Про мазыкскую игрушку, топорную работу и двух мастеров из Тобольска

«Здравствуйте, я блогер и я еду к вам в город. Куда в Тобольске можно пойти и с кем известным познакомиться?», — примерно так написала в соцсетях в 2016 году и ответили мне не многие. Но именно благодаря этому сообщению меня запомнили… Не спрашивайте, как удается находить людей с редким ремеслом. Сдается, кто-то меня к ним постоянно приводит. На этот раз привело меня к Антону Козлову, мастеру, который вносит свой скромный вклад в сохранение мазыкской игрушки. Таких мастеров по России от силы 60, выставки у них проходят невероятно редко. Если вы о такой игрушке никогда не слышали, советую глянуть запись до конца, — расскажу много интересного. Идею поехать в Абалак в первый же день приезда, почему-то поддержали все. Тобольский Кремль — он ведь и подождать может, а солнце ловить надо. Абалак именно с хорошей погодой ловить надо, а иначе впечатление от «русскости» может смазаться. И вот мы едем, едем, едем и приезжаем в разгар «Осеннего Абалакского Арбата». Медленно разгуливая между «торговыми рядами» представителей первичных отделений Советов ветеранов сельских поселений Тобольского района, мы привлекли внимание фотографирующей мероприятие Татьяны Новоселовой. Так и появилась в моем альбоме фотография ниже. … Прохожу мимо парня в рубахе (и с топором!), который весело мне подмигивает, и приглашает присесть рядом с ним на стульчик… Догадываясь, что сейчас во мне будут вскрывать какие-то творческие способности, а на улице холодная осень и способности могут изрядно замерзнуть, прохожу мимо, хотя ощущение, что с этим человеком мы где-то были знакомы, появилось. Второй раз пройти мимо уже не получилось. «Вы же блогер, да?». Парень в рубахе — и есть Антон Козлов, житель Тобольска, администратор той самой группы в соцсетях, в которую я послала со вопрос. «Мне хочется вам что-то подарить, но у меня все игрушки сделаны для кого-то… — Антон все оглядывался по сторонам в поисках сувенира. — Возьмите эту открытку?». В руках у меня оказалась «Паночка» из серии открыток «Мазыкская игрушка» из коллекции Дома Ремесел Заповедника народного быта г. Иваново (2009). Еще не совсем понимая, что происходит, я спросила что такое «мазыкская игрушка?». Мой новый друг улыбнулся. Мазыкская игрушка — исконно русское, чем мы можем гордиться наряду с гжелью и хохломой. Выполняется она топором, практически никогда не используя дополнительные инструменты (если только нож и долото в редких случаях). Ее потому и прозвали еще «топорщиной», «болвашкой» и «тарарушкой», а иногда и чуть принижали, объявляя «щепным товаром». Жили-были в Вехневолжском районе такие люди как офени-мазыки, они и придумали этот народный промысел. Спустя несколько веков (XIX) центром мазыкской игрушки стал Шуйский уезд, что находился во Владимирской губернии. Но говорить о том, что промысел приобрел широкую известность, так и не пришлось — изделия создавались для определенных людей — детей, родственников, знакомых. На продажу ничего не делалось. «Есть в этом что-то целительное для души — вырубить игрушку для кого-то». Мазыкская игрушка — это, прежде всего, статуэтки зверей и человекоподобных идолов, способных покровительствовать домашнему очагу и успеху в делах, как и языческие боги. Она расценивалась в качестве оберегов, которые сопровождали людей чуть ли не с ранних лет до самой старости. Недавно на трехдневном обучении у эстонца Марка Лучина я услышала, что у всех народов есть свои ножи и только у русского народа ножа нет. Минут пять мы из зала озвучивали свои предположения, оказалось, что все легко и просто. Ножей у нас не было, а топоры — были, так что наш национальный нож — это топор. Им мы умели делать все, даже строить дом, обрамляя его деревянными кружевами. Без единого гвоздя! Выражение «топорная работа» на Руси вовсе не имело отрицательного значения. Грубой она становилась только, когда человек был не подходящим, как говорилось, «избирал другой путь». «Мои игрушки лучше не называть «работами»… Язык выставок декоративно-прикладного творчества часто ущербный, с точки зрения душевности. Он выхолощенный и наследует культуру, в которой человек кажется лишь винтиком. Но народная игрушка совсем из другого мира. Чем она и ценна». Когда-то под Савином работала даже фабрика деревянной игрушки — мазыки издревле жили на землях Савинского, Южского, Ковровского и Суздальского районов бывшей Владимирской губернии. Южа и Савино после перешли к Ивановской области. Со временем на фабрике мастеров не стало и центр мазыкской игрушки плавно перекочевал в город Иваново. Очень многое сумел сохранить и вовремя передать Александр Шевцов вместе с любками. Коник— знак Школы Любков. И это не случайно. Коник в народной культуре был символом солнца. Поэтому их ставили на скатах крыш, что бы они защищали дом от злых и тёмных сил. Это перекликается с основным долгом Воина, стоящего на защите своей Родины и Народа. Коник — это Мазыкская игрушка. Для нас это ещё и символ того, что наша Школа не делает ставку на грубую силу. А учит видеть движение тонко. Настолько тонко, что ты можешь вырезать игрушку — топором. Мало того, раз попробовав, ты понимаешь, что именно топором ты и можешь работать легко и точно, не прикладывая лишних усилий и не напрягаясь. Из наиболее известных школ русской деревянной игрушки осталась, пожалуй, только Богородская. Офени — были не простым народом. Так в эпоху Российской империи называли торговцев, которые странствовали от одной деревни к другой, предлагая приобрести мелкий галантерейный или мануфактурный товар. Часто их можно было встретить с книгами и лубочными картинками. Офени были выходцами из крестьян Владимирской губернии, тогда как в западных губерниях их звали более привычно — коробейники. «Говорить по фене» («ботать по фене») — это как раз про историю торговцев, потому что они со времененем выработали свой условный язык, который существуя несколько веков, смог заинтересовать филологов лишь в XIX веке. Существует версия, что офени были переселенцами из Афин, то есть родственниками греков. Процесс основного переселения происходил в XV веке и новым жителям приходилось быстро подстраиваться под уклад жизни местных, поэтому они переняли культуру скоморохов, купцов и ремесленников. Сами же офени считали себя тайным обществом на Руси, владея книжной мудростью и владея греческим языком, что роднило их с паломниками. Как бы то ни было, но им посвящены поэма Некрасова «Коробейники», они упомянуты в книге «Пустенье» Андрея Коробейщика и в рассказе Дмитрия Мамина-Сибиряка «Книжка с картинками». По началу офеней местные жители Владимирщины не принимали и называли их «мазыками» или «музыками», что, в свою очередь, трактуется как «передающие наследие бродячих певцов или музыкантов». Мастеров, которые бы занимались только изготовлением мазыкской игрушки, не существовало. Обычно человек был столяром или плотником, а мастерить начинал в то время, как захаживали в его мастерскую жена с детьми или друзьями. Тогда он откладывал свою серьезную работу и начинал резать. Резать не просто так, а с душой. Игрушка не прощала суеты, отвлеченность мыслей или неряшества. Деревянщик может создать игрушку из любого материала — даже самая неприметная полешка с торчащими в разные стороны сучьями может обернуться в птицу с длинным хвостом или щуку с плавниками. Используется осина, сосна, липа, кедр (точнее, сибирская кедровая сосна), ольха — то, что называется «мягкие породы дерева». Но простой топор для работы не подойдет, точнее подойдет, но его нужно будет обязательно переточить. Этот инструмент становится сугубо индивидуальным: какому мастеру с ним хорошо, другому может быть не удобно. Мазыкскую игрушку будет легко освоить даже женщинам — в отличии от ножа, топор тяжел, а это значит, что его вес всегда будет тянуть вниз. То есть топор нужно только направлять в нужную сторону, прикладывая к нему минимальные усилия. Единственное, что может «смутить» барышню — сидеть при работе удобнее не на мягком стуле, а на пенечке или табурете. В Тобольске живет целых два мастера по мазыкской игрушке — Антон Козлов и Антон Ажермачёв, который помог появиться в этой статье и ведет группу в ВКонтакте, через которую можно посмотреть его ремесленные изделия. Первый наш мастер уверен, что ценность мазыкской игрушки именно в том, что она режется для определенного человека, а не на продажу, однако, он замечает: «Хотя вовсе не отношусь плохо к тому, чтобы ее кто-то продавал, ведь, если она есть в продаже, то о ней смогут узнать больше людей. А, может быть, сначала ее приобретут, а потом и сами захотят вырубить». Последняя выставка, которая проходила в России с участием более 50 мастеров мастеров из Тобольска, Иваново, Новосибирска, Магнитогорска и Челябинска проходила в Центре традиционной культуры Среднего Урала (г.Екатеринбург) несколько лет назад. Больше фотографии можно найти В ВКонтакте здесь. А теперь, когда вы немного узнали о мазыкской игрушке, наверняка, у вас возник вопрос — где же можно обучиться ее изготовлению, ведь на курсах по ДПИ ей внимание не уделяют. На сегодняшний день в России существует только два места рубки игрушек топором. Это Мастерская рубки Дома Ремесел Заповедника народного быта в Иваново, который нынче переименован в Дачи Невских ремесленных палат, в обоих «заведениях» и обучался наш Антон Козлов. Как он пришел к мазыкской игрушке, он рассказал так: «Там устраивались семинары по культурно-исторической психологии и народной культуре. Я ездил учиться именно психологии, а уже через нее для себя открыл народную культуру. Кроме того стажировался у преподавателя по поморским козулям там же — в Иваново. Культурно-исторический подход во всяком изучении очень сильно отличается от просто исторического или, скажем, фольклористского. Он дает возможность не просто оставаться наблюдателем, а прямо жить предметом. Почему именно мазыкская игрушка?… — тогда я об этом не задумывался. Рубке других игрушек там не обучали, но, наверное, я не случайно оказался в том месте. Учась на филологическом факультете в Тобольске, я читал про офеней, на каких-то пропедевтических языковедческих предметах нам о них говорили мельком. Так узнал, что у них был свой тайный язык, впоследствии переросший в блатную феню. А позже узнал еще и о том, что есть человек, который застал последних из офеней и даже у них учился. Вот так ниточка судьбы меня и привела к мазыкской игрушке». Найти в интернете дистанционные обучающие курсы, видео по изготовлению мазыкской игрушки можно, но сложно. Заинтересованных в возрождении русского ремесла довольно мало. Так что надумаете снять видео — обязательно напишите! Краткая биография Антона Козлова Антон Алексеевич Козлов — родился 1 сентября 1983г. в Тобольске (Тюменская обл.). В школьные годы помогал отцу делать и чинить мебель, чинить обувь, занимались вместе мелкими строительными работами. Отец познакомил мальчика со слесарным, столярным, токарным делами, с жестяными и кровельными работами. Народную культуру начал изучать на филологическом факультете ТГПИ им. Д.И.Мендееева, куда поступил в 2001 году на специальность «преподаватель русского языка и литературы». Продолжил изучение народной культуры и ремесел вне ВУЗа. Посещал очные и интернет-курсы и занятия Уральского Училища Русской Народной культуры, НП «Малая медведица», Общества русской народной культуры «Большая Медведица», Заповедника народного быта, Невских ремесленных палат. С 2003 года начал обучать ремеслам: с 2003 г. – славянская писанка, с 2004 г. – народная кукла, с 2007г. – поморские козули, с 2010 года – мазыкская игрушка. Рубке мазыкской игрушки начал учиться в 2008 году в Заповеднике народного быта (Иваново). Продолжил обучение в 2010 в Невских ремесленных палатах у Кирилла Колтышева. По видеозаписям Александра Шевцова освоил рубку игрушки. В 2015 году им получена Благодарность от администрации города «За высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в развитие внутреннего и въездного туризма на территории города и активное содействие по сохранению народных промыслов и культурных традиций» (23 сентября 2015 г. № 60-Н).

Про мазыкскую игрушку, топорную работу и двух мастеров из Тобольска
© Уральский меридиан