Войти в почту

В «МК Черноземье» обращались не только жители «наших» регионов

Бывший издатель «МК Черноземье» Роман Алехин прокомментировал ситуацию с переходом редакции новому собственнику. В минувшую среду, 29 августа, информационное агентство Sekunda.media сообщило о том, что еженедельник «МК Черноземье», работавший по четырем регионам: Курской, Орловской, Белгородской и Липецкой областям в очередной раз сменил издателя. Прошлая реорганизация, напомним, прошла в последних числах июня. С 4 июля вышло 9 номеров газеты и вот — очередные перемены. Москва передала франшизу опять же курянам. Издателем выступит Николай Макарский, пост главного редактора займет Надежда Черникова. Что предшествовало смене собственника? На этот и другие вопросы ответил Роман Алехин. Он же рассказал, что о решении столичной редакции стало известно сразу после выхода в свет очередного номера газеты. Для издателя и коллектива это известие стало такой же неожиданностью, как и для читателя. Поднимать пришлось с нуля - Мне сообщил обо всем в минувший вторник генеральный директор Издательского дома «Московский Комсомолец», руководитель проектов «МК. Российский региональный еженедельник» и «MK. World Weekly» Олег Воробьев. Он позвонил около трех часов дня и сказал, что, к сожалению, вынужден расторгнуть контракт и забрать «МК Черноземье». На вопрос о причинах принятия такого решения напрямую отвечать не стал, но прозвучал намек, что редакцию попросили это сделать. Кто? Почему? Никто не сказал. Ситуация на самом деле удивительная. И в первую очередь потому, что на протяжении этих 9 номеров, вышедших под моим руководством, ни одной претензии из Москвы не поступило. Ни по поводу количества, ни по поводу качества материалов, ни по другим вопросам. - Но ведь за эти два месяца удалось многого добиться? Или нет? - У меня есть все отчеты от предыдущего издателя, из которых понятно: с кем «МК» раньше работал, как. И в последние месяцы у него газета, согласно этим документам, выходила в количестве 1000-1500 экземпляров. Когда я принимал дела, то начал с общения с почтами. Переговоры вел лично, поскольку хотел сразу обозначить нашу позицию, а также узнать, что хотят контрагенты, какие проблемы были, ознакомиться с их идеями по распространению. И когда я начал обзванивать основных распространителей — Почту России и воронежскую Сегодня-Пресс, которые распространяют по всем нашим регионам «МК Черноземье», об издании отзывались преимущественно в негативном ключе. Почему? Во-первых, прыгали тиражи, как нам сказали, во-вторых, были проблемы со сроками поставки. «МК» мог прийти в четверг-пятницу, мог просто без объяснения причин не оказаться на складе. Проблемы был с тем, что газеты приходили мятые, в плохом состоянии. Мне пришлось уговаривать работать с нами, объяснять, что это уже не тот «МК», что мы - разные издатели, соответственно и работать будем по-другому. Это бизнес, а мы привыкли вести его иначе, гарантируя, что проблем не будет. Соответственно, их и не было. - Вопрос с тиражами тоже, выходит, был решен? - Да, уже первый номер «МК» у нас вышел в количестве примерно 4 000 экземпляров. Верстался он за 1-2 дня буквально, можно сказать «на коленке», потому что предложение от Москвы поступило очень внезапно. У меня не было готово абсолютно ничего. Не были установлены компьютеры, пришлось экстренно искать журналистов. В результате первый номер мы делали 1-2 дня. Второй номер — уже больше 5 тысяч экземпляров. С третьего номера мы убрали программу. То есть все 12 региональных полос заполнили собственной повесткой. Штат за это время успел обновиться несколько раз. Слава Богу удалось вернуть часть «стариков», которые работали давно в МК Черноземье», в итоге последний месяц работы удалось сформировать действительно сильный пул корреспондентов, которые и выпускали газету. У нас начали появляться собственные корреспонденты в других регионах, начали сами ездить. Что касается интернет-версии, то и здесь удалось достичь многого. Просмотры выросли примерно в пять раз, люди стали подписываться на паблики в соцсетях и их аудиторию также удалось увеличить практически в два раза. Последний месяц из соседних регионов начали звонить люди с благодарностью за то, что вернули им тот «МК Черноземье», который они когда-то любили, говорили, что мы даже сделали его лучше. Соответственно, с контрагентами все проблемы тоже были устранены: газета начала выходить вечером с понедельника на вторник и сразу же доставлялась контрагентам. То есть уже в среду утром, как предусмотрено по договору и как это предусмотрено редакционной политикой, она была уже во всех отделениях почты и точках распространения. - Сегодня кто-то пустил слух, что и до четверга газету могли не видеть в том же Орле. Что Вы скажете об этом? - Во вторник газета была уже везде. Я сразу поставил такую задачу. Дело в том, что «МК Черноземье» для меня пока не был бизнесом. Я понимал, что наверное год как минимум, он не станет прибыльной газетой. В этом тираже издавать газету по затратам выходило что-то около полумиллиона рублей в месяц - это с бумагой, услугами связи, работой журналистов, содержанием автомобилей для корреспондентов, потому что я считаю, что они должны быть мобильными. С 10 000 экземпляров затраты уже растут несущественно. Когда я брал «МК», рассчитывал, что через 4-5 месяцев начну выходить на убыток 200-250 тысяч, и он меня, в принципе, устраивал, поскольку у меня есть другие бизнес-проекты, на которых я и зарабатываю деньги. Я понимал, что так как это газета, то одной из самых проблемных точек будет распространение. И здесь я вполне мог все наладить, так как «МК Черноземье» выходил в тех регионах, где у меня есть представительства собственного розничного бизнеса — салонов ортопедии Орто-Доктор». Соответственно, с логистикой проблем не было, поскольку у меня все равно в этих направлениях регулярно ходят собственные машины, осуществляющие доставку продукции. То есть мы будем в срок привозить газету. Раз появились слухи, что были нарушения в этом плане, то они точно беспочвенны. Газета в Курске была ночью, развозилась с понедельника на вторник, в ближние регионы тоже ночью, в дальние — Липецк и Воронеж, куда мы ее также завозили дистрибьютору, она попадала во вторник до обеда. Ни разу не было такого, чтобы она не попала в положенный срок. Я и раньше существенную часть средств тратил на социальные проекты: благотворительность, помощь детям по развитию трудовых навыков, выплату стипендий в школах. К моменту приобретения «МК Черноземье» уже был владельцем СМИ — КurskTV.ru - и видел в новом проекте в первую очередь социальную миссию, а не возможность заработать деньги. Я прекрасно понимал, что при помощи СМИ — а это «четвертая власть» - реально можно сделать многое. При грамотной работе средства массовой информации мы даже за этот короткий период успели помочь многим людям. Спасти жизни в том числе. И для меня это был именно социальный проект, в который я вкладываю свои деньги, энергию, силы, свои знания как предпринимателя. Коллектив предпочел раскрученному бренду региональное СМИ - За какие проекты обиднее всего? - За все. Не до конца довели серию публикаций по защите молодого человека из Фатежа, необоснованно обвиненного по особо тяжкой статье. Но все равно мы добились определенного результата и уверен, что следственный комитет все-таки разберется в этой истории и закроет уголовное дело. Это будет спасенная жизнь. Строго говоря, все проекты были для «МК Черноземье» новыми. Фотопроект был сделан, я считаю, очень здорово, и планы на будущее по нему были действительно масштабные, предполагающие в дальнейшем развитие именно в рамках четырех регионов. Интересный проект был по путешествиям, особенно по публикациям про Африку. Конечно, аудитория на тот момент была еще у него достаточно мала, но в дальнейшем эти статьи однозначно нашли читателей. Я считаю, что у нас гораздо профессиональнее, чем у коллег получился проект про «Здоровье». Он мог тягаться даже с теми полосами, что готовила федеральная редакция, потому что под каждый выпуск мы собирали мнение огромного количества врачей из каждого региона. В результате читатель мог узнать: как относятся ведущие специалисты разных регионов к той же вакцинации. Составить собственное мнение по проблеме. Новый проект «Деловая среда» сразу привлек внимание не только региональных, но и федеральных спикеров. К нам зашли, к примеру, основатель международной сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман, создатель самой, наверное, известной компании, выпускающей настольные игры, - «Мосигра» - Дмитрий Кибкало. Наши статьи комментировали ведущие адвокаты России, ведущие специалисты из других областей. Это только подтверждает тот факт, что редакция переросла региональный формат и стала действительно мощным федеральным проектом. Потому что сами понимаете основатель «Мосигры» вряд ли в городской курской газете захотел бы публиковаться, если бы не хотел, конечно, приехать сюда с платным тренингом. А тут — рассуждения о бизнесе, советы. О том, что «МК Черноземье» перерос региональный формат говорит и то, что в редакцию звонили жители и других регионов страны. Из того же Смоленска. Хотя, казалось бы, у них есть свой филиал «МК», но доверить решение собственных проблем люди хотели именно нам. Уже после того, как забрали франшизу, буквально сегодня ночью, мне написали из Воронежа: «Здравствуйте, Роман, я вас читаю, начал читать «МК Черноземье», у нас есть «МК Воронеж», но я вижу, что только Вы можете защитить наши интересы...» И дальше человек пишет о своей проблеме. Это показатель того, что качество «МК Черноземье» стало таким, что ему начали доверять люди из других регионов. - Во что это могло вылиться в дальнейшем? - Например, в то, что мы бы больше в себя поверили. Кстати, когда мы только начали издавать «МК Черноземье», Олегом Воробьевым было озвучено, что в конце августа у нас пройдут переговоры по трем регионам. Предложили сразу взять Брянск, Тамбов и Тулу. Но это было еще едва ли не перед выпуском первого номера. Я тогда признался, что до этого бумагу никогда не издавал, предложил сперва попробовать, стартовать, а потом уже вернуться к этому вопросу. Конец августа-начало сентября мы должны были разговаривать по поводу присоединения к «МК Черноземье» как раз Брянска, Тулы и Тамбова. Я сказал, что мне это интересно. Тем более, что была возможность для удобства издания завести туда и другой свой бизнес, минимизировав тем самым затраты на логистику. Такая поддержка в виде звонков из других областей РФ только укрепила бы нас в мысли, что да, мы готовы выходить на другие регионы страны. Мы созрели для этого. - Как строятся отношения с новым руководством издания. Высказывались ими пожелания сохранить коллектив? - Что интересно, я узнал это внезапно. И уже в этот же день главная редакция начала обзванивать моих сотрудников и приглашать их перейти в новую редакцию. Соответственно уже после этого и новая редакция начала звонить и приглашать их. Я не возражал. Моя точка зрения такая, что редакция не просто носит это название «редакция» - это больше чем просто помещение или разрозненные сотрудники. Она подбивается постепенно. Примерно полтора-два месяца мы ее создавали, так как у нас были довольно сжатые сроки, а планы амбициозные, ведь мы собирались уже через пару месяцев после открытия говорить о новых регионах. Пришел главред, сотрудники, не сработались — ушли. Потом ушел главред. Стал новый. Опять карусель с сотрудниками, а потом постепенно сформировался именно тот коллектив журналистов во главе с главным редактором газеты, который был оптимальным. Когда редакция собрана, уже она вместе с издателем создает повестку газеты. Я не представляю, как редакция в полном составе может уйти. Ну разве что если будет стоять вопрос перехода к такому же издателю, каким был я. Потому что они пришли работать со мной. Соответственно тот издатель, чтобы максимально сохранить коллектив, должен был бы или много заплатить, чтобы журналист сказал: «Да, я буду писать всякую фигню, но извините, за зарплату в два раза больше», или, другой вариант, у нового работодателя должны быть такие же моральные установки, как у действовавшего до него. Когда пригласили всю редакцию, предложили какую-то зарплату, из всех моих сотрудников ушли только 2 человека. Один журналист, который писал темы, которыми мы, в принципе, разбавляли жесткую тематику «МК Черноземье», и второй человек, я ей сам предлагал это, - наша специалист по верстке. Я бы с радостью ее оставил, но пока в ближайшее время у меня печатных СМИ не предвидится. Как только такое СМИ появится, я с удовольствием ее позову обратно. Примет она решение о возвращении или нет, зависит от нее самой. Вся редакция в результате осталась в моем первом СМИ. - Приятно? - Конечно. Понимаете, я же не первый день бизнесом занимаюсь, управляю коллективом с 2002 года. И когда ты с сотрудниками на одной волне, когда понимаешь, что тебя не предадут, поддержат в сложной ситуации, это дорогого стоит. Самое главное для руководителя — это понимание того, что ты делаешь все правильно. Оценка клиента и коллектива — это лучшая оценка твоей работы. Понимаете, когда в такой ситуации... «МК» - это известный бренд и если его меняют в таких условиях, если предпочитают остаться в региональном издании... Для многих журналистов бренд издания, статус важны очень, но если люди готовы ими пожертвовать ради регионального СМИ, даже без бумаги, это показатель того, что они в меня верят. И верят в то, что я не перешагну через их принципы журналистской работы. О последователях... - После того, как были озвучены имена новых владельцев франшизы, интернет сообщество было, мягко говоря, удивлено. А Вы сами? - Я издателя вообще не знаю. Слышал по поводу главного редактора, но прежде чем что-то комментировать, нужно понимание: для чего было отобрано СМИ. Для чего или за что. Наверное, и для чего, и за что. Во-первых, повестка. Если сравнивать с «МК Черноземье» предыдущего издателя, наверное, СМИ стало в чем-то мягче, как считают одни читатели. Не было таких ярких высказываний, снизилась эмоциональность. Но это, наверное, больше связано с тем, что я сам не журналист, а, напомню, закончил институт МВД. Соответственно я материалы оценивал еще и как юрист. Многие журналисты работают с текстом с других позиций. Им материал важен как проявление их сущности, как место выхода их эмоций, они работают с ним с позиций отношения к какому-то событию. Для меня газета — это инструмент свершения социально важных целей. Когда я изучал материал, спрашивал автора всегда и продолжаю спрашивать: какая цель? Я прошу корреспондентов, чтобы они сменили парадигмы и в каждой статье учились видеть цель. В коммерческом материале она очевидна: прорекламировать конкретную услугу или товар рекламодателя. В любой другой статье точно также должна быть цель. Например, возьмем опять же, нашумевшую статью про юношу из Фатежа. Мы ставили задачу не просто хайпануть, а добиться цели: чтобы прекратился беспредел, чтобы парню предоставили нормальную защиту, прекратили уголовное дело. У нас достаточно доказательств, что он не виновен. Мы практически своей цели уже достигли. То же самое касается Рыльского района. Выборы в одном из сельсоветов, которого мы считали, что проводятся с нарушениями. Итог - объявлены перевыборы, процесс вернулся в законное русло. Братская могила в том же сельсовете, про которую все забывали, которую заливало канализацией, которая поросла бурьяном, - была убрана к 23 августа. В амбулаторию стали чаще приезжать специалисты, благодаря чему также была спасена жизнь человека, которому стало внезапно плохо. Через СМИ мы заставляли власти работать. - Что стало альтернативой прежней подаче материала? - У того издателя газета была яркой, эмоциональной, но власти не боятся эмоций. А когда ты припираешь фактами, когда на основе твоих публикаций возбуждаются уголовные дела (как это было в Рыльском районе, где уже возбуждены уголовные дела по незаконной передаче земель), такая статья будет более опасна, чем если ты просто напишешь, какие «козлы» чиновники в этом районе. Мы никого не оскорбляли. Но мы давали сухие четкие факты, на основе которых правоохранительным органам можно было принимать решения. И в этом, очевидно, и увидели опасность органы государственной власти. То есть мы не просто создавали шум, от которого можно отмахнуться, как от назойливой мухи, а выносили на суд общественности реальные факты. И соответственно причиной перевода редакции могло стать именно это. Я уверен в этом. Что касается выбора новой редакции, вот здесь уже надо понимать цели. Сейчас уже в первые дни мы узнали, что газета была отобрана через посредника. Подозреваю, что за всем стоял какой-то крупный интересант из Курской области с большими финансами, имеющий влияние на федеральном уровне. В принципе, на эту роль подходят несколько компаний, по некоторым из них мы писали расследования. Кто именно, мы пока не знаем. Но точно это было сделано властями не напрямую, а через какой-то финансовый центр. Когда мне предлагали газету, уже говорили про Черникову. Я лично ее не знаю. Я бизнесмен, а не журналист. Погуглил, посмотрел, да, были в ее работе предательства, но, опять же, я не знаю их цель. Когда я брал газету, уже тогда в Администрации региона предлагали передать издание именно Черниковой, но тогда федеральный «МК» озвучил, что нужно уже в понедельник выпустить первый номер, край — через неделю, в тираже 5 тысяч экземпляров. Посчитали — у нее на тот момент денег не было. Сейчас, видимо, появился какой-то крупный спонсор. Тем более что сразу же был решен вопрос и тиражей, и выхода на два дополнительных региона. То есть если я говорил о расходах в районе 500 тысяч рублей в месяц, то здесь эти затраты могут составить 700-800 тысяч и даже до миллиона рублей. В зависимости от того, какие тиражи будут. Даже понимая, в какие регионы идет «МК Черноземье» сейчас, мы все равно не можем пока логическим методом вычислить, кто финансовый инициатор, с какой целью газета была продана или передана конкретно Черниковой. Но мы помним, что в 2019 году выборы губернатора Курской области. На сегодняшний день непонятно, кого будут поддерживать федеральные власти, а кого местные. Скорее всего, интересант проявится: или в риторике газеты в отношении к каким-то конкретным предпринимателям или какой-то конкретной компании. Или, возможно, – отношением к кому-то из кандидатов. Ну, например, я сейчас не говорю, что это «Мираторг», но поскольку это один из вероятных интересантов, мы сможем увидеть в ближайших номерах хвалебные статьи именно ему. И тогда поймем, что это – «Мираторг». Или, допустим, со следующего номера увидим в каждой статье похвальбу в адрес ГРИННа, после наших разоблачений, тогда поймем, что этом может быть и он. Почему? Потому что во всех этих регионах есть гипермаркеты ГРИНН, во всех них присутствует «Мираторг». Кто еще? Ну, будет видно. По газете, я думаю, это проявится. Или же станет заметно позднее, когда обозначатся кандидаты на пост губернатора Курской области. Так как мы создали хороший пул журналистов по расследованиям, возможно, выясним все гораздо раньше. В течение недели. И тогда обязательно озвучим еще раз свою точку зрения. Новый день - новые проекты - Я правильно понимаю: с уходом редакции и сохранением коллектива все только начинается? - Да, я потерял газету, но это не значит, что мне отбили руки. Просто изменится риторика КurskTV. Он перестанет быть чисто новостным порталом. Отнять и его у меня не получится. Это мое СМИ, не франшиза. Редакция газеты «МК Черноземье», даже с собкорами в регионах, переходит в штат этого ресурса. Это на ближайшее время. Одновременно на сайте появятся новые интересные разделы, расследования, материалы. Все то, что люди любили в «МК Черноземье», они смогут увидеть в КurskTV, так как я не знаю: смогут ли они это уже прочесть в «МК Черноземье» с той редакцией, которая приступает к выпуску. На следующей неделе, а может и раньше, мы презентуем новый проект. Он будет острый, интересный. Это будет не новостной портал, а информационно-аналитический. И это будет очень интересно. Речь идет об абсолютно новом СМИ, которое, возможно, стартовав с интернет-версии, я думаю, в короткое время перейдет и на бумагу. Дело в том, и это хочется особо отметить, что создать хороший серьезный проект информационно-аналитического формата «МК», формата «Sekunda.media» - нелегко. Потому что журналистов, которые могут делать такие статьи не так много. Я не знаю, выпускают ли хотя бы одного подобного журналиста в год наши вузы. Да и строго говоря научить этому невозможно, потому что для расследования, журналист должен обладать очень большими связями, должен наработать доверие, а оно заслуживается годами, должен вообще не иметь страха, потому что чаще всего несправедливость творят сильные люди. Те, у кого есть власть: финансовая, региональная или государственная. И при этом журналист, понимая, что он сталкивается с сильными людьми, все равно идет напролом за справедливость. Эти качества на сегодняшний день в Курске у единиц журналистов. То есть создать 10 редакций, которые будут заниматься журналистскими расследованиями, острыми материалами, значимыми социальными проблемами, просто невозможно. В рамках России таких СМИ единицы. Наверное, десяток. Это тех, которые не просто пишут хвалебные статьи на новостную повестку, а делают аналитику, делают действительно серьезные журналистские расследования и не боятся высвечивать материалы, которые не бьются с позиции власти. Хоть заявления и идут, что «МК Черноземье» останется прежним, но я в это не верю. А вот КurskTV изменится точно! Фото: соцсети

В «МК Черноземье» обращались не только жители «наших» регионов
© КурскТВ