Ещё

Как стать настоящим фотографом: 7 уроков Анри Картье-Брессона 

Фото: BigPikcha.ru
Анри Картье-Брессон — один из известнейших фотографов в истории. Он является соучредителем фотоагентства Magnum, которое блестяще запечатлело не просто события, но и сам дух XX века. Жизнь фотографа была наполнена приключениями и волнениями, которые отразились в самой сути его работ, столь нами любимых. Собрания его работ оформлены в многочисленные печатные альбомы-портфолио, созданные с участием автора и при поддержке его друзей.
Как можно научиться у маэстро лучше фотографировать? Перед вами семь основополагающих принципов работы великого Анри Картье-Брессона.
Источник: si-foto.com 1. Будьте в гуще событий
«Мир разлетается на куски, а Адамс и Вестон фотографируют камни!» (Анри Картье-Брессон).
Вашингтон, США, 1957 г. Демонстрация борцов за гражданские права.
Почти сразу же после того, как Анри Картье-Брессон открыл для себя фотографию в 20-х годах прошлого века, он задался целью исследовать новые места и быть в центре важнейших событий. Любопытство фотографа и природное любопытство были для него единым понятием.
Карьера Картье-Брессона доказывает важность для фотографов никогда не застаиваться, но следовать своей природной любознательности и избегать шаблонов.
2. Не думайте над композицией во время съемки
«В фотографии визуальная гармония может вытекать только из развитых инстинктов» (Анри Картье-Брессон).
Ленинград, 1973 г. Портрет Ленина на фасаде Зимнего дворца по случаю 9 мая.
Картье-Брессон известен прекрасно организованными композициями, в которых все элементы сцены идеально сбалансированы. И все же многие его фотографии были сняты спонтанно.
Он часто говорил, что работает на инстинктивном, практически подсознательном уровне. Картье-Брессон был способен запечатлеть внезапный момент действия и воплотить его в композиционно гармоничную фотографию.
Мастер всегда уделял композиции особое внимание, утверждая, что ее принципам нужно учиться постоянно, однако его подход напоминает нам, что в момент съемки все правила, которыми успешный фотограф должен владеть в совершенстве, на самом деле лишь помогают нашим собственным глазам: «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно».
3. Черпайте вдохновение в чужих работах
«Я должен сказать, что именно эта работа зажгла искру и побудила меня изучать фотографию и смотреть на мир сквозь объектив моей камеры» (Анри Картье-Брессон).
Мальчики, бегущие к прибою. Озеро Танганьика. 1930 г.
Для Анри, парня решительного и следовавшего своим инстинктам, было достаточно одной притягательной и яркой работы другого фотографа, чтобы фотография стала делом всей его жизни.
В 1931 году ему попалась фотография Мартина Мункачи (чьи работы оказали большое влияние и на Ричарда Аведона), на которой три энергичных черных мальчика бросаются в объятия волн озера Танганьика. Снимок сочетает в себе чудесную жизнерадостность и строгую композицию, которая подкупила Анри Картье-Брессона и направила его на стезю фотографии.
4. Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки
«Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу» (Анри Картье-Брессон).
Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.
Поразительно, что фотолабораторными работами Анри никогда не занимался, а доверял проявку и печать собственных фотографий коллегам, которым в этих вопросах полностью доверял. Его занимал только снимок в момент съемки, та картинка, которую он видел в видоискателе своего фотоаппарата. Все последующие манипуляции для него были вторичны.
Как известно, Картье-Брессон никогда не кадрировал и не обрабатывал свои снимки, они были ценны ему своей подлинностью.
5. Важен не фотоаппарат, а фотограф
«Фотография не изменилась с момента ее зарождения, помимо технических аспектов, не имеющих для меня особого значения» (Анри Картье-Брессон).
Картье-Брессон никогда не скрывал, что все премудрости фотооборудования не особо его интересуют. В 1932 году он открыл для себя Leica 35 mm и использовал ее на протяжении всей своей фотокарьеры, почти всегда в паре с объективом 50 mm. Простая и незаметная камера (фотограф обклеил бликующие части фотоаппарата темной изолентой) позволила ему быть практически невидимым для будущих героев его фотографий.
«Жизнь» гораздо больше волновала Картье-Брессона, чем «фотография».
6. Не упускайте момент!
«Изумительная смесь эмоций и геометрии в одном мгновении» (Анри Картье-Брессон).
Картье-Брессон старался снять любую сцену в момент, когда эмоциональный пик сюжета приобретал наиболее гармоничную композиционную форму. Он называл этот пик «решающим моментом», что означало «моментальное распознавание, в долю секунды, значимости происходящего и одновременно точной организации форм, что придают этому событию соответствующую ему экспрессию».
Выражение «решающий момент» впервые вошло в лексикон фотографов после выхода в свет в 1952 году книги Картье-Брессона Images a la Sauvette.
Он часто сравнивал свою любовь к стрельбе с любовью к фотографии. Проводимые параллели очевидны: терпеливо ожидать появления добычи или объекта съемки, прицеливаться сквозь ружейный прицел или видоискатель, подбирая наиболее подходящий момент для «выстрела». Эта метафора свидетельствует о том, что Картье-Брессон никогда не терял бдительность с камерой в руках. Его глаза всегда были в поиске очередного момента, эмоций или юмора, которые он мог бы запечатлеть.
7. Сюжет превыше всего
«Фотография — ничто. Меня интересует жизнь» (Анри Картье-Брессон).
Дети, играющие в ковбоев. Рим, Италия, 1951.
Внимание Картье-Брессона было на 100% поглощено объектом съемки, что и позволило ему запечатлеть столько потрясающих сюжетов. Подход Картье-Брессона к предмету и смыслу фотографий предельно прост. Он считает, что в момент съемки вовсе не обязательно знать, зачем ты вообще снимаешь.
В «решающий момент» все складывается в пользу фотографа, и он понимает, что нужно нажать на спуск. В результате получаются фотографии, которым не нужны дополнительные комментарии — ими нужно просто любоваться! Что именно привлекло внимание фотографа — выражение лица или какое-то определенное расположение людей, станет ясно уже позднее.
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео