Женщины, сигареты и войны величайшего вьетнамца планеты

«Лента.ру» продолжает цикл статей, посвященных роскошной жизни диктаторов и их семей. В прошлый раз мы рассказывали о советском лидере Иосифе Сталине. В его распоряжении было, по разным данным, около 20 дач по всему Советскому Союзу. Большинство из них, разумеется, на юге — в Крыму, Сочи, Абхазии и Грузии. Одни резиденции годами пустовали, в других он жил подолгу. Каждую из них перестраивали специально под вождя. По словам очевидцев, внутри было скучно, темно и мрачно: вождь страдал агорафобией — боязнью открытого пространства, поэтому предпочитал маленькие комнаты. И на дух не переносил роскошь. Диктатор, о котором пойдет речь теперь, также довольствовался малым. Во Вьетнаме образ Хо Ши Мина обожествляют, считая создателем современной страны, организатором и вдохновителем борьбы с американскими интервентами. Он не дожил шести лет до победы над ними, но стал символом независимости: именно при нем страна освободилась от гнета Японии и Франции. За годы правления он провел аграрную реформу и воспитал целое поколение революционно настроенных вьетнамцев, готовых жить по его заветам. Первый посол США в коммунистическом Вьетнаме Питер Питерсон как-то сказал о нем: «Хо Ши Мин — это вьетнамский Джордж Вашингтон». За помпезным президентским дворцом спрятался небольшой двухэтажный летний домик на сваях, пропитанный ароматом роз и жасмина. Там всего две комнаты наверху и одна — внизу. На втором этаже располагается спальня, в которой находятся лишь кровать и небольшая тумбочка. Каждая из комнат не больше десяти метров. На первом — открытая всем ветрам площадка с длинным столом и креслами из бамбука — рабочий кабинет, в котором хозяин радушно принимал гостей. Рядом со столом книжный шкаф, на полках — сочинения Ленина и книги, написанные самим хозяином дома. На краю стола стоит самая большая роскошь в этом простом жилище — пишущая машинка «Бабетта». Находясь здесь, сложно поверить, что этот дом принадлежал лидеру страны, вьетнамскому диктатору Хо Ши Мину. По словам очевидцев, он был аскетом, одевался просто, носил дешевые сандалии на босу ногу, да и в еде был неприхотлив — мог обойтись чашкой риса в день. Членов правительства он тоже призывал жить скромно — так, как это делает простой народ. В этом домике на сваях он жил с 1958 года до самой смерти в 1969 году. Ходили слухи, что после обретения Вьетнамом независимости в 1945 году Хо Ши Мину, как главе государства, предложили поселиться в роскошном дворце французского генерал-губернатора. Однако он наотрез отказался, попросив, чтобы ему построили личную резиденцию. Когда ее только проектировали, он высказал всего несколько пожеланий: не больше двух комнат и, пожалуйста, никакого туалета в доме. Прямо перед постройкой расположился пруд с рыбами. Вьетнамцы рассказывают, что их лидер любил сидеть около водоема и кормить их. Впрочем, в президентском дворце ему все же удалось пожить: пока шло строительство, глава государства разместился в одном из флигелей, однако как только дом построили, съехал в предельно простое деревянное жилье крестьянского типа. Вьетнамцы называют его ласково и по-семейному — дядюшка Хо. Ходили слухи, что он был заядлым путешественником и авантюристом, прекрасным оратором и блестящим политиком. В честь Хо Ши Мина по всему Вьетнаму воздвигнуты храмы, в которых ему поклоняются. Одно из таких культовых сооружений расположено, например, на окраине города Вунгтау. Сейчас это спокойный провинциальный городок, однако раньше он считался местным Лас-Вегасом — с казино, ресторанами и проститутками. После того как вьетнамские коммунисты выгнали американцев и вернули себе город, они сожгли все злачные места в Вунгтау. К слову, та же участь ждала и столицу Южного Вьетнама — Сайгон, которые впоследствии переименовали в Хо Ши Мин. Из-за почитания культа вождя во Вьетнаме перемешались две идеологии. Так, местные буддисты бок о бок с коммунистами боролись против американцев, поэтому, придя к власти, коммунисты не стали разрушать буддистские храмы. С одной стороны, вьетнамцы считают себя атеистами, с другой — живя в Юго-Восточной Азии, невозможно быть абсолютным атеистом. Храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Чтобы добраться до него, необходимо взобраться на холм, пройти сквозь массивные ворота, украшенные драконами и львами. Во дворе — огромный барабан и массивный колокол, как во всех буддистских храмах. Его можно было бы принять за обычное культовое место, если бы не одна деталь: развевающийся на ветру огромный алый флаг с серпом и молотом посередине. Внутри — нечто среднее между мемориальным кладбищем и пагодой. На алтаре — массивный бюст Хо Ши Мина, перед которым стоит огромная чаша с курящимися ароматическими палочками, на стенах — таблички с именами павших солдат. Во внутреннем убранстве храма изображения электрических вышек на китайских фарфоровых вазах соседствуют со скульптурами цапель, держащих в клюве жемчужины и стоящих на спинах черепах. Это довольно символично: жемчужина означает высшее знание, птицы — интеллектуальную элиту, а черепахи — обычный народ. Сюда часто приходят партийные работники, ветераны войны, группы школьников и студентов. Подобные алтари, посвященные Хо Ши Мину, можно встретить во многих вьетнамских домах. Как и другим божествам, ему приносят блюда с фруктами. Как отреагировал бы сам Хо Ши Мин, узнав, что после его смерти в стране создали его культ? Приближенные к правителю уверены, что он был бы категорически против этого. Во вьетнамских городах можно встретить молодых людей, которые носят футболки с изображением дядюшки Хо, голову которого вместо нимба украшает золотая звезда. Выйдя из мавзолея или храма Хо Ши Мина, местные жители по кругу обходят эти здания, как священные буддистские святыни. Поклонники вождя зачастую сравнивают дядюшку Хо с Буддой: оба жили в аскезе в небольших домиках, питались очень скромно. К слову, Хо Ши Мин носил обувь, сделанную из автомобильных покрышек, — как беднейший из крестьян. Однако столь непорочный образ вызывает доверие далеко не у всех вьетнамцев. В стране все чаще появляются книги, в которых подвергается сомнениям святость вождя, и даже высказывается предположение о его тайном многоженстве. Так, например, доподлинно известна одна слабость, присущая человеческой натуре вождя: он очень много курил. В день мог выкурить несколько пачек сигарет, причем предпочтение отдавал американским Philip Morris. Они непременно лежали у него в кармане. В другом кармане находилась пачка той же фирмы, однако вьетнамского производства. Из первой он курил сам, а из второй, попроще и подешевле, угощал других людей. Его уход из жизни овеян тайнами. Считается, что его соратники сняли его смерть на камеру. Хо Ши Мин умер 2 сентября 1969 года, однако официально о его кончине объявили только на следующий день, поскольку накануне был праздник — отмечали годовщину революции. Почувствовав, что конец близок, он надел легкий холщовый костюм, лег на кровать и закрыл глаза. Его соратники не пытались спасти вождя, смирившись и ожидая печального момента. Простые вьетнамцы по-прежнему считают Хо Ши Мина богом и продолжают в его честь жечь ароматические палочки в храмах и класть свежие фрукты перед алтарями с его изображением.

Женщины, сигареты и войны величайшего вьетнамца планеты
© Lenta.ru