Войти в почту

Митрополит Сергий: «Вера человека должна быть видна из его дел»

Телефон «прямой линии» с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием не умолкал ни на минуту. Читатели «АиФ-Черноземье» со всех концов региона спешили задать главе Воронежской митрополии вопросы на разнообразные духовные темы и узнать мнение Архипастыря о тех или иных событиях. Путь милосердия и страданий Уважаемый Владыка! В июле исполнилось 100 лет со дня расстрела Царской семьи и казни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. Известно, что духовником Великой княгини был архимандрит Сергий (Сребрянский), уроженец Воронежской губернии, со дня кончины которого в этом году исполняется 70 лет. Расскажите, пожалуйста, об этом человеке подробнее. Какой след он оставил в истории Русской Православной Церкви? И. Стецкая, Воронеж «Архимандрит Сергий (в миру — Митрофан Васильевич Сребрянский) родился в 1870 году в селе, которое теперь носит название Парижская Коммуна, в Верхнехавском районе. Окончил Воронежскую духовную семинарию, затем уехал в Варшаву продолжать образование. В 1893 году женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской и был рукоположен в сан диакона. Служил в Острогожском уезде, в сельском храме, а после рукоположения во иерея стал полковым священником 47-го драгунского Татарского полка. Как человек бесстрашный, отец Митрофан всегда был со своими солдатами, даже на передовой. За участие в Русско-японской войне награждён многими военными орденами. Его особая награда — наперсный крест на Георгиевской ленте, который приравнивался к Георгиевскому кресту. С Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой отец Митрофан познакомился, когда служил в Орле настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Елизавета Фёдоровна. После гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича, убитого революционером Иваном Каляевым, она много размышляла о своей жизни. Великая княгиня, блиставшая в высшем свете, теперь внутренне переродилась: отошла от светской жизни и посвятила жизнь делам благотворительности. Для оказания помощи раненым и больным Елизавета Фёдоровна решила создать в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия с общиной сестёр, а для этого требовался опытный духовник. Беседуя с отцом Митрофаном Сребрянским, Елизавета Фёдоровна поняла, что именно этот священник сможет быть духовно мудрым помощником в задуманном ею деле. Рассматривались различные проекты устройства и устава будущей обители. Отец Митрофан тоже представил проект устава, который и был признан наилучшим. Великая княгиня обратилась к отцу Митрофану с просьбой переехать в Москву и стать духовником создаваемой обители. Поначалу отец Митрофан отказывался, не хотел покидать место своего служения в городе Орле, который был ему очень дорог. Но, получив знамение свыше, принял приглашение, прибыл в Москву и стал трудиться, духовно окормляя сестёр милосердия. Елизавета Фёдоровна пожертвовала на Марфо-Мариинскую обитель всё своё состояние, трудилась, ухаживала за больными и ранеными наравне со всеми сёстрами. Отец Митрофан стал духовником Великой княгини и сестёр обители. Позже он принял монашеский постриг с именем Сергий, и Святейшим Патриархом Тихоном был возведён в сан архимандрита. Когда в 1918 году революционно настроенные солдаты пришли арестовывать Великую княгиню Елизавету Фёдоровну, то навстречу им вышел отец Митрофан. Командовавший конвоем офицер узнал отца Митрофана, служившего в их полку на Русско-японской войне, извинился перед священником-героем и распустил солдат. Однако позже Елизавета Фёдоровна всё же была арестована, выслана на Урал, жила некоторое время в ссылке в Алапаевске. В ночь под 18 июля, вместе с другими арестованными большевиками узниками, она была живой сброшена в шахту, где скончалась от ран. Великая княгиня Елизавета и её келейница инокиня Варвара, добровольно разделившая с ней путь служения ближним и подвиг страдания, были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых как преподобномученицы. Архимандрит Сергий, как и большинство священнослужителей в то время, претерпел тюремное заключение, ссылки... По возвращении в Москву некоторое время жил в Марфо-Мариинской обители. Был вновь арестован, но вскоре освобождён по ходатайствам благожелателей, заступившихся за отца Сергия. После закрытия Марфо-Мариинской обители в 1925 году уехал в село Владычня Тверской области, стал служить в местном храме. Отец Сергий совершал богослужения, давал мудрые советы приходившим к нему и стал известен в народе как человек святой жизни и молитвенник. Люди обращались к нему за помощью; некоторые даже, по своей вере и по молитвам праведника, получали исцеления. В годы Великой Отечественной войны, когда к селу приблизились немцы, отец Сергий отказался эвакуироваться. Над селом постоянно летали немецкие самолёты, но ни одна бомба не упала ни на храм, ни на дома жителей! Это было чудом, которое местные жители объясняли святостью отца Сергия. Скончался подвижник 5 апреля 1948 года. Многие, знавшие старца и наслышанные о его святости, продолжали приходить к нему — теперь уже на могилу. В 2000 году архимандрит Сергий (Сребрянский) был причислен к лику святых как преподобно­исповедник — священник, монах, перенёсший много страданий за Христа. Частицы его мощей есть в храмах Воронежа — в Успенской церкви духовной семинарии и в Вознесенском храме в Берёзовой Роще, нижний придел которого посвящён преподобному исповеднику Сергию (Сребрянскому). Память о нём жива в сердцах его духовных чад и многих жителей нашего края». Храм — дом Божий Владыка, я считаю себя верующим человеком, но в храм хожу крайне редко, обычно дважды в год: на Рождество и Пасху. Но ведь многие думают, что главное — верить в Бога в душе, а в церковь ходить часто не обязательно. Как вы относитесь к этому утверждению? И. Смирнова, Новая Усмань «Это неправильный подход. Такое мнение бытовало в советские времена, когда люди опасались ходить в храм. Если человек приходил на богослужение — об этом становилось известно начальству, ему грозили неприятности на работе, знакомые переставали здороваться... Поэтому в те годы у приходивших в храм создавалось впечатление, что верующие люди — только бабушки-пенсионерки. В таких условиях, когда молодой или зрелый человек приходил к священнику на исповедь, он говорил примерно так: «Батюшка, я в храм мало хожу, потому что работаю». А духовник утешал: «Главное — храните веру в Бога в своей душе, и этого будет достаточно». Но сейчас — другое время, и мы совершенно свободны в своём отношении к вере. Если вы считаете себя православной христианкой, то обязательно должны ходить в храм, ведь Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). В храме, где совершаются богослужения, всегда благодатная атмосфера. Она создаётся не из-за свечей или ладана, а оттого, что люди собираются вместе и молятся: в храме — особенное присутствие Божие. Регулярная исповедь тоже необходима, потому что человеку необходимо нравственно очищаться. Едва ли кто сможет справедливо оценить своё внутреннее состояние без совета опытного в духовной жизни священника. Многие искренне считают себя безгрешными, даже не зная определённо, что такое грех и хороши ли их поступки в очах Божиих. Священник сможет разъяснить основы духовной жизни, не нужно стесняться просить у него совета. Необходимо каяться в содеянных грехах, чтобы сердце и душа стали чистыми — и человек станет счастливее. Это достигается постоянной духовной работой над собой, и без помощи Церкви совершить её практически невозможно». Расскажите, пожалуйста, как правильно подготовиться к Причастию. Что нужно сделать? Е. Кондратьева, Воронеж «Правила подготовки просты, их легко можно найти в православных молитвословах и различных брошюрах в церковных лавках. Скажу кратко: за три дня до Причастия нужно отказаться от скоромной пищи и развлечений — поститься, примириться с тем, с кем находитесь в ссоре, воздерживаться от супружеского ложа и обязательно прийти на исповедь. Поразмышляйте о своей жизни, вспомните неправильные поступки, греховные слова и желания — всё, в чем вы были неправы, и дайте себе и Богу обещание, что больше не пойдёте по греховному пути». О семье и детях Я живу в счастливом браке 33 года, но мы не венчаны, и это меня очень беспокоит. А вот мужа — напротив, всё устраивает. Посоветуйте, пожалуйста, как мне мотивировать супруга к Венчанию? М. Сергеева, Воронеж «Могу посоветовать вам спокойно и рассудительно рассказать супругу о том, насколько важно для вас Венчание. Не нужно проявлять чрезмерную настойчивость: если он не пожелает — это его право. Нельзя человека привести к Богу путём принуждения к принятию Таинства, вследствие этого в вашей семейной жизни могут произойти осложнения. Некоторые говорят, что нельзя приступать к Причастию людям, которые не венчаны — это неправильно. Молитесь за своего мужа, а главное — берегите свой брак независимо от того, венчанный он у вас или нет. Так наставляет нас Господь через апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14). Итак, если муж не чинит вам препятствия для православной жизни, то и вам нужно уважать его выбор и прилагать все усилия к сохранению семьи. При этом ничто не мешает вам время от времени рассказывать ему о вере и предлагать принять благословение Божие на ваш брак через Венчание». Подруга на последних сроках беременности. Уже известно, что у неё родится девочка, и для нее выбрали имя — Марта. Скажите, пожалуйста, это православное имя? И крестят ли у нас детей с таким именем? Л. Морозова, Воронеж «Марта — это западный вариант произнесения имени Марфа; так оно будет произноситься при Крещении, а затем и при других церковных Таинствах. В светских же документах можете записать её Мартой, если вам так больше нравится». Моя племянница двух своих маленьких детей воспитывает без шлепков, окриков и вообще их не наказывает: считает, что детей бить нельзя. Но они её совершенно не слушают — «ходят на голове». Моя же бабушка, вырастившая всех нас, всегда говорила: «Не жалей розги для сына своего». А как сейчас Церковь относится к таким рекомендациям? Н. Ермолаева, Бобров «Вы сейчас привели почти дословную цитату из Ветхого Завета. В книге Притчей Соломоновых сказано так: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13, 25). Этот старинный совет — из истории жизни еврейского народа, который всегда относился к воспитанию детей очень мудро. С любовью наказывать расшалившихся детей предписывает и Новый Завет. Конечно, при воспитании ребёнка можно избегать наказаний, но тогда самим родителям нужно быть настолько высоконравственными людьми и настолько усердно заниматься воспитанием, чтобы вы были для детей не только родителями, но и друзьями. Тогда они, в свою очередь, почувствуют потребность делиться с вами переживаниями и проблемами, Вы станете для них непререкаемым авторитетом. Достаточно будет вашего взгляда, чтобы ребёнок понял, что он не прав. Такие семьи есть, но их крайне мало, поскольку ни терпения, ни времени на воспитание детей у многих родителей часто не хватает. В этом случае приходится прибегать к наказаниям: разумеется, не причинять физический вред, а, например, поставить в угол, лишить игрушек на какое-то время, либо не отпустить на развлекательное мероприятие. Главное, чтобы ребёнок понял, что он не прав и наказан справедливо, — тогда он постарается избегать проступков в будущем». Стояние в вере Недавно не выдержала и затеяла спор с атеистами. Стала им доказывать, что Бог есть. Но в ответ наслушалась столько неприятного! Как правильнее: отстаивать религиозную точку зрения либо не упорствовать и не «метать бисер перед свиньями»? А. Матвеева, Воронеж «Отстаивайте свою точку зрения тогда, когда вас об этом спрашивают. Если ваши друзья и вы — православные верующие люди, то показывайте окружающим веру свою из дел своих (см.: Иак. 2; 18). Пусть ваша правота будет видна, прежде всего, из вашей жизни. Пусть люди увидят, что вы не конфликтный, а добрый и сострадательный человек, всегда готовый выслушать другого. Это заставит окружающих задуматься: а не от того ли вы такая, что имеете в своей душе веру, которой не имеют другие? Кроме того, вера — дар Божий (см. Еф. 2; 8). Возможно, ваши оппоненты просто ещё не пришли к мысли о вечном, не готовы к духовному поиску. Навязывая своё мнение и вступая в споры, вы можете вызвать только раздражение. Проявите уважение к их точке зрения, общайтесь дружелюбно, как с любыми другими людьми. Если же неверующий попытается вас и ваши убеждения высмеять, то лучше с таким человеком на тему веры больше не говорить». Хотелось бы иметь своего духовного наставника. Реально ли это, и к кому с такой просьбой следует обратиться? Е. Волошина, Воронеж «Советую вам чаще посещать храм и при этом присматриваться к служащим священникам: внимательно слушать проповеди, исповедоваться. Если кто-то из священников покажется вам духовно близким, то продолжайте ходить к нему на исповедь. Когда же у вас не останется сомнений, попросите его стать вашим духовным отцом и наставником и обращайтесь к нему за советом, как поступать в сложных ситуациях, задавайте вопросы о повседневной духовной и молитвенной жизни». Из истории знаем, что в 1948 году у Сталина была идея созвать новый Вселенский Собор, а два года назад, в 2016 году, была попытка созвать Всеправославный Собор. Он был проведён, но получился не совсем Всеправославным, поскольку наша Церковь и некоторые другие не принимали в нём участия... Вообще, возможно ли созвать Вселенский Собор, и какие при этом могут возникнуть трудности? П. Мещеряков, Борисоглебск «Созвать Вселенский Собор в наше время в принципе невозможно, поскольку он предполагает участие всех Поместных Церквей. Во время существования неразделённой Церкви состоялись семь Вселенских Соборов. В XI веке произошло отпадение Рима от единства Церкви: произошло её разделение на Восточную (православную) и Западную (католическую). От Рима, в свою очередь, откололись протестантские деноминации. Сейчас Римско-католические кардиналы и епископы под председательством Папы проводят свои Соборы, в которых Православные Церкви не участвуют. В таких условиях возможно созвать только Всеправославный Собор, но и его организовать очень трудно по многим причинам. В частности, Поместные Православные Церкви имеют различия в канонах, и подобрать вопросы для обсуждений, с которыми согласятся все участники, почти невозможно. Например, Грузинская Православная Церковь считает, что нельзя заключать браки между людьми православного и неправославного исповедания. Но в дореволюционной России даже члены царствующего дома Романовых часто заключали браки с неправославными. Таких деликатных и животрепещущих тем немало. По этим и другим причинам собранный в 2016 году Собор многие Церкви игнорировали. Даже если Всеправославный Собор и состоится, круг обсуждаемых вопросов не будет касаться вероучительных истин»«. Молитесь за близких Как правильно поминать своих усопших близких? Нужно ли ходить в церковь во все родительские субботы? Какую службу лучше заказывать — обедню или панихиду? И как часто нужно посещать кладбище? Л. Пологоева, Воронеж «Дней особого поминовения усопших в году не так много — Радоница после Пасхальной седмицы, суббота перед Троицей, День Победы — 9 мая, Димитриевская родительская суббота осенью и Мясопустная — перед Великим постом. Также поминальными являются три субботы в период Великого поста. На панихиду или на обедню (т. е. на Литургию) можно подать записку с перечнем имен ваших усопших близких. Если же хотите чаще молиться за усопших, то приходите в храм в любую субботу — в эти дни также Церковь особенно молится о упокоении почивших. Панихиды же после Литургии в храмах совершаются ежедневно. Что же касается кладбища, то посещать его и молиться у родных могил можно в любое время. Это важно для сохранения духовной, молитвенной связи с вашими усопшими родственниками и близкими людьми. Вспоминайте добрыми словами ваших близких, чтобы Господь упокоил их души со святыми и праведными». В Воронеже имели место оживлённые споры о необходимости строительства крематория. Как мне известно, Церковь портив кремации. Почему? Н. Воропаева, Семилуки «Церковь придаёт большое значение телу человека — оно участвует во всех его делах, молитве, служении Богу. Тело освящается через принятие Крещения и других Таинств, на него изливается Божия благодать. Это не просто прах земной, останки подвижников почитаются святыми мощами, через них совершаются чудеса и исцеления. Поэтому тело человека заслуживает особой почести и достойного погребения, это место памятно для потомков. Бог сказал ещё первозданному Адаму: «Земля еси и в землю отыдеши» (см.: Быт. 3, 19). Кроме того, бывают случаи, когда останки могут быть востребованы. Например, если подвижника причисляют к лику святых, либо требуется эксгумация тела для решения спорных вопросов. Случаи бывают разные, но практика христианской жизни такова, что усопший погребается в земле — так и говорили раньше об умершем: «Отошёл в путь всея земли». Поэтому кремация, которая распространена на востоке сообразно религиозным воззрениям тех народов, ничего общего с традициями наших предков не имеет». Часто стали сниться умершие родственники, и мне говорят, что нужно сходить в церковь на исповедь. Я не против этого, но стесняюсь, потому что не знаю, как вести себя на исповеди. Кто-то говорит, что нужно просто сказать: «Грешна — каюсь». Расскажите, пожалуйста, как всё должно происходить? О чём нужно говорить, а чего не надо рассказывать? М. Харитонова, Новая Усмань «Не пугайтесь, нет ничего страшного в том, что снятся умершие родственники. Действительно, для успокоения души лучше всего вам исповедоваться и причаститься. Скажите священнику, что вам никогда не случалось этого делать ранее, и он вам всё объяснит и расскажет. Возможно Сам Господь через напоминание вам о ваших родственниках призывает прийти в храм и помолиться о них и о себе. Подайте в церкви записку о упокоении их душ, можно раздать милостыню — не обязательно деньги, а, например, продукты, одежду или обувь. Можно отдать вещи нуждающимся знакомым, людям у церкви, либо принести их в храм святого апостола Андрея Первозванного (ул. Хользунова, 107-Б), там их передадут неимущим. Раздавая милостыню, просите людей, чтобы помолились о ваших родственниках — это старинная добрая христианская традиция».

Митрополит Сергий: «Вера человека должна быть видна из его дел»
© АиФ