдвинули на конкурс «Лучший молодежный волонтерский проект в библиотеке», который проводит Российская государственная библиотека для молодежи. Корреспондент «МК» побывал в библиотеках и оценил изобретательность местных волонтеров. Ксюшина сказка Бывают же такие дети, которые требуют в подарок не дорогой смартфон, не видеоигру, не гироскутер. Они мечтают реализовать свои самые невероятные желания — как в сказке. Так, Ксюша Шмелева из Ленинского района Московской области попросила у своих родителей в день 14‑летия подарить ей… публичную библиотеку. Дело в том, что мама девочки Анна сама работает в сельской библиотеке. Ксюша часто помогала ей перебирать фонд, выдавать книги, проводить мероприятия, но однажды ей захотелось самой стать хозяйкой книжного дворика. — Мы с отцом Ксении разобрали старую теплицу и построили на ее месте из поликарбоната маленький домик три на четыре метра, — говорит мама девочки. — Он прозрачный. Ксюша сама помогала папе заливать бетонный пол, шкурила и красила. Мы построили библиотеку за месяц — в мае уже она начала работать. Мы сделали этот проект на лето, так как в другое время Ксения учится в школе. Но сейчас уже отслеживаем, как этот домик реагирует на погоду, ведь он будет стоять и зимой, а там книги из нашего семейного фонда. Всего их около пятисот. Они оформлены так же, как библиотечные, и каждый читатель имеет свой формуляр. У Ксении есть программа мероприятий, которые она проводит для детей. Дочка читает детям вслух, и многие 5–6-летние дети начали читать сами, хотя раньше не умели. — Когда проект «Литературный дворик «Ксюшина сказка» только зарождался, я хотела помочь односельчанам начать больше читать, ведь до ближайшей библиотеки два с половиной километра, это 40 минут ходьбы, — говорит Ксения. — А маленьких детей вообще туда не отпускают. А ведь там еще и кружки. Теперь ребята ходят в мою библиотеку. Что берут? Как и все дети, разные детские издания. Заходят и взрослые, для них у нас тоже есть что почитать. — У Ксюши даже нет волонтерской книжки, потому что ей нет 18 лет, — продолжает разговор мама. — Этот проект на премию губернатора Московской области выставлял папа, так как Ксения несовершеннолетняя и не может представлять его сама. Когда его презентовали, папа вышел на сцену, сказал всего несколько слов, передав слово дочери. О проекте же рассказывала Ксения. — Ксения, а что ты делаешь, если дети забывают вернуть книгу в срок? — Дети не возвращают книги не потому, что они теряют или не хотят отдавать — просто некоторые медленно читают. И тогда я продлеваю им срок. Бывает и так, что мы уже закрылись, а ребята стучат в калитку, спрашивают меня, хотят зайти в библиотеку. Вырасту, непременно стану библиотекарем — эта работа очень увлекательная. Библиотека на катамаранах — книги выдают прямо на воде В 2016 году был запущен необычный проект «Ай-читай» в библиотеке города Сатки Челябинской области. Он успешно живет и сегодня. Библиотекари вместе с волонтерами на катамаранах спускаются по местной реке Ай — именно в честь нее назван проект, и вручают книги недоумевающим туристам, которые отдыхают на берегу на местах стоянок. — В этом году мы сплавлялись на трех катамаранах: всего восемь библиотекарей и четыре волонтера из числа наших читателей, — рассказывает директор Централизованной библиотечной системы города Сатки и идейный вдохновитель этого проекта Анна Калашникова. — У нас был свой флаг и много-много разных книг. Мы проплыли за два дня в общей сложности 30 км. Причаливали к берегу, подходили к туристам, рассказывали им о нашем крае и дарили книги. Эти книги нам в свою очередь передавали в дар местные жители. Туристы из Перми, Екатеринбурга, Челябинска и других городов очень удивлялись и были нам благодарны. Первым мы встретили мужчину из Нижнего Тагила, он путешествовал с собакой. Пес устал, и заводчик повел купаться его на реку, тут-то мы к ним подошли. Вручили мужчине книгу Дарьи Донцовой — он очень обрадовался. Другой мужчина рыбачил, мы вначале боялись подходить, думали, рыбу распугаем, а потом подошли, и он взял себе сразу десять книг, благо было на чем все это богатство увезти. Еще две женщины на берегу оказались работниками приюта для детей и забрали у нас все детские журналы. Почти все туристы улыбаются и нам рады. Правда, одна женщина испугалась, подумала, что мы из какой-то религиозной секты, но мы ей все объяснили. По словам Анны Анатольевны, бывает и так, что они вручают книги прямо на воде: навстречу им плывут туристы на связанных между собой катамаранах, они подплывают к ним и дарят книги. — Единственное, за что мы всегда переживаем, это за погоду. У нас тут очень красивые места, но погода переменчива: с утра может быть солнце, а к вечеру чуть ли не снег. Боимся, как бы книги не намокли, — но пока с погодой все время везет, — говорит Анна Калашникова. На помощь придут… «хулиганы» С сентября этого года в областной библиотеке для детей и юношества имени А.С.Пушкина Саратова стартует проект «Студия арт-волонтерства «#ДобрыйЯ». Его организаторы постараются вовлечь трудных подростков в волонтерскую деятельность. — Мы планируем организовать отряд не менее 20 человек из трудных подростков нашего города, ребят, которым от 12 до 15 лет, — говорит организатор проекта Наталия Абрамова. — Этот возраст самый сложный в становлении личности, поэтому к проекту присоединятся психологи, которые вначале помогут увлечь школьников общественной работой, а потом определиться с будущей профессией. По словам Наталии, эта идея возникла во время ее обучения на курсах повышения квалификации в РАНХиГС. Предполагается, что социологи этого учреждения проведут исследование: насколько результативен будет этот эксперимент. Все должно получиться, ведь опыт работы с трудными подростками имеется. — В моей практике был случай, когда к нам в библиотеку пришел мальчик Саша вместе с классом, — вспоминает Наталия Абрамова. — Он не проявлял никакого интереса к происходящему, а только цеплял одноклассников. Потом ему на глаза попалась книга про компьютеры — он попросил выписать ее на дом и начал читать ее прямо в зале. Учительница очень удивилась, что этот трудный подросток хоть что-то читает, и даже попросила продлить мероприятие в библиотеке, чтобы он мог продолжить читать… Саша потом стал делать успехи по информатике и поступил в вуз. Через несколько лет он заходил ко мне, рассказал, что женился, и у него родился ребенок. Так трудный подросток стал хорошим специалистом и порядочным человеком. По словам организаторов, трудных подростков будут выявлять на комиссии по делам несовершеннолетних. Затем для них планируется организовать творческие встречи с известными людьми, паралимпийцами, представителями казачества и боевого братства, которые расскажут о своих достижениях. Положительный пример других, по задумке организаторов, вдохновит ребят сделать что-то доброе самим. Им предложат посетить приюты для бездомных животных, дома для престарелых и помогать там. Потом пройдет фотовыставка, где будут размещены снимки добрых дел этих ребят. Организация такого проекта требует особой тщательности, ведь, заинтересовав ребят, проект нельзя будет остановить или распустить… У детей в детских домах появятся наставники Дарья Воркуева — психолог в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества. Она решила обобщить весь свой опыт библиотечной работы и помочь детям из детских домов. Так родился проект «Внеурочно». Суть его в том, чтобы проводить дополнительные занятия для воспитанников детских домов и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Не секрет, что многие ребята, которые остались без поддержки родителей, становятся незащищенными перед жизненными трудностями. Некому объяснить, если не понял урок в школе, некому даже просто рассказать, как в будущем себя вести среди студентов, как общаться с преподавателем — с социализацией большие проблемы. Эти дети, как правило, после школы идут учиться в средние профессиональные училища — становятся поварами, парикмахерами или медицинскими сестрами. Но мало кто из них мечтает поступить в вуз, а если пробуют, то проваливают экзамены: и не из-за отсутствия знаний, а от неуверенности в своих силах. Дарья решила помочь таким ребятам и привести их, что называется, «за руку» в систему вузовского образования: — Проект «Внеурочно» стартует в сентябре, сейчас я созваниваюсь с директорами детских домов и преподавателями вузов. Мы планируем разделить ребят на две категории. Кому нужно просто подтянуться по определенному предмету, для того наставники будут преподавать программные вещи. Ко второй категории относятся одаренные дети — с ними будут заниматься уже вузовские ученые, давать материал более подробно. Сейчас решаем вопрос с перевозкой ребят: или они приедут в библиотеки вузов — а именно там планируется проводить занятия, — или наши студенты и преподаватели поедут к детям в детские дома. По словам Дарьи, после того как в детских домах узнали о ее инициативе, стали сами подсказывать, что им нужно. Например, детдомовские дети очень нуждаются не только в академических занятиях, но и в наставниках — простых студентах вузов, которые общались бы с ними, больше рассказывали бы о жизни в университете, о своих увлечениях. Второй пробел — это английский, заниматься иностранным языком пожелали многие. В библиотеках также пройдут тренинги личностного роста, занятия по профориентации, развитию нестандартного мышления, ораторского искусства, по праву и другие. — Я считаю, наш проект поможет многим детям из детских домов, которые и не мечтали получить высшее образование, стать грамотными специалистами и найти свое место под солнцем наравне с детьми, которые живут в обычных семьях, — говорит Дарья. «Он ослеп и круто поменял свою жизнь» Организатор проекта «Доступные учебники для незрячих студентов», преподаватель Томского медико-фармацевтического колледжа Марина Зимина, рассказала нам удивительные истории из жизни ее студентов: — Дело в том, что у нас есть отделение, куда мы принимаем инвалидов по зрению и обучаем их по специальности медицинский массаж. У многих студентов за плечами печальные истории из жизни. Например, у одного мужчины была семья, дети, он работал в автосервисе — все шло хорошо. Но однажды в автомастерской взорвался баллон с газом. Мастер полностью потерял зрение. А он парень крепкий такой, никаких других физических увечий при взрыве не получил. «Как жить дальше, чем кормить детей?» — горевал ужасно. В автосервисе он стал не нужен, потом ушла и жена. Но мужчина не пал духом и круто поменял свою жизнь. Приехал в наш колледж на переобучение и стал массажистом. Другой студент недавно закончил наш медико-фармацевтический колледж на одни «пятерки», ни одной «четверочки» даже по текущим предметам. Несколько лет назад этот молодой человек перенес лейкоз и потерял зрение. Сам он из Магадана, о нашем колледже узнал по «сарафанному радио» и приехал, благо общежитие прямо в самом здании колледжа — для незрячих это очень важно. Еще один студент, до того как ослеп, был кандидатом исторических наук. Самому старшему нашему студенту — 59 лет. У инвалидов мотивация получить профессию гораздо выше, чем у обычных людей. С красным дипломом этот курс оканчивают 50 процентов студентов. По словам женщины, сейчас в рамках волонтерского проекта они планируют сделать аудиозаписи учебников для незрячих студентов. Дело в том, что у них есть, конечно, муляжи людей, рельефные плакаты, другие учебные пособия, но этого недостаточно. Среди незрячих студентов много инвалидов с детства, которые знают азбуку Брайля, и у них имеются учебники, основанные на этой системе. Но много и тех, кто ослеп внезапно и азбуку слепых никогда не изучал. Для них как раз и необходимы аудиозаписи учебных пособий. Марина Зимина, организатор проекта, преподает латынь. Она сама начитала свое собственное пособие «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и передала аудиозаписи своим студентам. Это был первый опыт, который имел успех. Но кроме латыни существует еще множество других дисциплин, которые тоже нужно озвучивать для студентов. А учебники все время обновляются, значит, требуются все новые аудиозаписи. — Мы хотим создать свою профессиональную студию, — делится планами Зимина. — Мы посчитали, что на студию звукозаписи нам нужно 300 тысяч рублей — это минимум. Читать книги для инвалидов будут студенты других курсов. Но это нужно делать на профессиональной аппаратуре, чтобы записи были качественные и долго служили. Незрячие студенты перед озвучкой должны будут одобрить тот или иной голос. Уже есть команда энтузиастов, которые будут реализовывать этот проект, подобрали и кабинет. Одного пока нет — финансирования. Сейчас надеемся выиграть какой-нибудь грант. Максим Горький не буревестник революции, а детский писатель… У Нижнего Новгорода есть собственный уникальный культурный бренд — писатель Максим Горький. Он родился, жил и творил именно в этом городе. Многолетнее восприятие писателя в качестве буревестника революции привело к тому, что на волне деидеологизации в школах перестали проходить его произведения. Но библиотечные работники сказали этому явлению твердое «нет!» и организовали свои собственные горьковские чтения, где предоставили молодежи полную свободу действий и трактовки наследия этого писателя. Презентация нового проекта «Горьковские штудии» состоялась на юбилейных, ХХ Горьковских чтениях «Властелин дум и чувств» в марте 2017 года. — В рамках проекта ребята проходят мастер-классы по риторике, спичрайтингу, созданию литературных текстов, различным художественным техникам, могут обучиться азам актерского мастерства, исследуют личность, культурное и литературное наследие великого земляка, — говорит заведующий информационно-библиографическим отделом МКУК «Централизованная библиотечная система» Нижегородского района города Нижнего Новгорода Валентина Егорова. Дети исследуют неизвестные странички творчества Горького. Например, как и почему серьезный писатель стал сочинять для детей. До сути этого вопроса дошли волонтеры, студентки, участницы проекта Анастасия Гребенщикова и Мария Колбасова. Дело в том, что, когда Горький жил в Италии, на острове Капри, в 1908 году, неподалеку, в сицилийском городе Мессине, случилось землетрясение. Горький обратился к людям из России с призывом помочь мессинцам. К нему пришло письмо, написанное детским почерком из одной из школ города Баку. Ребята очень сопереживали людям, пережившим землетрясение на юге Италии. Они сами поставили спектакль и собранные деньги отправили писателю для пострадавших, чтобы он передал эти средства им. А к деньгам приложили письмо, где они спрашивали, почему же Горький не пишет рассказы для детей. После этого письма писатель обратил свое творчество к детям. По словам организаторов «Горьковских штудий», ребята пока делают первые литературоведческие шаги, но, возможно, их ждут новые интересные открытия в будущем. Источник