В молитвах не усыпающая
Божия Матерь ‑ Ее имя самое известное, самое дорогое для многих людей и особо любимое для монахов. В честь Нее названо много монастырей и освящено храмов. Только на Калужской земле действуют Успенская Свято-Тихонова пустынь, Рождества Пресвятой Богородицы Боровский монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Казанский монастырь в Шамордино и другие монастыри. Недалеко от древнего города Мосальска восстанавливается Успенская Ферапонтова пустынь, основанная в начале XV века учеником преподобного Сергия Радонежского. Почему монахи так любят Царицу Небесную? «Иноков крепкое упование», — так воспевается Пресвятая Владычица в акафисте в честь одной из Ее икон. Монашество — особый род подвижничества в христианстве берет свое начало в образе жизни Богородицы. Избирая Ее покровительницей своих обителей, иноки подчеркивают свое стремление стяжать дары Святого Духа, храня обет девства подобно Деве Марии. Господь благословил Ее обет, когда воплотился от Пречистой Девы. Об этом мы неоднократно слышим за праздничным богослужением в праздник Успения Богородицы. В одном из песнопений Она воспевается как Матерь Жизни — Христа Спасителя, Который поселился «в Ее вечно девственной утробе», в другом Церковь славит Богородицу, в Рождестве сохранившую девство. Событие, которое вспоминается в праздник Успения Богородицы, дает всем христианам твердую надежду на «воскресение жизни» (Ин. 5, 29) со Христом. Ведь на Его Пречистой Матери полностью исполнились обетования вечных блаженств упокоения в Боге. Пресвятую Деву, как поет Церковь, «гроб и смерть не удержали», поскольку Она, как пишет святитель Григорий Палама, удостоилась принять «все благодати Духа». Пресвятая Богородица, как и все представители рода человеческого, имела ограниченные силы и немощи естества, поврежденного богоотступничеством первых людей. Но в непримиримой борьбе с грехом Она исполнила все Евангелие по слову Христа: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Эти слова неслучайно звучат в храме на все Богородичные праздники. Они в полной мере раскрывают подвиг всей земной жизни Девы Марии, послужившей примером всем, желающим наследовать жизнь вечную. Церковь прославляет Божию Матерь как свою Надежду и Заступницу, «в молитвах не усыпающую» и «в ходатайствах непоколебимую». Еще во время земной жизни Спасителя Она упросила Его совершить первое чудо на браке в Кане Галилейской, сочувствуя человеческой скудости (см. Ин. 2, 1—11). И по сей день Она молит Господа посылать помощь в нашем духовном оскудении, ибо после Своего успения Богородица получила благодать молить Бога за каждого человека, не будучи стесняемой ни немощью тела, ни временем, ни пространством. По мысли святителя Григория Паламы, только через Пречистую Деву Марию человечество получило величайший дар — воплотившегося Господа, и только благодаря Ей людям доступны «всякое проистечение божественного озарения, и всякое откровение божественных тайн, и всякая форма духовных даров». Об этом просят Богородицу монахи аскеты, уневестившие свои души Господу. Так и живущие в миру христиане, прибегая к заступничеству Царицы Небесной, могут просить Ее не только о решении своих житейских проблем, но и о помощи в невидимой брани, исполнении евангельских заповедей, приобретении благодати Духа Божия и наследовании вечных блаженств. О каждом из нас предстательствует Пресвятая Владычица. Пусть же Ее молитвы и Ее пример веры, непорочности, безропотного терпения скорбей даже при Кресте Господнем избавят нас от маловерия, сомнений и подвигнут жить деятельной христианской жизнью, где бы мы ни искали спасения — в монастыре или в миру. Пресвятая Богородице, спаси нас!