Сказочный урок: Алеша и Монеточка

В спецпроекте «О детках и монетках» портал Банки.ру учит, как через сказку объяснить ребенку основные финансовые термины и принципы работы банковских продуктов. Литературные произведения мини-формата мы взяли из специального раздела на сайте ЦБ РФ, ведь кому, как не регулятору, знать, чем заинтересовать малышей-банкирят. «Если б мне платили каждый раз, Каждый раз, когда я думаю о тебе…» (эпиграф) Сказка о монетках (Т.В. Грекова) Жили у Алеши в кошельке восемь монет: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей и 10 рублей. Сначала монетам было очень весело и интересно, они рассказывали друг другу, где побывали и на какие товары их меняли, но со временем, когда все истории были пересказаны уже по нескольку раз, монетки загрустили. Начало этой сказки само наводит на мысль о том, чтобы научить малыша считать монетки (попозже можно и купюры), а младшекласснику рассказать, деньги какого номинала существуют в России, как они выглядят и как распознать подделку. Кстати, здесь на помощь тоже придет специальный раздел с картинками на сайте ЦБ РФ про банкноты и монеты. Однажды солнечным утром монета 2 рубля предложила: - А давайте укатимся из кошелька и опять будем путешествовать? - Нет, — возразила ей монета 10 рублей, она была самая старшая и мудрая, — это будет нехорошо, ведь Алеше нас подарили. Если мы все укатимся, то он подумает, что потерял нас, и расстроится. Давайте сделаем вот что: мы будем исчезать по одной, по очереди, а вместо себя оставлять для Алеши подарки. - Здорово ты придумала! – восхитилась монетка 5 копеек. - Я даже знаю, что Алеше можно подарить. Он как-то рассказывал, что ему очень нравится ручка с синими кристалликами из магазина напротив. Здесь затронута крайне тонкая тема – денежные подарки ребенку. Психологи считают, что, например, за хорошие оценки в школе деньги давать не стоит, а вот за помощь родителю при наличии нужных навыков у ребенка – можно. Кстати, дети младшего возраста подарки в денежном эквиваленте не оценят, просто не поймут. Для более старших же детей любой вид «задаривания» (будь то игрушки или деньги) – это зачастую попытка родителя «откупиться» за недостаточное внимание сыну или дочке. Так что подобные темы, прочтенные детям из сказок, могут стать неплохим поводом для обсуждения самого заветного подарка (вдруг это не iPhone, не PlayStation и не очередной робот-трансформер или кукла Барби, а просто целый день с мамой). Все монетки с радостью поддержали эту идею, только они никак не могли решить, кто же первым покатится в магазин. Сколько стоит ручка с кристалликами, они не знали, поэтому каждая думала, что именно ее можно обменять на эту ручку. - Я буду первая! Нет – я! – кричали и спорили они. Мудрая монета 10 рублей опять пришла на выручку. Она предложила: — Пусть первой катится в магазин и попробует обменяться на ручку с кристалликами самая младшая монетка. - А кто у нас самый младший? – заволновались монетки. - Ну вот! Спорили, кричали, а самого главного-то и не знаете, — усмехнулась монета 10 рублей. - Самая младшая – это монетка 1 копейка, дальше идет 5 копеек, потом 10 копеек и, наконец, 50 копеек. Монетка 50 копеек – самая главная. Но, только среди монеток-копеек! А дальше идут монеты-рубли: 1 рубль, 5 рублей и, конечно, я – монетка 10 рублей. Я самая старшая и главная из всех монет. - Значит, я самая старшая среди монеток-копеек?! – загордилась монетка 50 копеек. - Среди копеек-то ты старшая, но я главнее тебя, потому что я монета-рубль, — сказал 1 рубль. - А ну-ка, монеты, стройтесь по порядку! – скомандовала монета 10 рублей. Монетки покатились и встали в шеренгу: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей. Деткам постарше можно объяснить, как именно появляются деньги (хотя бы в России): монетки чеканит Монетный двор, банкноты печатает Гознак, а за количество денег в обращении отвечает Центральный банк РФ. Подросткам расскажите, что иногда некоторые деньги пропадают (выходят из обращения), а другие появляются. Про деноминацию разговор лучше отложить до старших классов. - Молодцы! – похвалила монета 10 рублей и встала последней как самая старшая. - Теперь вы поняли, кто из нас самая младшая и покатится в магазин первой? – спросила монетка 10 рублей. — Еще бы! Конечно, понятно! Первой покатится монетка 1 копейка! — почти хором прокричали монеты. Счастливая монетка 1 копейка укатилась, а остальные монеты, позвякивая, стали ждать. Монетка 1 копейка вернулась довольно быстро. — Ну, что? — обступили ее монеты. — Я не смогла обменяться на ручку. Я одна ни на что не смогла бы обменяться в этом магазине, — расстроилась монета 1 копейка. — Ничего страшного, — успокоила ее монета 10 рублей. — Вспомни, ведь ты и раньше не обменивалась на товары одна, а всегда в компании. — Точно! — обрадовалась монета 1 копейка. — Я так долго пролежала в кошельке, что уже и забыла. Теперь в магазин покатились вместе монета 1 копейка и следующая за ней монета 5 копеек. Однако и они вскоре вернулись. — Опять не хватает, — разочарованно протянули они. Они взяли с собой следующую по очереди монету 10 копеек и покатились вместе. — Нас слишком мало, — сказали они, вернувшись. Тогда с ними покатилась и самая главная из монет-копеек — монетка 50 копеек. Уж она-то не сомневалась, что вместе с ней они обязательно обменяются на ручку с кристалликами! Когда и они вернулись, монета 10 рублей решила уточнить, сколько же стоит эта ручка из магазина напротив. Оказалось, что монеты-копейки не очень хорошо умеют считать, поэтому не поняли, что написано на ценнике. — Да... — неодобрительно покачала головой монета 10 рублей. — Что же, 1 рубль, отправляйся и ты с ними! Иногда даже студенты не знают, сколько стоят самые простые продукты (если они живут не в общежитии, конечно, — тут хочешь-не хочешь, а узнаешь). Все дело в том, что когда холодильник наполняют в основном только родители, ребенок зачастую не в курсе реальной стоимости продуктов. Поэтому крайне полезно с детства выбирать в магазине товары вместе с малышом. Сначала просто объясняя, что это за продукт, из чего делается и для чего используется (подобная интересная игра заодно убережет ваш кошелек от скупки половины магазина по просьбе ребенка). Чем старше ребенок, тем больше информации можно ему давать, и к средним классам уже даже отслеживать изменение стоимости товаров и искать вместе товары-аналоги подешевле. Подобные «супермаркетовые» уроки будут особенно хорошо сочетаться с финансовыми игрушками дома. С монетами-копейками покатились монеты 1 рубль, потом 2 рубля и 5 рублей, но и они не смогли обменяться на желаемую ручку. — Ладно, давайте и я с вами покачусь — разберемся, что к чему, — решила монета 10 рублей и они, блестя на солнце боками, покатились в магазин. — Вот! Вот эта ручка с синими кристалликами! — закричали монеты, остановившись у витрины. — О-о-о, опять вы ... — лениво протянула ручка. — Моя цена — 18 рублей 66 копеек. Сначала посчитайтесь как следует, потом приходите. Не дергайте меня зря. — Монетки, становись по порядку и давайте считаться! — скомандовала монета 10 рублей. Монетки построились, посчитались и выяснили, что их сумма — ровно 18 рублей 66 копеек. Как известно, в сказках всегда счастливый конец. Но в жизни нередко бывает иначе и сложнее. На этом примере донесите до ребенка идею, что на многие желанные вещи придется копить. Накопление, составление бюджета и организация разумных трат – это часть детского финансового плана. Не нужно бояться знакомить ребенка с миром денег и экономии с самого раннего возраста. Все обрадовались! Ручка была рада, что ей больше не придется лежать без дела и у нее появится хозяин — мальчик Алеша, а монетки — что они опять начнут путешествовать. Монетки объяснили ручке, где живет Алеша, а сами, довольные, покатились в кассу магазина, договорившись как-нибудь встретиться и рассказать друг другу о своих новых приключениях. ...Когда Алеша вернулся из школы, он нашел пустой кошелек, а рядом — красивую ручку с синими кристалликами. Он понял, что это монетки сделали ему подарок, и был очень доволен.