Сто одежек: как кластеры помогают частным ателье бороться с крупными ретейлерами

Популярное мнение — победу в модной индустрии одержит лишь тот, кто ориентирован на массовость. Индивидуальным производителям, действительно, всегда сложнее: несколько малых предприятий по пошиву одежды никогда не смогут тягаться с такими гигантами, как Zara. А вот десятки и сотни — вполне. Одним из решений этой задачи могут стать фэшн-кластеры. От Нью-Йорка до Люксембурга Определение кластера многозначно. В первую очередь, это географическая концентрации взаимосвязанных учреждений, отраслей и организаций, важных для конкуренции. Исторически сложилось, что кластеры возникали стихийно и там, где у производителей было конкурентное преимущество. Один из первых — «Чатал-Гуюк», который появился в VIII тысячелетии до н.э. на территории современной Турции и специализировался на производстве простейших ручных инструментов (мотыги, рубила, молотки). Во второй половине XX века отношение к кластерам стало более системным, а «кластерный подход» — полноценным способом экономического развития. Так, в 1950-х губернатор штата Северная Каролина в США повлиял на создание «исследовательского треугольника», The Triangle, который на сегодняшний день выступает одним из важнейших мировых научных кластеров. Фэшн-кластеры стали возникать по тому же принципу в Европе. Это пространства, которые в современном мире соединяют начинающих дизайнеров и устоявшиеся модные бренды, желающих укрепить положение на рынке и гарантировать конкурентное преимущество благодаря местоположению. Современные центры модной индустрии выросли из облюбовавших их творческих общин и малых предпринимателей. Примером может служить известный район Сохо в Нью-Йорке или стремительно разрастающиеся модные районы в Лондоне, как Hackney Walk. Здесь живут и работают сотни дизайнеров, которые, помимо этого, организуют публичные воркшопы и показы. На Западе практика создания единого фэшн-пространства весьма распространена. В Дрездене известен Kraftwerk Mitte — одно из крупнейших креативных пространств в Германии, предлагающих льготные ставки для арендаторов. Льготы позволяют привлечь к себе больше дизайнеров и авторов, которые, облюбовав место и создав вокруг него дружелюбную и узнаваемую атмосферу, делают возможным проведение мультимедийных шоу, вечеринок с DJ-сетами и различных масштабных мероприятий, которые компенсируют все издержки. Среди известных кластеров также выделяются Luxembourg Creative Industries Cluster в Люксембурге и The Metropolitan Fashion Cluster в канадском Монреале. Последний включает в себя 225 компаний и финансируется на треть за счет пожертвований и бизнес-инвестиций. Власти Дубая также выделяют значительные средства на развитие Digital Design District — кластера, который должен изменить подход к дизайну, переведя его в «цифру». Во многих случаях внедрение «кластерного подхода» при развитии моды демонстрирует эффективность. Отчасти благодаря ориентиру на нужды молодых дизайнеров и их поддержку удалось достичь прорыва в развитии моды в Нью-Йорке. Сегодня в городе работают более 40% всех дизайнеров США из более чем 900 компаний. Многие — это резиденты фэшн-кластеров, приносящих ежегодно более $2 млрд налогов в казну. В Италии, например, давно поняли: невозможно поддерживать сильный бренд, если не диверсифицировать продуктовую линейку за счет мелких производителей. Дом Gucci опирается на сотни маленьких фирм, работающих внутри фэшн-кластеров. В Милане индустрия ежегодно приносить доход на сумму в более чем $13 млрд, а в городе трудится более 13 тысяч организаций категории SME (Small and medium-sized enterprises). Итальянцы также научились умело экспортировать работу своих фэшн-кластеров. Созданные в 1998 фирмы по производству изделий из кожи Caravel и Bluetonic при фэшн-кластере Santa Croce sull’Arno в итоге стали поставщиками французской Louis Vitton в дополнение к контрактам с Gucci, который также расположился во Флоренции. Подвалы вместо кластеров Во времена СССР промышленное многообразие подавлялось монокультурной производственной практикой и плановой экономикой. Впрочем, нельзя сказать, что «кластерный подход» в Союзе не существовал. Скорее, он реализовался в формате многочисленных «научно-производственных комплексов», как минимум четверть из которых была ориентирована на военно-промышленный комплекс. Советские модные кластеры по сути существовали вне закона. Самые известные — подвалы, где в 1980-х варили джинсы. В современных российских реалиях, когда предложение на рынке коммерческой недвижимости превышает спрос, а стоимость производства низкая, фэшн-кластеры становятся конкурентоспособной моделью развития отрасли. Во-первых, это отличное решение проекта по импортозамещению. Москва занимает место в тройке лидеров после Лондона и Парижа по присутствию основных международных фэшн-брендов и считается большим рынком сбыта, который оценивается примерно в 591 млрд рублей в год. Весь же рынок моды в России составляет примерно 2,5 трлн рублей, но развивается не быстро. В течение этого года не раз сообщали о планах по созданию фэшн-хаба в Москве как части единого инновационно-производственного кластера, состоящего из 400 компаний с совокупной выручкой свыше 48 млрд рублей. Во период ПМЭФ-2017 также заговорили о готовящемся открытии модного кластера в Санкт-Петербурге, а в январе этого года состоялась защита проекта «Санкт-Петербург — центр индустрии моды». Бюджет на 2018 год равен 100 млн рублей, а общий бюджет до 2020 года должен составить 14,4 млрд рублей. Из уже функционирующих проектов известно о работе дизайн-завода «Флакон» и Artplay в Москве, центра современного искусства «Хлебозавод» во Владивостоке и арт-пространства «Искра» в Санкт-Петербурге. Но все они лишь частично напоминают классические фэшн-кластеры. Хотя тот же итальянский «кластерный подход» мог бы сработать в России. Потенциал для этого есть. Конечно, российский рынок моды не восстановился после падения на 9% в 2015 году, однако последние два года он снова растет (на 0,2-0,7%). Главными причинами медленного развития фэшн-кластеров служат административные барьеры, развивающийся статус местной индустрии моды и общая слабость мелкого серийного производства в легпроме. Основные игроки — это небольшие и малоизвестные, порой кустарные, фэшн-пространства, которые всеми силами борются за выживание. Ситуацию может исправить отход от повсеместного гигантизма и поощрение «кластерного подхода» на уровне малого и среднего предпринимательства. В перспективе можно достичь среднемирового показателя роста на уровне 4,5%. Преимущества объединения Коворкинговая модель — одно из ключевых преимуществ фэшн-кластеров, ведь она позволяет одновременно получать консультацию от коллег, обмениваться опытом. Работая по такой модели, резиденты учатся действовать и самостоятельно: отлаживают производство, совершенствуют знания в области маркетинга, приобретают ключевые навыки для ведения бизнеса. При этом у дизайнеров есть возможность обмениваются опытом друг с другом и почувствовать поддержку, например, кластерная маркетинговая стратегия комплексно работает на привлечение клиентов для всех сразу. К примеру, на базе питерского кластера Modul Fashion Design Loft работает проект Rebel Eyes, который помогает продавать дизайнерские товары онлайн и офлайн. В фэшн-кластерах также можно настроить обмен навыками по реализации продукции и поиску доступных производственных мощностей. К примеру, благодаря подобной практике в кластере EMIVI был реализован проект Amova Jewelry, который совмещает в себе российский и европейский подход к ювелирным изделиям, а также Bazarov Group, которая реализовала совместные проекты при поддержке Министерства спорта РФ. Бизнес в кластерах не проседает и по части управления, документооборота — этими вопросами занимаются компетентные специалисты, которые работают с подобными задачами постоянно. К примеру, в дрезденском Kraftwerk Mitte работает специальная команда, зарплату которой платит сам арендодатель. Коммунальные платежи, охрана, обслуживание кластера также по умолчанию входят в обязанности организаторов. При необходимости и с согласия резидентов кластера владелец может взять на себя бухгалтерию. По опыту скажу: когда в ателье работает несколько человек, ведение бухгалтерии даже по упрощенной схеме становится весьма сложным. Часто бухгалтерия работает на аутсорсе. Помимо всего прочего, кластерная модель позволяет экономить на организации офлайн-мероприятий: показов и презентации. К примеру, последний показ коллекции EMIVI и работ резидентов привлек более 600 гостей, а общий бюджет мероприятия составил около 750 тысяч рублей, что не так уж дорого. Также известно о работе шоу-рума Must Have при том же питерском фэшн-кластере Modul, который регулярно проводит что-то подобное. Одним из основных уроков работы кластера EMIVI стал опыт набора резидентов. Выяснилось, что дизайнеры, которые трудятся в одном и том же направлении, например, создают джемперы, воспринимают друг друга в качестве конкурентов. Подобное негативно влияет на внутреннюю атмосферу, делает ее менее пригодной для кооперации. Стало понятно, что в фэшн-кластерах должны работать представители одной индустрии, но не из даже отдаленно конкурирующих производств. Читайте также Первобытный страх. Почему предприниматели не пользуются онлайн-кассами Время продавать: как увеличить стоимость бизнеса на 30%