Войти в почту

Гаджеты, блоги и YouTube. Писатель о том, почему нельзя заставить читать

По данным онлайн-опроса, проведённого Международным институтом маркетинговых исследований, Россия по количеству времени, затраченного на чтение, на втором месте после Китая (на третьем Испания). В неделю средний россиянин тратит на чтение художественной литературы (помимо учебной и профессиональной) семь часов. И это сегодня, когда все говорят о том, что человечество ушло в гаджеты. Глава представительства Союза российских писателей по Краснодарскому краю Лариса Новосельская рассказала «АиФ-Юг» о том, что мы ищем в книгах и можно ли без них обойтись. «Против современных технологий нет приёмов» Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Лариса Ивановна, зачем вообще читать книги? Лариса Новосельская: Лично для меня и многих-многих людей этот вопрос стоит иначе: если не читать, то зачем жить? Книга ведь не просто источник знаний. Она - источник мудрости. А ещё - друг, который не предаст, воспитатель, который научит различать добро и зло, источник наслаждения для тех, кто привык упиваться не только кулинарными изысками... «Такое вкусное чтение» - пошлая фраза. Так могут говорить только читатели бульварных романов: пошелестели страницами, сходили в гости к вымышленным героям и забыли о них. И душа не болит. «Мыслящий тростник» ищет книгу, которая перевернёт душу, заставит работать и голову, и сердце, сочувствовать (сейчас это называют эмпатией) другим людям, поэтому настоящие книги как золотой песок намываются «старателями» и оседают в виде классики. Я сейчас наслаждаюсь (и всем рекомендую) лекциями писателя Дмитрия Быкова и его общением с молодёжной аудиторией онлайн. Какие умные вопросы задают ребята, как они эрудированны, просвещены, как глубоко разбираются и в русской, и в зарубежной литературе... Составляют списки лучших книг современности и прошлого, спорят о трактовке образов литературных героев, анализируют течения и направления. Хотя и отдаю себе отчет, что таких молодых людей - меньшинство. Впрочем, как всегда. - А если ребёнок не хочет читать - что делать, заставлять? - Мы с внуком за всё лето прочли «Лев и собачка» и «Тёма и Жучка». Я, как бабушка, честно признаюсь, потерпела сокрушительное поражение. Чтение на восьмилетнего человека действовало как суровое наказание. «Собачка умерла от рака, а лев умер от старости», - решительно захлопывал он книгу, но при этом бежал кормить соседских котов. Почему не срослись естественная и литературная доброта и жалость - вот вопрос. Поэтому я думаю, что наша - семьи и школы - обязанность научить читать. А уж будет человек это делать или нет, зависит от его внутреннего устройства. Я знала многих «простых» людей, которые читали запоем, и многих с высшим образованием, которые читали одни газеты. В советские времена никто бы не признался, что у него нет домашней библиотеки - богатство дома определялось по размерам книжных шкафов. Хорошо это или плохо? Опять же: каждому своё. Мещанам были нужны обложки с золотым тиснением, настоящие книгочеи перепечатывали «Один день Ивана Денисовича» на машинке под копирку. Сегодня качество книгоиздания растёт, а тиражи падают. Но это уже совсем-совсем другое время. - Говорят, книжка должна отвлечь ребёнка от гаджетов, для многих родителей в этом видится главный смысл чтения. - Должна ли? В силах ли? Очень сомневаюсь. Против современных технологий нет приёмов. Тем более, там деньги. Вот любимый мультик из YouTube, называется «Валера». На фоне убогой графики и анимации желейный медведь, он же конфета, Валера получает и тестирует всяческие товары для детей. Пищалки, лизуны, китайские штучки с Али-экспресса и воспитывают консьюмеристов - людей, видящих смысл жизни в бесконечных покупках. С детьми и так не пройдёшь спокойно мимо ларька со всякой всячиной: «Купи!». А тут ещё такая «воспитательная» программа! И как противопоставить обществу потребления с огромными денежными ресурсами и влиянием детскую книжку, над которой надо ещё потрудиться, складывая из букв слоги и слова? Зачем Настю съели? - По мнению немецкого философа Артура Шопенгауэра, чтение бесполезно и вредно. Мол, читатель через книги получает чужие мысли и хуже их усваивает, чем, если бы он дошёл до этого самостоятельно. Кроме того, происходит ослабление разума из-за привычки искать идеи во внешних источниках, а не в своей голове. Согласны ли вы с философом? - Думаю, Шопенгауэр имел в виду манипуляцию сознанием, которое расцвело пышным цветом через 200 лет после этого высказывания. Конечно, это опасно. Но, с другой стороны, умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих. Человек, прочитавший Диккенса, уже в молодости имеет представление об алгоритмах поведения и типах личности, что поможет ему избежать многих неудач и разочарований. Хотя, конечно, жизнь меняется. Вот тот же скандально известный писатель Владимир Сорокин утверждал, что литература - это мёртвый мир, а изображенные в романе или рассказе люди - «не люди, это просто буквы на бумаге». В высказывании писателя содержится ключ не только к его пониманию литературы, но и к постмодернистскому сознанию в целом. - Почему же некоторым читателям он нравится, этот писатель Сорокин, в произведениях которого люди испражняются, изощрённо друг друга убивают, едят и так далее? - Сорокин - писатель для профессиональных читателей, которые разбираются в литературных направлениях, стилях и тому подобное. Казалось бы, что за бред повесть «Настя». Начинается вполне классически, в стиле Тургенева: собираются гости на 16-летие девочки Насти. (Действие происходит в ХIХ веке). Все чинно-благородно, но, в конце концов, именинницу зажаривают и съедают. Так вот, «Настя» - она не о еде. А о том, как родители, друзья, родственники и общество съедают, захламляют мозг своим детям. Такой писательский приём называется реализацией метафоры: «просить руки» - не руки и сердца, а буквально: отрезать руку и съесть. Это и протест: почему предложение брака понимается как присвоение руки женщины? Писатель, видимо, пытался узнать степень развития или деградации нашего общества, но его метафорический стиль у многих вызывает отторжение. - Да, современная литература вызывает много вопросов. Но... Не устарела ли классика? Зачем её читать, зачем заставлять читать её детей, если они даже не все слова понимают? Например, «бразды пушистые взрывая» - для школьников тарабарщина ведь... - «Летит кибитка удалая/ Ямщик сидит на облучке/ В тулупе, в красном кушаке». Да, нашим современникам, даже и некоторым взрослым, есть, что расшифровывать в пушкинском «Онегине». Но ведь красиво! А что имел в виду Александр Сергеевич вот под этим: «Порой опять гармонией упьюсь,/ Над вымыслом слезами обольюсь»? Упоение гармонией, ритмом, рифмой, лексикой, эпитетом... Это развивает воображение, прививает вкус, даже минуя смысл. Литература, особенно поэзия, не обязательно должна быть понятной. Она должна быть духоподъёмной, вдохновляющей... Пишите, люди, пишите! - Иногда возникает ощущение, что писателей у нас больше, чем читателей. Всегда ли было так много пишущих (я имею в виду вообще всех, кто пишет регулярно посты в соцсети), как в наши дни? Сомневаюсь... Это явление, массовая увлечённость блогами - к добру или к худу? - Это акт творчества и самореализации, что лежит в самой творческой природе человека. Всегда призываю: пишите! Ничего не пропадает напрасно. «В стихах гения видно гения, в стихах графомана видна эпоха». Эпоха! Разве этого мало? - Но отдадим должное и профессионалам. Кого бы вы отнесли в разряд лучших кубанских авторов? - Профессиональными писателями мы не обделены. У нас есть всероссийский классик Виктор Лихоносов, есть знаток истории Кубани, её быта и нравов Виктор Рунов. В этом году ушёл из жизни тонкий стилист, путешественник, именем которого назван мыс на Камчатке Леонид Пасенюк, близится 90-летний юбилей чудесного детского поэта Анатолия Мовшовича. Прозаик Светлана Макарова пишет рассказы и повести о простых людях, живущих на Кубани, пишет нежно, тонко, с любовью. В станице Полтавской живёт и творит Николай Ивеншев - признанный прозаик и поэт, в городе Кореновске - лауреат премий по культуре поэт Николай Зиновьев... Поэтами вообще мы богаты, не зря Марианна Панфилова написала крылатую строчку: «Краснодар - это город поэтов и странников». Юрий Гречко, Александр Черепанов, Анна Мамаенко, Любовь Сирота, Виктор Домбровский, Вячеслав Дейнека... Имена можно множить и множить. И появляются новые прекрасные поэты. Недавно я познакомилась со стихами Лидии Вдовченко из Ейска. Они профессиональные. На Кубани нет ни одного района без литературного объединения, где собираются любители словесности и делятся своим творчеством, обсуждают, спорят, даже ссорятся из-за одной строчки. А энтузиасты-библиотеки? В их литературных гостиных не пустуют места, когда проходят встречи с писателями. Кстати, и ваша газета делает благое дело, - проводит литературные конкурсы. Кончается знойное лето, и для каждого творческого человека наступает Болдинская осень. И мы с радостью ждём её зрелых плодов. Уверена: дождёмся.